За рубежом

«Азбучный скандал» вокруг армянского министра

НУРАНИ

Что нужно для того, чтобы войти в историю в качестве успешного реформатора? Властные полномочия? Безусловно. Экономическую теорию можно создать в тиши библиотек, но вот для реальных реформ уже библиотек мало. Харизма и народная поддержка? Несомненно. Реформ с нулевой социальной ценой не может быть в принципе.

Но самое главное, нужна программа этих самых реформ. И, конечно же, необходима команда, которая эту программу будет осуществлять.

Как признают специалисты, первые же шаги Никола Пашиняна на посту премьер-министра Армении не оставили сомнений: внятной программы реформ у него нет. Есть, правда, набор лозунгов, который позволяет гарантированно сорвать аплодисменты и восторженные крики на митинге, но это не программа реформ. И самое главное, у него нет своей команды.

«Голос Армении» по этому поводу замечает: «Согласитесь, господа, революцию делают революционеры, а управлять государственной машиной должны профессионалы. Между тем ближайший соратник Пашиняна Армен Григорян уже публично заявил, что если Пашинян руководил 250-тысячными митингами, то с правительством уж точно справится. Сравнение настораживает: для революционеров управлять государственной машиной все равно, что руководить уличными акциями. Из сказанного следует, что у Пашиняна нет банка руководящих кадров, и это понятно: он ведь не знал, что его революция победит, ему некогда было думать о кадрах!»

Кое-какие кадры во власть Пашинян, впрочем, привел. Министром образования и науки в Армении стал Араик Арутюнян, бывший член Совета старейшин Еревана. И вот ему уже удалось «попасть в новости». Так, господин Арутюнян призвал вместо просмотра индийских сериалов и «сидения» в соцсетях, лучше заняться самообразованием. Затем посвятил весьма обстоятельный разговор тому, как можно выйти из Республиканской партии Армении.

«Ко мне постоянно обращаются преподаватели, спрашивают, как отказаться от членства в Республиканской партии Армении. Очень просто: пишите два заявления, одно относите в штаб РПА, где вы записаны, второе даете на подпись им и оставляете у себя», — разъяснил министр.

Затем посоветовал не поддаваться уговорам представителей РПА о том, что в скором времени все будет как прежде, и партия вернется к власти. «Ничего не будет уже так, как прежде. Вашими заявлениями о выходе вы оставите РПА в прошлом, они останутся в истории», — уверял Арутюнян.

Но самое главное, новоиспеченный министр образования и науки Армении Араик Арутюнян, выйдя в прямой эфир в Facebook, посоветовал гражданам Армении отправлять письма на электронную почту по степени оперативности. Он призвал в ближайшие четыре — пять дней не писать письма, если они не оперативные, и не очень важны. Вопросы, требующие оперативного решения, теряются в этом многотысячном потоке. Он опубликовал адрес электронной почты, куда все желающие могут отправить письма с просьбой. Но самое главное, писать министру надлежит исключительно на армянском языке.

«Никакие письма, написанные кириллицей, латиницей или зибилицей (слово «зибил и на армянском языке означает «мусор» — Ред.) не принимаются. Отправляем письма только на армянском языке и в порядке важности», — сказал Арутюнян, которого цитирует «Спутник Армения».

В любой нормальной стране такое заявление вызвало бы взрыв возмущения. Но не в моноэтничной Армении, где в правительственном квартале торжественно открывали памятник гитлеровскому пособнику Гарегину Нжде.

А наблюдатели тут же вспомнили: нынешний министр стоял у истоков инициативы «Мы против иноязычных школ». Она появилась в 2010 году, когда после откровенного нажима со стороны РФ минобрнауки Армении все же добился принятия закона, по которому в Армении можно было бы учиться не только на армянском языке.

Вскоре «Голос Америки» (!), который трудно заподозрить в большой любви к России, напомним, констатировал: «Вопрос о статусе русского языка в Армении поднимался и ранее. Споры возникли еще в 2010 году, когда Министерство образования Армении ввело законопроект, предусматривавший открытие в стране школ с обучением на иностранных языках. По словам министра образования и науки Армена Ашотяна, в рамках этого закона были открыты лишь две иностранные школы и обе — английские». Что, впрочем, не мешало летом 2017 года выдавать армянским школьникам аттестаты зрелости с вкладышами на русском языке.

И вот теперь Араик Арутюнян, который в 2010 году активнее других выступал за этакую «языковую этническую чистку» в Армении, своих прежних «подвигов» не скрывает. И, как сообщала еще несколько дней назад газета «Аравот», несколько дней назад на своей пресс-конференции сказал, что он продолжит бороться в плане исключения в школах преклонения перед иностранщиной.

«Принцип в школах, в связи с иностранными языками, будет заключаться не в открытии школы с обучением на иностранном языке, а в преподавании иностранных языков на должном уровне. Школы с обучением на иностранном языке проблему здесь не решают».

А пока что устроил войну с местной «элитной» школой «Айб». Несколько дней назад Араик Арутюнян уже заявлял, что Министерство образования и науки Армении не будет поддерживать элитные школы, а теперь он распорядился провести финансовый аудит Араратского бакалавриата, армяноязычной программы, которая призвана создать конкурентоспособное школьное образование для всех детей в Армении.

Проект проводится в рамках Национальной программы превосходства в сфере образования фондом «Айб» и Кембриджским университетом. О результатах аудита, конечно, можно будет говорить лишь по его окончании. Но министр уже выступил с заявлением, отражающим его отношение к проекту школы «Айб».

«Продолжаю считать, что бывший советник Сержа Саргсяна иерей Месроп (соучредитель образовательного фонда «Айб» и председатель Совета попечителей школы «Айб») — это человек, нанесший самый большой вред системе образования», — заявил Арутюнян со своей страницы в Facebook. В ответ пресс-служба школы указала, что его позиция есть следствие либо недостаточной информированности либо неправильной трактовки, ибо, как утверждает школа, она государственного финансирования никогда не получала, а функционирует как фонд, как некоммерческая организация.

Затем появились более эмоциональные отклики. Так, посредством той же соцсети Facebook, директор школы «Айб» Арам Пахчанян заявил: «Новый министр образования Армении, безо всякой содержательной дискуссии и серьезных оснований набросился на плод 12-летней работы фонда «Айб», который безвозмездно поддерживали сотни филантропов, и 4-летнего проекта Национальной программы отличия в образовании. Национальной мечте иметь лучшее в мире образование хотят обрезать крылья. Тем, кто приезжал к нам и радовался нашим успехам, и кому я рассказывал, что государство в Армении вкладывает в будущее образования, хочу теперь сказать: будущее образования в Армении поставлено под удар в угоду сиюминутным политическим амбициям».

Наконец, откликнулся и отец Месроп: «Все достижения Араратского бакалавриата являются завоеванием и собственностью Армении и армянского народа. Мы рады, что участвовали в этой важной программе и софинансировали ее. Она является одним из лучших примеров сотрудничества государства и общественной негосударственной структуры… Инициатором этой программы был не Образовательный фонд «Айб» (прошу не путать со школой «Айб»), а государство, в лице Министерства образования и науки. Государство, оценив наше дело, предложило нам внедрить созданную нами образовательную программу и культуру в общеобразовательные школы». Даже осторожный «Спутник», рассказав об этом, и то вынужден был признать: делать выводы до окончания аудита не полагается.

Но министр непреклонен. И самое главное, чувствует за спиной поддержку премьера. А это значит, что армянская так называемая «революция» вовсе не привела к оздоровлению местной политической среды. Где по-прежнему царит пещерный национализм.

Вопрос только в том, почему на выпад министра никоим образом не отреагировали в Москве. Где любят посокрушаться по поводу «русофобии», «притеснения русского языка» и т.д.