2016

«Турецкий раскол» в армянском обществе

НУРАНИ

Россия продолжает накачивать оружием свою базу в Армении. Как передает, в частности, украинская газета «Сегодня», инженерно-технический состав российской базы в Гюмри начинает готовить на аэродроме специально оборудованные стоянки для авиационной новой техники.

Как сообщает пресс-служба минобороны РФ, во второй половине 2016 года на российскую авиационную базу «Эребуни» в Армении прибудет новая партия многоцелевых легких фронтовых истребителей четвертого поколения МиГ-29 и один транспортный вертолет Ми-8.

«После новогодних праздников инженерно-технический состав соединения начнет готовить на аэродроме специально оборудованные стоянки для авиационной новой техники, в том числе специальные сборно-разборные модули для хранения самолетов и вертолетов.

Самолеты МиГ-29, поставляемые в российскую авиационную военную базу после капитального ремонта, надежно защищают воздушные рубежи республики Армения в рамках объединенной системы ПВО стран СНГ и регулярно выполняют учебно-тренировочные полеты», — говорится в сообщении.

Это уже не первый такого рода прецедент. Напомним: только в декабре 2015 года Россия дважды направляла в Армению партии ударных вертолетов. 8 декабря на Эребуни были доставлены семь современных ударных вертолетов Ми-24П и транспортных Ми-8МТ.

Затем уже в предновогодние дни Россия направила на авиабазу в Армении еще одну партию ударных вертолетов. На базу Эребуни поступили шесть единиц ударных Ми-24П и транспортных Ми-8МТ, отмечало РБК.

Как сообщили представители ЮВО, в российском соединении в Закавказье сформирована эскадрилья вертолетов армейской авиации, проводится сборка авиационных транспортных средств.

До завершения строительства штатных посадочных площадок, стоянок и служебных объектов вертолеты будут размещаться на временных приспособленных стоянках военного аэродрома.

Полеты на Ми-24П и Ми-8МТ начнутся в первом квартале 2016 года. «После ввода в строй собранные вертолеты будут освящены и окроплены святой водой помощником командира соединения по работе с верующими военнослужащими архимандритом Андреем (Вац)», — проинформировали в пресс-службе ЮВО.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что основная причина столь масштабной переброски войск — это нынешнее обострение отношений России и Турции.

В самом деле, напряженность между Москвой и Анкарой продолжает расти, причем этот рост наблюдатели начали фиксировать еще до того, как в турецком небе близ границы с Сирией был сбит российский фронтовой бомбардировщик.

А Армения, напомним, изначально создавалась Россией именно как «форпост» на границе с Турцией. С первой половины XIX века, когда Россия начала политику активного переселения на земли Эриванского ханства этнических армян из Османской империи и Персии, конечно, изменилось многое, в том числе и границы, но база в Гюмри и ее «авиационное ответвление» в Эребуни — это одни из немногих российских военных объектов, которые расположены в непосредственной близости к турецкой границе.

А вот это обстоятельство, судя по всему, ставит армянскую интеллектуальную элиту перед непростым выбором. В Ереване думающий, а вернее, «болтающий» класс никак не может прийти к единому мнению, благом или злом для страны является нынешнее противостояние Турции и России, куда активно втягивается Армения.

Здесь, пожалуй, требуется небольшое пояснение. В Ереване продолжают метать громы и молнии по поводу «сговора большевиков с кемалистами», как здесь называют подписание между республиканской Турцией и советской Россией Московского и Карсского договоров о границе, которые и поставили крест на планах по созданию «Западной Армении» на турецких землях, и любое сближение между Москвой и Анкарой воспринимают с учетом своей исторической памяти.

Во всяком случае, когда Турция и Россия расширяли сотрудничество, в Армении с тревогой в голосе задавали вопрос: а что, если в Кремле в угоду своим турецким союзникам опять «сдадут» Армению?

Теперь же, когда напряженность между Турцией и Россией доходит до опасной черты, значительная часть армянской элиты, прежде всего близкой к власти, уже активно рекламирует Армению как незаменимого союзника России на случай противостояния с Турцией. И «в приватной обстановке» здесь уже активно строят планы, насколько щедро Россия вознаградит Армению за такую поддержку.

Только вот немало и тех, кто предупреждает: в результате страна оказывается на линии фронта в весьма опасном противостоянии. Во всяком случае, ереванская «Лрагир», комментируя переброску на базу в Армении российской военной авиации, отмечает: «Фактически, самолеты, которые будут переброшены на российскую базу в Армении, будут противостоять «попыткам помешать евразийской интеграции» и помогать России утвердиться в регионе.

Эти самолеты будут препятствовать появлению в Армении других гарантий безопасности, которые может предложить главный «полюс», то есть США и НАТО». По мнению «Лрагир», «весь вопрос в том, как долго «главный полюс» будет предлагать.

В июле прошлого года замминистра обороны Армении Давид Тоноян побывал в США, где встретился с высокопоставленными лицами в Госдепе и Пентагоне. Они говорили о неких новых планах военного сотрудничества.

Пока Тоноян был в Вашингтоне, в Ереван неожиданно прибыл начальник ГРУ России Игорь Сергун. После его визита и по возвращении Тонояна из США о сотрудничестве Армении и США в оборонной сфере не говорилось».

Честно говоря, газете «Лрагир», где очень любят конспирологические умопостроения, надо бы посоветовать уяснить для себя одну неприятную истину: в современном мире, особенно на фоне роста напряженности не только между Россией и Турцией, но и между Россией и всем блоком НАТО, у Еревана даже теоретически не получится находиться в составе ОДКБ, но гарантии безопасности получать от США.

Особенно если «главный полюс», по выражению самой же газеты, перестанет «предлагать» и перейдет к более жесткому разговору. Во всяком случае, «Лрагир» предупреждает: «Армения окончательно превращается в российскую военную базу, и теперь у армянского руководства даже не спрашивают, какое оружие привозится в Армению и как это может отразиться на обороноспособности страны. Спрашивают у Грузии и Ирана, через территорию которых это оружие может быть доставлено».

Уточнение как минимум не лишнее. Армения, конечно, верный форпост России, но надежной сухопутной связи со своим «покровителем» она не имеет. А значит, в том случае, если противостояние с Турцией дойдет до «горячей фазы», и Россия захочет помочь своему «форпосту», задача эта окажется не такой простой.

Грузия, которая намерена вступать в НАТО и активно сотрудничает в экономике с Турцией и Азербайджаном, вряд ли позволит осуществлять переброску войск по своей территории.

Через Иран с политической точки зрения надежнее, но долго и хлопотно. Не говоря о том, что у прикаспийских — тюркоязычных! — стран может тоже проявиться свое мнение насчет такого транзита.

Во всяком случае, еще в конце декабря сайт News.am цитировал ереванского эксперта Аветиса Маркаряна, который напомнил, что «после заседания военного комитета ОДКБ начальник Главного штаба ВС Армении Юрий Хачатуров зачитал заявление, в котором назвал уничтожение российского Су-24 турецкими силами «проявлением агрессии и ударом в спину», то есть в точности повторил официальную позицию России.

Сразу после выступления армянского представителя две страны-члена ОДКБ — Казахстан и Киргизия не преминули заявить, что в корне не согласны с подобной позицией, а руководитель Главного штаба ВС Армении не имеет никакого права делать подобное заявление от их имени.

Правовая природа этого заявления спорная, поскольку ОДКБ — военно-политический союз, но это не столь важно. Нужно понимать? мгновенная реакция на заявление Хачатурова связана только и только с Турцией — союзники в Центральной Азии мешкать не стали, сразу защитив Анкару. Война еще не началась, а России уже дали понять: дорогой союзник, мы не осуждаем турок за то, что они сбили ваш самолет.

Думаю, в случае возможных военных действий факт членства в ОДКБ не будет гарантировать безопасность, во всяком случае, Армении».

Словом, попытка погреть руки на разгорающемся противостоянии Москвы и Анкары может обойтись Армении слишком дорого.