Э.МАМЕДОВА
Азербайджан нуждается в создании Фонда проблемных кредитов. Объем просроченных кредитов в стране все еще остается высоким. Более того, есть риск того, что показатели могут продолжить рост. Об этом заявил Echo.az эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Самир Алиев.
«Чтобы остановить этот процесс, надо создать соответствующий фонд и начать предоставлять компенсации банкам за «просрочки»,» — сказал Алиев.
«Действительно, объем проблемных кредитов сокращается, но доля просроченных кредитов растет. По состоянию на 1 августа 2016 года кредитными организациями Азербайджана было выдано кредитов на 16 млрд. 713,4 млн. манатов, и по итогам июля доля просроченных кредитов составила в стране 1 млрд. 504,4 млн. манатов, или 9%, что является самым высоким показателем,» — отметил он.
«По итогам прошлого года объем просроченных кредитов немного уменьшился, но доля проблемных кредитов все равно осталась высокой — около 9%. Это значит, что из каждых 100 манатов, выданных Центробанком Азербайджана кредитным организациям, в бюджет ЦБ не возвращалось 9 манатов. Напомню, что в 2015 году доля просроченных кредитов была зафиксирована на уровне 7%. Сегодня доля просроченных кредитов самая высокая за последние 12 лет. В последний раз такая схожая картина наблюдалась в 2004 году. Тогда эта цифра была равна 11%», — сказал С.Алиев.
По словам экономиста, физические и юридические лица потихоньку погашают свою задолженность перед коммерческими банками, но говорить о том, что банковский сектор стабилизируется и объем просроченных кредитов значительно уменьшился, еще рано.
«Рост курса доллара временно приостановился, но это не продолжится долго. Как только американская валюта начнет дорожать, объем просроченных долларовых кредитов вновь начнет расти. Отдельно стоит отметить тот факт, что официальные данные Центрального банка практически всегда отличались от реальных объективных данных. Тогда как, авторитетные международные организации и независимые эксперты заявляли, что в Азербайджане доля просроченных кредитов составляет около 20%, ЦБ намеренно уменьшал эту цифру в несколько раз», — сказал Алиев.
По словам эксперта, от этой политики никому лучше не стало, ведь деятельность коммерческих банков день ото дня ухудшалась.
«Как результат, 13 банков за достаточно короткое время были ликвидированы. Все эти учреждения имели высокий процент просроченных кредитов, у некоторых цифра доходила до 80%. Конечно, международный банк Азербайджана сыграл не последнюю роль в этом вопросе. Объем просроченных кредитов в этом банке чрезмерно высокий. Стало ясно, что данные международных агентств намного достоверней, чем информация официальных финансовых органов, поэтому сегодня многие с недоверием относятся к заявлениям правительства о нормализации ситуации в банковском секторе», — сказал С.Алиев.
При этом эксперт отметил, что сегодня нет предпосылок для снижения объема проблемных кредитов.
«До тех пор пока в стране не появится Фонд проблемных кредитов (ФПК) и Центробанк не начнет предоставлять компенсации банкам за просрочки, эта проблема не будет решена. Наоборот, банковский сектор будет погружаться в пучину. Кстати, отмечу, что с 2012 года в Казахстане существует Фонд проблемных кредитов. Акционером, владельцем простых акций является Национальный банк РК, также акционером, владельцем привилегированных акций является Комитет государственного имущества и приватизации Минфина. Юридически единственным акционером фонда является Нацбанк. Основная деятельность ФПК состоит в выкупе проблемных кредитов банков второго уровня и в управлении выкупленными активами», — заключил С.Алиев.
Отметим, объем проблемных кредитов достиг 1 млрд. 442 млн. манатов. Это означает 8,9% от общего кредитного портфеля, объем которого составляет 16 млрд. 275 млн. манатов. В начале падения цен на нефть на мировом рынке этот показатель составлял порядка 5%.
По мнению экономиста Вугара Байрамова, проводимые мониторинги показывают, что сумма проблемных кредитов в банках гораздо выше озвученной Центробанком.
«По разным причинам банки неохотно оформляют кредиты с задержкой платежей как проблемные кредиты. Исследования показывают, что значительная часть проблемных кредитов уже является «безнадежными кредитами», то есть практически возвращение этих кредитов невозможно», — проинформировал Вугар Байрамов.
Тем временем Палата по надзору за финансовыми рынками (ПНФР) Азербайджана заявляет об успешности решения основных проблем, имеющихся в банковском секторе страны, а также планах по его дальнейшему реформированию. Как заявил СМИ председатель Совета директоров ПНФР Руфат Асланлы, в 2016 году были приняты серьезные меры, направленные на стабилизацию сектора, и они оказались действенными.
«В начале 2016 года банковский сектор Азербайджана столкнулся с серьезными проблемами — это и большой объем нерабочих активов, и высокий уровень долларизации, в результате чего в банках наблюдался недостаточный уровень капитала. В связи с этим мы акцентировали внимание на решении проблем банковского сектора, был принят комплекс мер в данном направлении. Как результат, уже со второй половины года рост нерабочих активов стабилизировался, а уже к концу года объем нерабочих активов и вовсе снизился. Нам удалось добиться и остановки процесса повышенной долларизации, а также улучшения ситуации с капиталом. В целом ситуация в банковском секторе стабилизировалась», — сказал Р.Асланлы.
Одновременно глава ПНФР подчеркнул, что стабильность, наблюдаемая в банковском секторе, создает все условия для его еще более глубокого реформирования.