За рубежом

Мадуро продолжает «дипломатическую войну»

nikolas-maduro-venesuelaНУРАНИ

Где заканчивается внешняя политика и начинается внутренняя? Вопрос сложный. По логике вещей, вся внешнеполитическая деятельность государства направлена, вернее, должна быть направлена на наилучшее обеспечение интересов собственных граждан.

Другое дело, что в реальности ради внешних побед и успехов гражданам нередко советуют «затянуть пояса», «потерпеть» и вообще «подумать о государственных интересах».

А в Венесуэле сегодня разворачивается другой сценарий. Здесь, судя по всему, при помощи внешнеполитического скандала пытаются отвлечь аудиторию от внутренних проблем. Вновь избранный президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил персоной нон грата Временного Поверенного в делах США Тодда Робинсона.

Как сообщает агентство Reuters, дипломату предписано покинуть латиноамериканскую страну в течение 48 часов. Мадуро объявил о своем решении во время выступления в Национальном избирательном совете, куда прибыл на церемонию вступления в должность президента. По его словам, Робинсона уличили в подготовке заговора против правительства, и у Каракаса имеются доказательства этого.

Он также потребовал, чтобы он и другой высокопоставленный дипломат, Брайан Наранхо, покинули страну в течение 48 часов. Решение было принято в ответ на новые американские санкции, введенные в связи с прошедшими в Венесуэле выборами, подвергшимися широкой критике. Госдепартамент отверг выдвинутые против дипломатов обвинения, поясняет «Голос Америки».

Впрочем, даже агентство ТАСС и то признает: основания для того, чтобы поставить победу Мадуро под сомнения, у его противников есть. По мнению экспертов ТАСС, первым серьезным фактором, который используют противники Мадуро в попытке представить нелегитимной его победу, является относительно низкая явка.

Согласно последним данным Национального избирательного совета, на участки пришли 46% избирателей, около 9,4 млн человек, из которых действующего главу государства поддержали более 6,2 млн. Таким образом, Мадуро поддержали менее трети избирателей, имеющих право голоса. Остается открытым вопрос о том, сможет ли он в подобной ситуации консолидировать общество и предотвратить повторение масштабных протестов наподобие тех, что неделями сотрясали Венесуэлу в прошлом году. Тогда в ходе столкновений погибли более 120 человек, тысячи пострадали.

При этом еще до завершения подсчета голосов два из трех соперников Мадуро отказались признавать результаты голосования. Основной оппонент президента Энри Фалькон, а также представитель движения «Надежда на перемены» Хавьер Бертуччи, занявший третье место по итогам избирательной гонки, обвинили правительство в попытке подкупа избирателей.

По их словам, по всей территории республики в непосредственной близости от избирательных участков были организованы так называемые «красные пункты». Речь идет о палатках, в которых проголосовавшим раздавали специальные льготы — по информации некоторых СМИ, предоставляемые привилегии позволяли приобрести товары на сумму около 10 долларов США.

До начала избирательной кампании наиболее крупные оппозиционные партии, контролирующие Национальную ассамблею (однопалатный парламент страны), объявили бойкот голосованию. Не в последнюю очередь из-за того, что один из самых популярных лидеров, представляющих эти силы, Энрике Каприлес был лишен возможности баллотироваться на пост президента.

После объявления итогов голосования спикер законодательного органа Омар Барбоса заявил, что венесуэльская оппозиция намерена добиваться проведения новых выборов главы государства в конце текущего года.

Наконец, понятно и другое. Мадуро, судя по всему, нарисовали победу, но экономические проблемы Венесуэлы остаются. Более того, они нарастают. Победа Николаса Мадуро на президентских выборах в Венесуэле на фоне бойкота со стороны оппозиции и сообщений о массовых нарушениях грозит стране санкциями в отношении нефтяной отрасли, пишет NEWSru.com со ссылкой на агентство Bloomberg.

Добыча и экспорт нефти жизненно важны для испытывающей кризис венесуэльской экономики. По оценкам западных экономистов, ВВП Венесуэлы в этом году может сократиться на 9,2%, а инфляция превысит 13000%.

В интервью «Коммерсанту» глава неправительственной организации Observatorio Venezolano de la Salud («Венесуэльский центр мониторинга здоровья») Марианелла Эррера приводит шокирующие данные: «У нас проводился так называемый национальный опрос об уровне жизни населения. В 2017 году было объявлено, что почти 70% населения в среднем потеряли 11 кг веса, то есть как минимум 70% венесуэльцев нужна помощь. У многих детей к двум годам есть задержка в развитии. Есть примерно 500 тыс. детей, которые в таком возрасте уже нуждаются в помощи. Это ужасно, такая цифра может довести до инфаркта. И последствия будут долгосрочными. Два года назад мы проводили опрос населения. И дети из пятого класса не могли ответить на наши вопросы. Ведь процесс обучения чтению делится на две части: вначале тебя учат читать, и ты узнаешь, какая это буква. Но затем начинается чтение с целью обучения. И со вторым есть проблемы: из-за нехватки продовольствия в первые два года жизни дети не получили достаточно железа и протеинов. В этой связи важен образовательный компонент: надо разъяснять мамам значимость правильного кормления детей».

Как указывает Эррера, «около 12 лет назад был принят ряд законов, позволявших провести экспроприацию земель, где производилась сельскохозяйственная продукция, а также фабрик по производству лекарств. Были установлены жесткие цены на товары, валютный контроль, другие ограничения. Не все страны должны производить все, что потребляют. Это было бы нелогично и неэффективно.

Можно импортировать, что надо, и производить то, что можно производить. После введения контроля в стране резко снизилось число компаний. А так как цены на нефть были высокими, власти попытались заменить производство внутри страны импортом. Что произошло, когда цены на нефть упали и уже нельзя было закупать продукты за рубежом? Теперь в стране нет ничего».

Теперь цены на нефть вроде бы корректируются вверх, но вряд ли в Венесуэле возможен возврат к прошлому. Еще в начале месяца «Ведомости» констатировали: «Нефтяной сектор Венесуэлы разваливается на глазах. Китай и Россия денег больше не дают, требуют защитить своих сотрудников от насилия».

Как указывало издание, «нефтяные вышки приносят Венесуэле все меньше и меньше денег. Когда генерал-майор Национальной гвардии Мануэль Кеведо возглавил министерство нефти и энергетики Венесуэлы и нефтяную госкомпанию PDVSA в ноябре 2017 г., он обещал увеличить нефтедобычу на 1 млн баррелей в день и искоренить коррупцию. Но спустя полгода она сократилась на 23%, или 450 000 баррелей в день, воровство увеличилось, менеджеры массово покидают PDVSA, а ее работники призывают Кеведо уйти. С ними согласны союзники Венесуэлы — Россия и Китай.

А пока еще работающие в стране западные компании, такие как Total и Chevron, нервничают все сильнее. Перспективы страны, обладающей крупнейшими в мире запасами нефти, по-видимому, продолжат ухудшаться. По мнению аналитиков, к концу года добыча может упасть еще на 0,5 млн баррелей в день, что способно еще выше подтолкнуть цены на нефть». Уже тогда было понятно, что иностранные партнеры будут покидать Венесуэлу.

«Там не хватает машин, инструментов и вообще всего», — заявил на прошлой неделе аналитикам гендиректор Total Патрик Пуянне. По сообщению крупнейшей в мире нефтесервисной компании Schlumberger, добыча нефти в Венесуэле находится в «свободном падении».

Генерал-майор Кеведо, как большинство членов совета директоров PDVSA, лоялен Мадуро, но не обладает достаточными профессиональными знаниями. При этом недавно благодаря специальному указу он получил широкие полномочия, позволяющие ему менять все контракты практически по собственному желанию.

В результате на прошлой неделе два менеджера Chevron были арестованы по обвинению в госизмене после того, как отказались подписывать контракты по завышенным ценам. По оценкам Medley, к концу года добыча в Венесуэле сократится с нынешних 1,5 млн до 1,1 млн баррелей в день. JPMorgan прогнозирует, что она может уменьшиться до 1,2 млн баррелей, но считает «очень высоким» риск падения ниже 1 млн баррелей. На этом фоне, передает «Интерфакс», посол Венесуэлы в России Карлос Рафаэль Фариа Тортоса допускает, что нефтяные санкции США в отношении его страны могут сказаться на проектах «Роснефти» в Венесуэле.

«Да, конечно, могут. Важно понять, как это скажется», — заявил он «Интерфаксу» в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

Фариа Тортоса напомнил, что всем «известно, как США вводят санкции против тех, кого считают неудобными для своей политики». Так, он напомнил о санкциях США в отношении Кубы и Ирана. А у российской нефтяной компании серьезные проекты в Венесуэле.

«Роснефть» реализует совместно с венесуэльской PDVSA 5 проектов: Petromonagas S.A. (доля «Роснефти» — 40%), Petroperija S.A. (40%), Boqueron S.A. (26,67%), Petromiranda S.A. (32%) и PetroVictoria S.A. (40%). Добыча нефти по проектам компании в Венесуэле за 2017 год составила 8,1 млн тонн, в доле «Роснефти» — 3,14 млн тонн, что на 17,6% больше показателя 2016 года.

Росту добычи способствовали увеличение доли участия в СП Petromonagas S.A. в мае 2016 года, наращивание добычи в СП Petromiranda S.A. и начало опытно-промышленной добычи на проекте Карабобо 2/4 (СП PetroVictoria S.A.). Но теперь это все придется, по всей видимости, сворачивать. А в такой ситуации Мадуро вряд ли удастся провести «отвлекающий маневр» с высылкой дипломатов.