2016

Программа деинституционализации оказалась не эффективной?

С.АЛИЕВА

Слово «деинституционализация» уже прочно вошло в нашу жизнь, однако многие до сих пор не знают смысла этого выговариваемого слова.

Но на деле смысл этого слова прост: деинституционализация — это когда дети-сироты живут не в сиротских учреждениях (институтах) — детских домах, интернатах, приютах, а в семьях.

Получается, что теперь можно вздохнуть с облегчением — наконец-то акцент с «детдомовского» или «интернатского» воспитания, издержки которого общеизвестны, смещается на семейные формы жизнеустройства.

Наконец-то и в нашем социуме появилась надежда на то, что дети, лишившиеся кровной семьи, все-таки не останутся без дома и родителей (в Европе это чаще называют замещающей семьей).

И судя по тому, что вопросы деинституционализации обсуждаются на самом высоком уровне, похоже, что вся система общественного воспитания детей-сирот скоро подвергнется решающим изменениям.

Однако, к сожалению, несмотря на то, что данная программа была принята в Азербайджане в 2006 году и была рассчитана до конца 2015-го, всех ожидаемых изменений так и не произошло.

Ожидалось, что программа позволит минимизировать число детей, воспитывающихся в госучреждениях, и увеличить число детей, передаваемых в семьи.

Программу предполагалось финансировать из госбюджета, с использованием технической и финансовой помощи международных донорских организаций и других источников. Цель программы — создание условий для всестороннего и гармоничного развития детей.

Так, согласно информации, полученной Salamnews в Министерстве образования, за 10 месяцев 2015 года 37 детей по распоряжению городских и районных ИВ были возвращены из школ-интернатов биологическим семьям или близким родственникам.

Было отмечено, что соответствующими распоряжениями районных и городских ИВ биологическим семьям или близким родственникам в 2010 году было возвращено 15 детей, в 2011 году — 105 детей, в 2012 году — 123 ребенка, 2013 году — 51 ребенок, 2014 году — 33 ребенка.

В министерстве отметили, что для исполнения проекта «Передача семьям живущих в учреждении детей и привлечение к альтернативной опеке», осуществляемого в рамках «Государственной программы передачи детей из государственных детских учреждений (деинституционализация) в семьи и альтернативной заботы в Азербайджанской Республике» в качестве правозащитников детей к работе привлечены 6 социальных работников.

В министерстве отметили также, что если в 2008 году в учреждениях ночевали 4055 детей, сейчас их число сократилось до 3511 человек. Из них 2552 ребенка — это учащиеся школ-интернатов, находящихся в подчинении Минобразования, 959 детей — это воспитанники детских домов, яслей-домов, интернат-домов.

Многие эксперты видят причину неудачной реализации программы деинституционализации в сложной процедуре усыновления. Как ранее сообщал заведующий отделом информации и аналитических исследований Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюн Сафаров, азербайджанское государство сегодня оказывает заботу детям, которые лишены родительского попечения.

Но, по словам руководителя отдела, несмотря на то, что сейчас много семей, желающих усыновить ребенка, они сталкиваются с проблемами: «Как и во всем мире, факт усыновления детей подтверждается решением суда. У нас, как у постсоветской страны, и из-за того, что мы находимся в континентальной правовой системе, решение об усыновлении принимается на основе мнения местных организаций.

Как правило, во время усыновления внутри страны за основу принимается мнение местных органов власти, а во время усыновления между странами — мнение Государственного комитета по проблемам семьи, женщин и детей.

Семьи обращаются к местным исполнительным властям. После сбора необходимых документов само мнение запаздывает.

Работа по усовершенствованию для пресечения бюрократических препятствий в связи с усыновлением должна продолжаться.

Сегодня в местных исполнительных властях люди, которые занимаются усыновлением детей, совмещают 6-7 должностей. Поэтому, если эти люди в местных исполнительных властях не станут заниматься только усыновлением детей, эта проблема продолжит оставаться.

Отмечу, что, несмотря на искусственные препятствия, ежегодно в стране регистрируется 800- 900 фактов усыновления, и это является положительным моментом».

Он отмечал, что иностранцы, которые усыновляют детей из Азербайджана, это преимущественно проживающие за рубежом азербайджанцы.

«Больше всего детей из нашей страны усыновляют азербайджанские семьи, проживающие в России. 2013 году иностранцами, и гражданами, не имеющими гражданства, были усыновлены 8 детей, в 2014 году — 4 ребенка из нашей страны.

Контроль над детьми, отданными на усыновление за рубеж, ведется строже, чем над детьми, отданными на усыновление внутри страны.

Если ребенка отдают на усыновление за рубеж, в течение 3 лет каждые полгода приемные родители должны высылать соответствующим госструктурам видеосъемку, фотографии ребенка, информировать о состоянии здоровья ребенка, о месте его учебы, высылать медицинскую справку», — сказал он.

Как заявил в беседе с echo.az глава Лиги защиты прав детей Юсиф Бекиров, программа деинституционализации в Азербайджане, увы, осталась по большому счету на бумаге и пока неизвестно, будет ли она продолжена.

«Государство выделяет интернатам деньги на содержание детей, хотя гораздо правильнее было бы, если эти деньги направлялись бы семьям, желающим усыновить ребенка из детского дома, но не имеющим достаточно средств для того, чтобы растить его без финансовой поддержки.

В семье ребенку намного лучше, чем в государственном учреждении. Задача же государства контролировать, чтобы ребенок жил в семье в хороших условиях», — отметил он. Кроме того Ю.Бекиров отметил, что большинство хочет усыновить крох, которым всего несколько месяцев от роду.

«За новорожденными выстраиваются целые очереди. А чтобы усыновляли детей постарше, государство должно стимулировать потенциальных усыновителей, скажем, давать им какие-то льготы», — резюмировал Ю.Бекиров.

Между тем, как заявила echo.az исполнительный директор организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова, программа деинституционализации в Азербайджане проходит не совсем так, как этого ожидали. Всего с 2006 года по 2015 год в семьи было возвращено 500 детей, и это очень низкий показатель.

«К сожалению, нужно констатировать, что многое так и не было достигнуто. Сегодня большое число детей в Азербайджане так и живут в интернатах.

Всем известно, что на данный момент в мире экономический кризис, и на Азербайджан он также распространился, а это означает одно- семей, которые не в состоянии прокормить своих детей, будет только больше.

Это приведет неминуемым образом к появлению большего количества уличных детей, детей, живущих в трудных условиях. Чтобы этого не происходило, необходима социальная поддержка малоимущих семей с детьми.

Необходимо вовлекать в процесс деиституционализации различные государственные структуры, в частности Минздрав, полицию. Что касается тех, кто хочет усыновить детей, таких супружеских прав в стране немало.

Скажем, если у семьи хорошее материальное положение и нет своих детей, то они обычно не против взять малыша из детского дома.

Однако процедура усыновления сложна, требуется множество документов, хождение по многим инстанциям, не у всех хватает сил, чтобы это осуществить.

К тому же, большинство семей хотят усыновить совсем маленьких детей, а не тех, кому уже, скажем, лет 7-8. Что касается детей-инвалидов, то у них практически нет шансов быть усыновленными в нашей стране», — отметила К.Ашумова.

По словам нашей собеседницы, деинституционализация — сложный процесс, и тут большое значение имеют, как социальные, так и психологические факторы.

«Возвращение детей биологическим родителям не всегда проходит гладко. Часто дети отвыкают от жизни в семье, они привыкли следовать порядкам, установленным в интернате.

Такие дети не слушаются родителей, которые отдали их в интернат из-за тяжелого материального положения, и оказываются в группе риска. Им нужна психологическая адаптация.

Хотя, безусловно, каждый ребенок хочет вернуться домой, обрести семью, ведь никакой интернат не сможет заменить ему родителей. Для того чтобы биологические родители забирали детей из интернатов, нужно, чтобы государство помогло им с решением финансовых проблем.

Многие из них работают не на постоянной основе, у них то есть работа, то ее нет, и они не могут обеспечивать ребенка всем необходимым.

Да, государство оказывает социальную поддержку семьям, взявшим детей из интернатов, но сумма поддержки не велика», — отметила К.Ашумова.