2016

Персидский Залив: ждать ли войны?

НУРАНИ

Западный мир только начинает выходить из расслабленного состояния рождественско-новогодних каникул. Однако нет сомнений, что период «политического затишья» в мире закончился.

Ситуация на Ближнем Востоке грозит «сорваться в штопор» — на сей раз пика достиг рост напряженности между Ираном и Саудовской Аравией.

Мировые СМИ уже не раз пересказали хронологию событий. Еще 2 января МВД Саудовской Аравии объявило об исполнении смертного приговора в отношении 47 человек, осужденных за терроризм и подстрекательство к нему.

Как передал телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на заявление ведомства, в том числе был казнен один из лидеров ячейки «Аль-Гаэда» в Саудовской Аравии Фарис аз-Захрани и шиитский проповедник Нимр ан-Нимр.

Оба были приговорены к высшей мере наказания в 2014 году, уточняло РИА «Новости». Как напомнило агентство, еще в начале февраля 2014 года в Саудовской Аравии значительно ужесточили уголовное наказание за причастность к деятельности террористических и экстремистских организаций. Был обнародован и список организаций, признанных в Королевстве террористическими.

Казнь Нимра ан-Нимра вызвала взрыв возмущения в Иране.

Сначала МИД Ирана вызвал поверенного в делах Саудовской Аравии в Тегеране, чтобы заявить протест в связи с казнью известного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра.

А как заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Хусейн Амир Абдуллахьян, Саудовская Аравия заплатит высокую цену за смерть шиитского проповедника Нимра ан-Нимра, передает «Взгляд».

Дальше — больше. «В то время как террористы, которых поддерживает королевство, нарушают спокойствие и безопасность и представляют угрозу для людей, проживающих в регионе, режим Эр-Рияда осуществляет казни своих политических противников, таких как шейх ан-Нимр», — заявил пресс-секретарь МИД Ирана Хосейн Джабер Ансари.

Саудовский МИД в ответ вызвал посла Ирана и вручил ему ноту протеста, передают «Ведомости» со ссылкой на ТАСС. Затем уже духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил: «Без сомнения, незаконно пролитая кровь невинного мученика будет иметь эффект, вскоре саудовских политиков настигнет божественное возмездие».

Кроме того, Хаменеи раскритиковал Саудовскую Аравию за бомбардировки в Йемене и преследование шиитов в Бахрейне, передает НТВ.

Отозвались и союзники Ирана. С осуждением приведения в исполнение приговора также выступила ливанская террористическая группировка «Хезболла».

«Известный богослов, выступавший в защиту угнетенного народа, был преднамеренно причислен к группе террористов, на руках которых кровь невинных жертв», — говорится в заявлении.

В нем указывается, что «убийство шейха ан-Нимра, который был убежденным приверженцем диалога и боролся словом против притеснений, ляжет пятном позора на саудовский режим».

Лидер Высшего исламского шиитского совета Ливана шейх Абдель Амир Кабалан назвал расправу над ан-Нимром «преступлением против человечности».

Министр информации Сирии Омран Зоуби осудил казнь в Саудовской Аравии 47 человек, в том числе известного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра, передает Reuters.

Зоуби назвал массовую казнь «преступлением, совершенным государством в отношении собственного народа»

Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади заявил, что с сожалением воспринял новость о казни ан- Нимра. По его мнению, это событие окажет влияние на обстановку на Ближнем Востоке, передает ТАСС.

«Убийство борца за исламское единство и права человека — это безрассудный шаг»

«Новость о казни шейха Нимра ан-Нимра саудовскими властями мы восприняли с огромным сожалением», — приводит пресс-служба слова главы кабмина.

«Выражение мнения и точки зрения, не совпадающей с официальной, мирным путем — это два основных права человека, которые гарантируются божьим законом и международным правом, а их нарушение будет иметь последствия для стабильности, безопасности и общественной жизни народов региона», — подчеркнул аль-Абади.

А в самом Тегеране вскоре перешли от слов к действиям. Сначала по многим городам Ирана прокатилась волна демонстраций. А затем в Тегеране протестующие ворвались на территорию посольства Саудовской Аравии, где учинили самый настоящий погром.

Ответ Эр-Рияда не заставил себя долго ждать. Саудовская Аравия поздно вечером в воскресенье объявила о разрыве дипломатических отношений со своим главным региональным соперником Исламской Республикой Иран (ИРИ). Соответствующее заявление сделал глава МИД королевства Адель аль-Джубейр.

«Саудовская Аравия разрывает свои дипломатические отношения с Ираном и требует всех сотрудников иранской дипмиссии покинуть страну в течение 48 часов», — сказал министр.

«Мы не позволим Ирану угрожать нашей безопасности и стабильности и создавать террористические ячейки у нас в стране или на территории стран-союзников, — добавил дипломат. — Мы решили, что лучшим для нас будет разорвать дипотношения, так как ИРИ продолжает способствовать распространению терроризма».

По поводу дальнейших шагов, которые предпримет руководство королевства, аль-Джубейр отметил, что изучаются все варианты.

«Саудовская Аравия сейчас рассматривает все имеющиеся возможности на всех уровнях, в том числе в Лиге арабских государств, Организации исламского сотрудничества и ООН. Мы сделаем все, чтобы гарантировать наши права», — подчеркнул он.

Здесь тоже «сработала» международная поддержка. Королевство Бахрейн объявило о разрыве дипломатических отношений с Ираном вслед за Саудовской Аравией. Иранским дипломатам предоставлено 48 часов на то, чтобы покинуть страну.

Глава администрации президента Судана Тах Усман аль-Хусейн в ходе телефонного разговора уведомил заместителя наследного принца и министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана о решении республики выслать из страны иранского посла и отозвать своего представителя в Иране.

По имеющимся данным, уровень представительства понизили и ОАЭ. Кувейт отозвал своего посла из Ирана после нападения толпы на посольство Саудовской Аравии. В сообщении МИДа страны говорится, что это случай нарушения международных норм и правил, пишет газета «Дни» со ссылкой на издание KUNA.

«Нападения представляют собой вопиющее нарушение международных соглашений и норм и грубое несоблюдение международных обязательств Ирана по обеспечению безопасности дипломатических миссий и безопасности дипломатов на своей земле», — говорится в сообщении МИД страны.

В ответ президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Саудовская Аравия не может разорвать отношения с Тегераном для того, чтобы скрыть свое «преступление» — казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра, передает Reuters.

«Саудовская Аравия не скроет свое преступление — казнь религиозного лидера — путем разрыва дипломатических отношений с Ираном», — сказал Роухани.

Можно, конечно, поинтересоваться, не превратились ли погромы посольств в Иране в этакую милую национальную традицию. Список, в самом деле, получается весьма внушительный, от убийства Грибоедова — а это ни много ни мало первая половина XIX века — через штурм и захват заложников в посольстве США к нынешнему взлету напряженности уже с Саудовской Аравией.

Более того, сегодня эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, как далеко может зайти противостояние. Слишком уж велик заряд напряженности между двумя странами. Да и региональное соперничество Ирана и Саудовской Аравии уже ни для кого не секрет.

Именно это соперничество многие эксперты усматривают прежде всего за событиями в Йемене, где мятежников-хуситов поддерживает Иран, а их противников — Саудовская Аравия. Тот же расклад сил наличествует в Бахрейне. В Сирии Тегеран поддерживает режим Асада, Саудовская Аравия и ее союзники — оппозицию.

Наблюдатели, искушенные в истории, напоминают, что отражением соперничества между Ираном, с одной стороны, и нефтяными монархиями Залива, с другой, был и ирано-иракский конфликт, формальным поводом для которой послужил спор между Ираном и ОАЭ за контроль над двумя крошечными островками. Тогда саддамовский Ирак решил взять на себя роль защитника «общеарабских интересов».

Можно вспомнить, как еще 11 октября 2011 года американские спецслужбы заявили о предотвращении покушения на посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя аль-Джубейра. Это покушение готовилось еще с весны 2011 года, причем руководило им… иранское правительство.

Заговорщики,собирались устроить взрыв в ресторане, который посещал посол, а также планировали взорвать посольства Саудовской Аравии и Израиля в Вашингтоне. Вскоре в деле появился и подозреваемый — некий Мансур Арбабсиар, имеющий как иранское, так и американское гражданство.

Кровавая трагедия в Мекке во время хаджа в прошлом году уже привела к резкому взлету напряженности. Тогда власти Саудовской Аравии обвиняли Иран в провокациях, а Иран настаивал, что Эр-Рияд просто не в состоянии организовывать хадж, и требовал создания международной комиссии, которая бы и решала эти вопросы. В основе же лежал все тот же конфликт: в таком случае монарх Саудовской Аравии лишился бы титула «Хранителя двух святынь».

Но самое главное, в Саудовской Аравии всерьез опасаются, что Иран спровоцирует волнения среди саудовских шиитов, и тут уже казнь Нимра ан-Нимра получает совершенно иное «прочтение».

В самом деле, Саудовскую Аравию не бе оснований считают одним из богатейших государств мира, но далеко не все при этом осознают, что «нефтяная роскошь» Саудовской Аравии — это не «нефтяная стратегия» Норвегии или Азербайджана.

Если в Осло и Баку приложили нема сил для создания действенной системы реинвестирования «нефтедолларов», социального «выравнивания» и т.д., то в Саудовской Аравии показная роскошь соседствует с самой настоящей нищетой.

В Джидде, крупнейшем морском порту королевства, буквально в паре кварталов от роскошной набережной начинаются весьма неприглядные кварталы с узенькими пыльными улочками и грязью. А на перекрестках местных великолепных автотрасс с наступлением ночи можно увидеть стайки детишек, просящих милостыню.

Вся власть и контроль над нефтедолларами, разумеется, находятся в руках клана аль-Сауд. Остальным — и другим бедуинским кланам, и, самое главное, саудовским шиитам — достаются крохи с барского стола.

И, учитывая закрытость местного общества, специалисты даже примерно не берутся оценить, какой взрывной материал накопился в шиитской общине королевства.

А нефтяная инфраструктура, напомним в который уже раз, весьма уязвима для терактов. И сегодня, несмотря на все призывы к миру и диалогу, ни Иран, ни Саудовская Аравия не намерены «сдавать назад».