Асиф Усубалиев, кандидат политических наук ([email protected])
Данную публикацию в рамках колонки «точка зрения» хотелось бы посвятить выступлению президента Армении Сержа Саргсяна от 19 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке во время 72-й сессии Генеральной Ассамблеи этой организации. Тема сложная, требующая анализов и пояснений.
Здесь, конечно, ошибочным будет ограничиться одной публицистической статьей, тем не менее, считаю необходимым и своим долгом выразить свое личное мнение к данному выступлению президента страны, с которой мы находимся в состоянии войны. Очень сильно надеюсь, что наши стратеги не оставят без исследовательского внимания данное выступление основного «глашатого» соседней нам страны.
Ограничиваться всего лишь такими комментариями как «это слова больного человека» или «все сказанное им является абсурдом», бесполезное занятие или, как минимум, не профессионально.
Подобные комменты бессмысленны даже для внутренней публики, они не имеют своего адресата. Если мы все еще не научились играть на опережение, то необходимо, хотя бы делать профессиональные анализы происшедшего с последующими выводами, которые определят характер необходимых для предприятия мер.
А теперь, еще раз напомнив, что трибуна Генеральной Ассамблеи ООН является самой высокой политической сценой мира, обратимся непосредственно к словам С.Саргсяна, которые были им там озвучены. Приведем всего лишь несколько ярких цитат из его выступления, которые определяют основные контуры армянской политики по отношению к существующему между нами конфликту.
Цитата первая: «Вызовов было много, однако мы им с честью противостояли. Самым важным и трудным был нагорно-карабахский конфликт».
Обратите особое внимание на то, что президент Армении говорит об основном предмете конфликта в прошедшем времени, т.е. для них вопрос о принадлежности территории уже не является даже предметом оспаривания. Данный этап он называет прошедшим. А мы вместо того, чтобы выстраивать стратегические ходы и предопределять последующие шаги наших оппонентов, все еще продолжаем молчать, при этом бессмысленно называя автора этих слов параноиком и больным человеком.
Этими словами глава страны-агрессора создает международный прецедент. Он дает понять международной общественности, что все, обратной дороги уже нет, вопрос о принадлежности или возврате территорий не может даже обсуждаться. Поэтому международные организации должны уже думать только о том, как защитить армянское население и обеспечить его право на самоопределение.
При этом, как бы случайно и подтекстом напоминая о том, что речь идет о населении христианского вероисповедания.
Господа дипломаты, политологи и стратеги, где ваши опровержения и контраргументы? Где официальные заявления? Или действительно этот вопрос для вас является «прошедшим этапом»? На наших глазах создается международный прецедент, непростительно пассивно наблюдать за этим процессом.
Необходимо обеспечить международную вовлеченность в данный конфликт, в противном случае вариантов для мирного и справедливого урегулирования вопроса просто нет. Ведь годы проходят, и растет новое поколение азербайджанцев, которые даже не видели того периода когда Карабах был в составе нашей страны. А беженцы давно уже перестали быть беженцами, мы их так называем исключительно из политических соображений.
Цитата номер два: «Я бы предпочёл говорить о мире и сотрудничестве, однако, к сожалению, мы ещё очень далеки от этого этапа» (NovostiNK.ru) . Эти слова указывают на то, что якобы Азербайджан не готов к миру, и именно мы мешаем их развитию. Да, конечно, очень легко и удобно отмахнуться, назвав эти слова абсурдом и фантазией больного человека. Но этот абсурд длится уже третий десяток лет. А мы наивно продолжаем надеяться на здравый смысл националистов из «Дашнакцутюн».
Данный контекст и подобная установка официального Еревана обязывает нас к выбору агрессивной стратегии «принуждения к миру». Пассивное молчание или дешевые комментарии на национальном телевидении не могут быть эффективными методами реализации данной стратегии. Борьба с подобной стратегией официального Еревана требует тщательных разработок и точных прогнозов, а не демагогии.
Это мы проводим линию пропаганды гуманитарных и интеграционных ценностей межкультурного диалога в системе международных отношений, это Азербайджан выступает с различными инициативами в данном направлении, это наши проекты поддерживаются руководителями международных организаций, это правительство Азербайджана тратит деньги для того, чтобы хоть как-то поддержать актуальность принципов мультикультурализма.
И, наконец, это в адрес нашей страны лидеры международных организаций называют «Азербайджан идеальной моделью толерантности». Где эти разработки, где эти напоминания, где эти публикации в видных международных изданиях, где потенциал, который позволил бы вести дебаты на каналах мировых телеканалов? Конечно, куда легче отмахнуться, назвав все это паранойей больного человека и «отстоять» свой статус политолога.
В данном вопросе есть и еще один существенный момент. Пассивное молчание на подобные высказывания с трибуны номер один в мире, может «обнулить» весь труд и все затраты, направленные на реализацию политики формирования такого международного статуса Азербайджана как страны межкультурного диалога и мультикультурализма.
А где заявления в поддержку Азербайджана этих самых международных организаций, которые так страстно соглашаются ежегодно проводить все эти политически весомые и глобально значимые мероприятия у нас в стране? Ведь те затраты, которые мы делаем для их реализации, позволяют нам рассчитывать на их поддержку.