Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Прошу прощения за назойливость, но все же хочу завершить анализ текста выступления президента Армении С.Саргсяна во время 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В предыдущих двух публикациях (часть первая, часть вторая) в рамках данной колонки мы коснулись моментов, указывающих на крайне националистический характер дашнакцутюновской политики Еревана, обозначили роль и место Армянской церкви в реализации конкретных политических целей, доказали наличие целенаправленного стремления на удаление позиций сторон, указали на исторические фальсификации, являющиеся основным инструментом их национальной политики, а также выделили ряд иных факторов, указывающих на сущность армянской политики.
Подробный анализ подобных вопросов, конечно фундаментального, а не публицистического характера, является необходимостью. В противном случае наша политическая школа будет ограничиваться всего лишь констатацией, а не прогнозированием и моделированием ситуаций.
А в условиях открытой информационной войны, которую наша страна переживает уже далеко не первый десяток лет, моделирование и прогнозирование являются первоначальным условием для того, чтобы не терять контроль над ситуацией. Без моделирования и прогнозирования наша политика может стать ситуационной, которая будет ограничиваться лишь реакциями на конкретные действия оппонентов.
Итак, даже небольшой анализ позволяет нам утверждать, что стратегической целью армянской дипломатии является доказать международному сообществу невозможность мирного сосуществования различных по вероисповеданию армян и азербайджанцев. Доказать, что конфликт не политический, а исторический.
Заметим, что сохранение существующего статус-кво и/или замораживание конфликта являются благоприятными условиями для армянской политики. Так как это позволяет им не только укрепить свои позиции, но и сформировать необходимые культурно-политические стереотипы по данному вопросу в международном общественном сознании.
Кроме того, растет поколение армян, для которых Карабах никогда и не был в составе Азербайджана. А для таких армян данный конфликт будет иметь уже абсолютно иное «духовное» содержание.
Ведь они ведут войну не за завоевание свободы, а за ее сохранение. Поэтому спустя еще всего лишь каких-то 10 лет конфликт будет иметь абсолютно иное содержание. Данную социально-политическую реальность нельзя упускать из внимания.
Косвенными доказательствами подобного предположения являются следующие слова С.Саргсяна: «Мы убеждены, что мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта не имеет альтернативы» (NovostiNK.ru).
«Мирное урегулирование» в такой подаче, которая уже более чем двадцать лет осуществляется Минской группой, как раз и способствует замораживанию существующего статус-кво. Собственно говоря, данному вопросу на протяжении всех этих долгих лет мы посвятили целый ряд публикаций.
Таким образом, с позиций официального Еревана, мирное урегулирование предполагает односторонние уступки, на которые должен пойти Азербайджан. Выводы напрашиваются сами за себя.
Акцент на невозможность мирного сосуществования, как раз и служит углублению предмета продолжающегося конфликта, что и способствует дальнейшему замораживанию ситуации.
Развивая контекст, приведем следующие цитаты из вышеотмеченного выступления С.Саргсяна: «Азербайджан продолжает преследовать свою цель истребления народа Арцаха»; «Уже на протяжении лет армянофобия в Азербайджане превратилась в основополагающий и неотъемлемый компонент государственной политики»; «Армянофобия глубоко укоренилась в школьных учебниках и отравляет мышление молодого поколения этой страны».
Как вы думаете, после этих слов, к каким выводам может прийти человек, не посвященный в подробности и историю нашего конфликта? Среднестатистический молодой христианин европеец, который далеко не хорошо знает географию даже своей страны, на фоне агрессивного формирования негативного имиджа ислама, ассоциируемого с радикализмом, бедностью и безграмотностью, даже на уровне подсознания поддержит позицию обиженного единоверца армянина.
Строить политику, не учитывая социально-психологические и религиозные факторы, а также мировые тенденции, это, как играть в футбол с командой, у которой нет ворот, т.е., ты просто обречены на проигрыш.
Именно в данном контексте хочу напомнить о таком направлении государственной политики президента страны Ильхама Алиева, как активная пропаганда в современной системе международных отношений интеграционных принципов мультикультурализма. При этом формируя международный имидж Азербайджана как страны толерантности и универсальной модели межкультурного диалога.
Повторюсь, но благодаря реализуемой политике мультикультурализм и межкультурный диалог сегодня стали брендом азербайджанской дипломатии. Заметим, что данная политика перешла в свою активную стадию реализации, уже начиная с 2007-го года.
Именно приверженность принципам мультикультурализма и межкультурного диалога в совокупности с богатыми культурными традициями толерантности, как раз и могут противостоять на идеологическом уровне агрессивному муссированию Ереваном идеи о невозможности единого сосуществования.
Здесь достаточно будет вспомнить такие слова главы государства, как: «Мультикультурализм — это образ жизни Азербайджана, толерантность — это неотъемлемое качество азербайджанского народа». Эти слова и данная позиция президента являются лучшим контраргументом провокационной и националистической политике моностраны, которой является Армения.