НУРАНИ
Выражение «потешное войско» может ввести в заблуждение кого угодно, но не людей, знакомых с историей реформ Петра I. Они хорошо знают, что «потешным войском» именовались как раз те формирования, на основе которых будущий император создал новую армию по европейским образцам, а выросшие из них Преображенский и Семеновский полки до октябрьского переворота 1917 года не без оснований считались лучшими и самыми верными царю военными частями.
Конечно, в том, когда под видом «потешных полков» создается настоящая и на тот момент современная армия, во всяком случае, с точки зрения военного строительства и военных реформ, нет ничего дурного, а как раз наоборот. Куда хуже, если вооруженные силы превращают в нечто среднее между потешным полком и даже не личной гвардией, а «эскадронами смерти».
Между тем именно это происходит сегодня в Армении, где новый премьер-министр Никол Пашинян продолжает «кадровую чистку», в том числе в армии.
Глава правительства, передает «Новости-Армения», обратился к президенту Армену Саркисяну с предложением уволить начальника Генерального штаба Вооруженных сил Мовсеса Акопяна. Об этом Пашинян заявил в самом начале заседания правительства Армении 24 мая.
Мовсес Акопян, прямо сказать, не из тех генералов, чьи военные операции потом будут изучать курсанты ведущих военных академий мира. Только вот…в условиях армянской конкретики на смену ему даже теоретически не мог бы прийти Цезарь, Наполеон, Мехмандаров и Рокоссовский в одном лице. Понимает это и сам Пашинян.
Он, впрочем, при помощи своих кадровых рокировок менее всего рассчитывает сделать армянскую армию боеспособной и современной. Для этого нужны прежде всего деньги, которых у Армении нет и не предвидится, и мыслящие люди, которые оттуда по большей части «слиняли», так что задача у нового премьера другая. Никол Воваевич явно ощущает себя на вершине власти не очень уверенно и не может не понимать, что республиканцы, вполне возможно, готовят реванш, причем силовой.
В конце концов, он сам, лидер народных протестов, набирал на выборах процентов этак семь, не больше. И самое главное, победил во многом за счет того, что в решающий момент армия не поддержала Сержа Азатовича Саргсяна. Но вот как эта самая армия, а в особенности в изобилии присутствующие в ней «карабахские» полевые командиры, поведет себя, если завтра свергать будут уже его, Никола Воваевича? Что уже диктует вполне понятную логику действий: планомерно «зачищать» армию от «карабахцев» и возвращать туда…ну хотя бы «ереванцев». Или «сирийцев». Или еще кого-нибудь.
Кстати говоря, в этот тренд полностью укладывается и еще одно событие. Генпрокурор Армении Артур Давтян, выступая в парламенте, заговорил о «деле 1 марта». Напомним: 1 марта 2008 года в Ереване спешно переброшенный из Карабаха армейский спецназ расстрелял участников митинга протеста против фальсификации президентских выборов, где победу нарисовали Сержу Саргсяну. С того времени прошло уже 10 лет, следствие вроде бы идет, но внятных результатов не заметно.
И вот теперь прокурор разливается соловьем: предварительное следствие по уголовному делу 1 марта продолжается, предпринимаются попытки использовать в рамках этого дела новые технические возможности. «Заверяю, что в этом деле есть эпизод довольно важного предмета доказывания, который значительно обусловлен новыми техническими достижениями. В этом направлении ведутся работы», — заявил генпрокурор.
Касаясь вопроса о необходимости допроса второго президента Армении Роберта Кочаряна, Артур Давтян заявил: «Для допроса должны быть основания. Орган, осуществляющий производство, сам решает, кого допросить в рамках приобретенных материалов. Если это должно быть сделано, просто для того, чтобы показать, пользы от этого не будет». Вместе с тем генеральный прокурор не исключил, что в ближайшее время общественности будут представлены новые данные по делу.
«Я не скрываю, что, возможно, в ближайшее время у нас будут результаты, и это обусловлено тем, что есть лица, которые сотрудничают со следствием». Вопрос, не окажутся ли «в связи с изменением обстановки» на скамье подсудимых еще несколько высших чинов «карабахского» происхождения, на этом фоне звучит риторически.
Армию это все, конечно, вряд ли усилит и сделает более боеспособной. Но господин Пашинян по этому поводу, судя по всему, не очень переживает.
Впрочем, здесь прямо-таки неоценимую информацию к размышлению дает этакая «военно-протокольная» новость. 28 мая Армения тоже отмечает свой праздник — 100-летие образования, как говорят в Ереване, «Первой республики». Но неудобная в нынешних реалиях тема независимости Армении от России отодвинута даже не на второй, а на десятый план. Формально тут празднуют «победу в Садрарапатской битве». Правда, делается все торжественно, даже с военным парадом, правда, не в самом Ереване, а в Сардарапате (историческое название — Сардарабад).
И вот теперь начальник пресс-службы Южного военного округа Вадим Астафьев, передает РИА «Новости», сообщил журналистам, что российские военнослужащие примут участие в параде, который впервые пройдет в Армении к 100-летию провозглашения Первой республики. Они уже приняли участие в совместной тренировке парада. Военнослужащие совершенствовали навыки в прохождении торжественным маршем в составе строевых колонн, выполнении строевых приемов с оружием, возложении цветов и венков к мемориальному комплексу.
«Генеральная репетиция прохождения строевых колонн со штатным оружием будет проведена на мемориальном комплексе «Садрарапат» 26 мая. 28 мая более 100 военнослужащих российской военной базы ЮВО впервые примут участие в торжественных мероприятиях, посвященных провозглашению в 1918 году Первой республики и Победы в Садрарапатском сражении», — пообещал Астафьев.
Напомним: российские военнослужащие вполне официально участвуют и в военных парадах в Ереване в сентябре, когда здесь отмечают день независимости уже по итогам распада СССР. Конечно, войска бывшей «метрополии» на празднике в честь дня независимости — это уже сюжет для пародии. Другой вопрос, что в Армении, где о независимости можно говорить разве что с иронией, а Ереван сегодня, после создания совместных с РФ группировок войск ПВО и сухопутных войск, не контролирует даже собственные вооруженные силы, все выглядит вполне органично.
Вот и пребывает Никол Воваевич в полной уверенности: в случае чего воевать за интересы «многострадальной Армении» будет Россия. Иначе зачем она делает Армении «оружейные подарки»? Он уже запрятал поглубже в карман свои прежние антимосковские заявления и изрекает с трибуны парламента: между правительствами Армении и России формируется взаимное доверие, которое со временем только укрепится.
Отвечая на вопрос депутата от РПА Миграна Погосяна, который попросил уточнить, верны ли сведения о закупке российских комплексов противовоздушной обороны «Тор», и приобретаются ли они на российский оборонный кредит, подписанный при прежнем правительстве, Пашинян напомнил, что прямой ответ содержит военную тайну. А депутаты, которые знакомятся с номенклатурой закупаемого оружия, знают сложную процедуру о неразглашении.
«Могу сказать, что в ходе визита в Сочи и встречи с президентом России Владимиром Путиным мы говорили об армяно-российских отношениях и необходимости их дальнейшего углубления. Причем по всем направлениям, в том числе по военно-техническому сотрудничеству», — отметил премьер. И выразил надежду, что это сотрудничество станет эффективнее.
Только вот… как теперь России отмываться от такого союзника и доказывать, что она не несет ну никакой ответственности за поведение Еревана?