Э.МАМЕДОВА
«Финансовые органы Азербайджана скрывают реальный объем проблемных кредитов. Проведенные нами анализы дают основания утверждать, что их доля по стране выражается двузначной цифрой — около 20%.»
Об этом сообщил в интервью Echo.az эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Самир Алиев.
«Есть даже банки, половина кредитного портфеля которых — проблемная. А это уже критические показатели. Но, даже отталкиваясь от официальных данных, можно сказать, что проблемные кредиты достигли антирекордного уровня,» — отметил эксперт.
«Кредиты — это ссуда, предоставленная банку кредитором в лице граждан, предпринимателей, юридических лиц и иностранных инвесторов. Если кредитная организация не в состоянии своевременно вернуть деньги своим кредиторам и вкладчикам, то банк ожидает плачевная судьба, поэтому для банков проблемные кредиты — очень чувствительный вопрос,» — сказал Алиев.
«Именно по этой причине после первой девальвации сразу 13 банков Азербайджана были вынуждены покинуть рынок. Большинство просроченных кредитов было выдано в иностранной валюте», — сообщил эксперт.
«В настоящее время, по официальным данным, объем проблемных кредитов составляет 11,8%. Это означает, что с каждой стоманатной купюры не возвращается чуть больше 11 манатов, то есть 11 манатов — это и есть проблемный кредит. Но реальная цифра значительно отличается от официальной информации,» — отметил он.
[threecol_one]
Миллиарды манатов не спасут банковский сектор Азербайджана
[/threecol_one] [threecol_one]
Начинается распродажа имущества банков Азербайджана
[/threecol_one] [threecol_one_last]
Доля просроченных кредитов в Азербайджане — самая высокая за последние 12 лет
[/threecol_one_last] «Я согласен с данными международных рейтинговых агентств, которые утверждают, что объем проблемных кредитов в Азербайджане составляет 20%, то есть практически в два раза больше в сравнении с официальными сведениями финансовых органов Азербайджана. В связи с этим нет необходимости говорить, что в банковском секторе Азербайджана ситуация критическая, ведь это и так видно,» — сказал Алиев.
По словам Алиева, правительство работает над улучшением ситуации, но пока нет нужных результатов.
«Необходимо было принять спасательные меры до девальвации маната, когда правительство понимало, что крах маната и банковской системы неизбежен. Но правительство предпочло занять выжидательную позицию. Азербайджан недооценил проблемы банков, хотя на поддержку банковского сектора в 2015-2016 годах было направлено немало средств. Сегодня сложно даже представить, как можно спасти банковский сектор. Ко всему прочему, у правительства появилась «головная боль» в виде крупнейшего Международного банка Азербайджана. При этом все понимают, что экономика не может развиваться без данного сектора», — сказал Самир Алиев.
Экономист также отметил, что раздувание кредитных портфелей параллельно привели к раздуванию проблемных кредитов, причем в основном за счет не потребительских, а бизнес-кредитов.
«Общая сумма просроченных кредитов в манатном выражении увеличится, поскольку многие кредиты выдавались в долларах, а курс национальной валюты в скором времени пойдет вниз. Для борьбы с проблемными кредитами банки используют разные методы. И одни из них — коллекторские компании,» — отметил Алиев.
«По сравнению с Западом в Азербайджане коллекторские компании не получили широкого распространения. Нередко представители банков обращаются к начальству того сотрудника, который не хочет возвращать кредит, если, конечно, он работает. Одним словом, пытаются психологически надавить, испугать. В основном же банки для решения проблемных кредитов обращаются в суды,» — сказал С.Алиев.