С.АЛИЕВА
Никто не будет спорить с тем фактом, что государственный язык должны знать все граждане страны, однако реальность часто идет вразрез с тем, «как должно быть». В Азербайджане государственная политика в данном направлении весьма лояльна к гражданам, в отличие, скажем, от стран Прибалтики, которые предъявляют жесткие требования к своим гражданам на знание государственного языка.
Но, как бы то ни было, учить государственный язык должны уже со школы, при этом обучение не должно носить формальный характер, а по свидетельству многих родителей школьников, сегодня все обстоит именно таким образом. Как изменить ситуацию и что для этого необходимо предпринять?
Как отметил в беседе с echo.az руководитель Учебного центра «XXI век», эксперт в области образования Этибар Алиев, действительно, увы, но сегодня уровень обучения государственному языку не соответствует необходимому, и в особенности это касается учащихся русского сектора, хотя проблема есть и в азербайджанском секторе.
«Выпускники школ часто не могут не только свободно изъясняться на государственном языке, они не могут даже писать и читать, и это весьма удручающий факт, с которым, безусловно, необходимо бороться. При этом речь идет как об учащихся средних школ, так и об учащихся высших учебных заведений. Многие задаются вопросом, по какой причине сложилась подобная ситуация, и как решить данную проблему?
Кто-то предлагает увеличить количество часов преподавания азербайджанского языка, но это не выход, так как нагрузка на учащихся и так достаточно высокая, тут необходимы иные методы решения данной проблемы.
В частности, необходимо пересмотреть систему преподавания азербайджанского языка, необходимы дебаты с учителями, методистами, одним словом, подходить к проблеме нужно основательно. Уже давно назрела необходимость менять мышление и отношение к своему государственному языку. Не стоит усложнять программу, напротив, программа должна быть максимально простой и доступной каждому, а также интересной, только в этом случае мы сможем вырастить поколение, которое будет прекрасно говорить на государственном языке, а также знать историю и литературу своего народа. И не нужно обвинять школьников и студентов в том, что они не знают государственного языка, ведь это отнюдь не их вина», — отметил Э.Алиев.
Будет ли Министерство образования предпринимать какие-либо шаги в направлении того, чтобы изменить систему преподавания азербайджанского языка в ближайшее время, echo.az выяснить не удалось, так как, несмотря на многочисленные попытки связаться с пресс-службой Министерства, сделать нам это так и не удалось.
Кстати, фонд «Знание» при президенте Азербайджана проводит курсы азербайджанского языка для русскоязычного населения. Недавно были вручены сертификаты первым выпускникам курсов азербайджанского языка для русскоязычного населения, организованных в церквях РПЦ Бакинской и Азербайджанской епархии. С февраля 2015 года было проведено 418 практических занятий.
Между тем, как ранее заявил председатель совета по образованию Азербайджана Аждар Агаев, согласно статистике, выпускники 11-х классов знают английский язык лучше, чем азербайджанский: «В целом, 20,8% выпускников по родному языку получили 5 баллов, в то время как по английскому языку отличные отметки получили 28,2% выпускников. Число выпускников, получивших «двойку» по родному языку, больше, чем выпускников, получивших неудовлетворительную оценку по английскому языку, что порождает ряд вопросов».
По его мнению, признание результатов выпускных экзаменов в качестве показателя качества образования неправильно: «Причиной такого абсурдного результата является разный уровень сложности вопросов на экзаменах. Знание английского языка выпускниками 11-х классов лучше азербайджанского языка неубедительно» (Report).
Отметим, что, согласно статистике, обнародованной ГКПС по результатам выпускных экзаменов, 55,85% учеников 9-х классов азербайджанского сектора, участвующих на выпускном экзамене, получили «2» и «3» по родному языку. 44.15% учеников того же сектора получили «4» и «5» по родному языку, а по математике — 42,02%. В русском секторе «2» и «3» по родному языку получили 45,56% учащихся 9-х классов. В том же секторе «4» и «5» по родному языку получили 54.44% учеников.
В то же время 45,67% принявших участие в выпускном экзамене учеников 11-х классов азербайджанского сектора получили «2» и «3» по родному языку и 35,59% — по математике. 54,32% того же сектора получили «4» и «5» по родному языку, а по математике — 64.62%.
В русском секторе 36,85% учеников 11-х классов получили «2» и «3» по родному языку, а 27,32% — по математике, «4» и «5» получили 63,15% учеников по родному языку и 72.68% — по математике. Как ранее заявил echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов, сегодня в Азербайджане никто не ведет статистику того, какой процент населения не знает или, наоборот, знает государственный язык.
«Но я не думаю, чтобы сейчас, через 25 лет независимости, нашлось бы много людей, которые не знали бы язык хотя бы на обиходном уровне. Другое дело — письменный язык, особенно деловой», По его словам, государство поступает правильно, не придираясь к знанию государственного языка сотрудников, задействованных вне государственных учреждений. А в госструктурах без знания госязыка невозможно вести делопроизводство. Когда вопрос поставили именно так, то избавились от многих русскоязычных специалистов и заполнили их места знатоками азербайджанского языка.
«Не случайно потом пришли в упадок многие промышленные предприятия. Можно было бы, конечно, привлечь азербайджаноязычных специалистов из-за границы, но кто пойдет работать за нашу зарплату?! Дело в уровне специалистов, общего и профессионального образования, который у нас видимым образом понизился за последние 25 лет. Так что, если, к примеру, какой-то южный азербайджанец с британским паспортом и хорошими познаниями мог бы поработать по контракту на благо Азербайджана, то почему бы и нет? Однако, как я уже сказал, никто на наши нищенские зарплаты сюда работать не пойдет».
Как сказал Зейналов, есть проблема школьного образования на русском языке, которое не всегда дает уверенное знание азербайджанского.
«Чтобы молодежь лучше знала государственный язык, необходимо, прежде всего, улучшить качество обучения азербайджанского языка в школах. Кроме того, необходимо создать и стимул, и возможность для его углубленного изучения. В прошлом году на экзамен по азербайджанскому языку из 1 782 абитуриентов 783 человека не явились на экзамен. За нарушение правил один человек был удален с экзамена, его результаты аннулированы. 494 человека из 998 абитуриентов, принявших участие в экзамене, получили оценку «удовлетворительно». 494 из 1782, или 27,7% смогли сдать.
Остальные или срезались, или отказались сами. «При этом те из русскоязычных выпускников, которые хотят получить высшее образование, но не могут сдать экзамен по госязыку, вполне могут уехать учиться в Россию или в дальнее зарубежье. И не факт, что потом они захотят вернуться в Азербайджан. Похоже, что эта утечка мозгов особенно никого не волнует, а кого-то и радует… И как результат, если вдруг оказывается, что азербайджанец сделал открытие или продвинулся в искусстве или бизнесе, то с 90% долей вероятности можно сказать, что это произошло где-то за границей. Кстати, значительная часть русскоязычных составляют этнические азербайджанцы», — отметил он.
Что касается образования на азербайджанском языке, то Зейналов отметил, что там до сих пор встречаются случаи, когда десятки выпускников школ элементарно не умеют читать и писать — яркое свидетельство коррупции.