НУРАНИ
Ереванские СМИ обсуждают очередную сенсацию — на сей раз «с подачи» Ирана. Информационный сайт Panorama.am старательно цитирует сообщение РИА «Новости» о том, что Тегеран ведет переговоры с Тбилиси о начале поставок природного газа в Грузию через Армению.
Об этом, по данным российского информагентства, сообщает телеканал Press TV со ссылкой на представителя компании National Iranian Gas Company (NIGC) Али Резу Камели.
«Согласно договоренностям с Грузией, мы должны доставить газ на границу Армении, а Грузия получит его на своей границе с Арменией. При этом для заключения сделки план экспорта газа должен был экономически выгодным для Грузии», — сообщил Камели. Согласно информации телеканала, объемы поставок должны составить от 300 до 500 миллионов кубических футов.
Разговоры о «грузинском транзите» через Армению идут уже достаточно давно. Более того, с подачи министра энергетики Грузии К.Каладзе в Тбилиси периодически поднимается волна разговоров о том, что поставки газа в Грузию надо, мол, диверсифицировать, что целиком и полностью зависеть от Азербайджана, дескать, не стоит, а в роли альтернативных поставщиков предлагаются Иран или Россия.
Более того, 23 декабря, как раз перед тем, как страны «золотого миллиарда» ушли на рождественские и новогодние каникулы, ТАСС сообщил о том, что Россия, Грузия, Иран и Армения подписали «Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики».
«Современные технологии и экономика позволяют нам углублять сотрудничество между энергетическими системами», — заявил тогда генеральный директор компании «Россети» Олег Бударгин. Он принял участие во встрече руководителей министерств энергетики четырех стран и представлял российскую сторону.
«Для нашей компании проект выгоден не только технологически, но и экономически», — отметил он. По словам главы компании, «это будет стратегический маршрут по перетоку электроэнергии между нашими странами».
По словам Бударгина, «у России есть очень серьезные проекты с Грузией, с которой энергосистема РФ уже работает в синхронном и параллельном режиме». «Теперь сотрудничество можно будет распространить и на южных соседей», — подчеркнул он.
«Строительство 400-киловольтных ЛЭП Иран — Армения и Армения — Грузия позволит расширить связь между энергосистемами» наших стран, в свою очередь, считает министр энергетики и природных ресурсов республики Ерванд Захарян.
Он напомнил, что «сегодня в синхронном режиме работают электросети Ирана и Армении, а также Грузии и России, однако не все вместе». «Строительство новых ЛЭП позволит достичь этой цели: первый из двух проектов планируется завершить в четвертом квартале 2017 года, второй годом позже.
«В этом случае энергосети всех четырех стран смогут работать в параллельном синхронном режиме с мощностью перетоков до 1200 МВт — этого хватит для коммерческих и бартерных, а также любых аварийных поставок», — сообщил Захарян.
По итогам встречи подписан меморандум, которым предусмотрено повышение уровня управляемости перетоков электроэнергии, эффективную, надежную и безопасную работу энергетических систем. Документ создает возможности для совместной работы четырех стран, рассказал ТАСС армянский министр.
Как сообщило министерство энергетики Грузии, «меморандум предусматривает создание Координационного центра и работу регионального диспетчерского центра, что будет способствовать увеличению эффективности работы электросистем четырех стран и содействовать быстрому реагированию на кризисные и чрезвычайные ситуации».
По данным ведомства, меморандум будет «содействовать развитию транзита электроэнергии, межсистемной инфраструктуры регионального сотрудничества региона Южного Кавказа, что создаст условия для привлечения новых инвестиций, развития торговли и формированию устойчивого партнерства в этой сфере», сообщил корреспондент ТАСС в Тбилиси Тенгиз Пачкория. На этом фоне слухи еще и о газовом транзите уже должны создать впечатление о серьезном «сближении» участников энергомоста.
Более того, ереванский оппозиционный сайт «Первый информационный» публикует интервью с тбилисским политологом, руководителем центра «Европейских исследований» Кахой Гоголашвили.
Строго говоря, комментировал он не переговоры в «четырехугольнике» Грузия-Иран-Россия-Армения, а назначение Георгия Квирикашвили новым премьер- министром Грузии.
По словам Гоголашвили, смена премьер-министра в Грузии никоим образом не отразится, как на армяно-грузинских, так и на грузино-азербайджанских отношениях. По его словам, «Грузия пытается уравновесить свои отношения с Азербайджаном и Арменией, иметь хорошие отношения как с одной, так и с другой страной, и довести до минимума опасность конфликта Армении и Азербайджана для Грузии.
Например, если Грузия еще больше сблизится с Арменией, и проигнорирует Азербайджан, окажется в очень неудобном положении, поскольку экономика Грузии преимущественно зависит от его роли, в качестве моста между Востоком и Западом.
А Азербайджан играет ключевую роль в регионе, как каспийское государство. У Грузии будут большие проблемы и в том случае, если уйдет от Армении, в том числе, если возобновится конфликт с Россией, или возникнет внутренняя нестабильность, связанная с армянским населением Грузии, которое довольно многочисленное в нашей стране.
Грузия может потерять равновесие в регионе, и оказаться в сфере интересов других государств. Поэтому вряд ли Грузия изменит свой курс. Она попытается иметь хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией».
Однако затем ереванский журналист поинтересовался: «А насколько важны отношения с Арменией для «Грузинской мечты»?» Политолог не моргнув глазом ответил: » Думаю, что эти отношения важны для Грузии. Не думаю, что правящая коалиция обращает особое внимание на этот вопрос. Для правящей коалиции важно выполнять требования населения.
Для властей будет большим провалом, если люди почувствуют, что политические деятели создают какие-то риски для страны, или что Грузия участвует в какой-то неприятной авантюре. Следовательно, думаю, что коалиция в данном случае не имеет приоритетов.
Иногда говорят о военном альянсе Грузии с Азербайджаном и Турцией, но Грузия на самом деле не заинтересована в присоединении к какому-либо военному альянсу».
А вот здесь надо бы остановиться поподробнее. Потому как в Армении разговоры о грядущем транзите газа из Ирана в Грузию с самого начала получили весьма своеобразное «прочтение».
В Ереване и представители околовластной «тусовки», и независимые политологи рассматривали и рассматривают все разговоры о транзите газа из Ирана в Грузию по территории Армении как верный признак того, будто бы Ереван еще не выпал окончательно из региональных коммуникационных и энергетических проектов и еще имеет шанс «ухватить» свой кусок транзитного «пирога» — поставки газа из Ирана, дескать, по территории Армении: сначала в Грузию, а уже оттуда — в Европу.
Понятно, что для Сержа Саргсяна эти разговоры представляют собой впечатляющий «агитационный спасательный круг»: ереванской аудитории вновь предлагают порцию «больших надежд», что вот еще немножечко — и ситуация волшебным образом изменится.
Тем более что аргументы нанизываются с той же легкостью, как бисеринки на нитку во время памятной многим «бисерной аферы»: тут и меморандум, и «утечки» о переговорах, и даже заявление политологов…
Но на деле все не так уж и радужно. Во-первых, Грузия и при Шеварднадзе, и во времена Саакашвили, и после прихода к власти «Грузинской мечты» открыто заявляла и продолжает заявлять о своем стремлении не просто к сотрудничеству с НАТО, а к полноправному членству в этом военном союзе.
И речь не ограничивается заявлениями. В августе 2015 года в Грузии был открыт учебный центр НАТО. В связи с этим событием страну посетил генсек альянса Йенс Столтенберг, который участвовал в церемонии открытия.
Что же касается военного союза с Азербайджаном и Турцией, то напомним, что 31 мая — 10 июня того же 2015 года в Турции прошли совместные турецко-азербайджанско-грузинские учения «Кавказский орел».
Причем учения военнослужащих трех стран, с разной тематикой и в разном формате, от командно-штабных до масштабных маневров «на земле», проходят регулярно. И как тогда понимать заявление господина Гоголашвили насчет того, что Грузия «не заинтересована в присоединении к какому-либо военному альянсу»?
Он глубоко не в курсе относительно официального курса Тбилиси? Или, что куда логичнее и вероятнее, высказывает свое личное мнение, которое с этим официальным курсом вовсе не обязано полностью совпадать?
А вот здесь следует остановиться подробнее. В самом деле, даже беглый взгляд на ситуацию, сложившуюся вокруг взаимоотношений между Москвой, Тегераном, Тбилиси и Ереваном выявляет, скажем так, явное несоответствие между тем, что там происходит в реальности, и «раскруткой» этих событий.
Говорить о сближении между Москвой и Тбилиси в то время, пока Россия продолжает оккупацию Сухуми и Цхинвали, можно только с очень большой натяжкой.
В Тбилиси не намерены обострять отношения с Арменией и хотели бы иметь мирную границу с ней, не говоря о том, что именно через Грузию осуществляется сегодня практически весь армянский транзит, но опять-таки Грузия стремится в НАТО, Армения входит в ОДКБ и ЕАЭС, так что у сближения Тбилиси и Еревана тоже есть «предел допустимого».
Причем это касается не только вопросов политического или военного сотрудничества, но и вопросов энергетики. Да и документ, подписанный 23 декабря минувшего года, напомним, именуется «Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики».
«В переводе» с политического — не более чем декларация о намерениях, а не реальное объединение энергосистем. Где тем же «Россетям» придется отвечать на вопрос, кому принадлежат подстанции и ЛЭП в Сухуми и Цхинвали. Что же касается модной темы иранского газового транзита, то и тут не все так гладко, как кажется.
Во-первых, «идут переговоры» — это, конечно, звучит солидно, но сколько времени они будут идти — вопрос интересный.
Во-вторых, пока еще не обсуждался такой вопрос, как цена газа, который, возможно, будет поставляться из Ирана в Грузию. А по опыту Армении, которая после повышения цен на российский газ пыталась закупать «голубое топливо» в Иране, известно: к филантропии в Тегеране не склонны. Так что иранский газ, скорее всего, окажется для Грузии дороже азербайджанского.
И, наконец, самое главное. Уже упоминавшийся выше Али Реза Камели, который и сообщил, что Грузия и Иран ведут переговоры о поставках газа, кроме всего прочего, подчеркнул, что поставки в Грузию направлены только на удовлетворение внутренних потребностей страны, а не для дальнейшей транспортировки его в страны ЕС.
И вообще вопрос поставки иранского газа в Европу посредством газопровода не стоит на повестке дня, так как в ЕС предпочтительнее поставки сжиженного природного газа.
Добавим от себя: при этом для Грузии основным поставщиком газа остается Азербайджан. А уж никакой «большой транзит» газа Армении тем более не светит даже теоретически.