Дж.АЛЕКПЕРОВА
На днях в Баку на площадке Азербайджанского университета языков прошла Международная научно-практическая конференция «Новые грани российско-азербайджанского сотрудничества: перспективы молодежного и регионального взаимодействия».
В рамках данного мероприятия Echo.az побеседовало с председателем экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорием Трофимчуком.
ИНТЕРВЬЮ
— В рамках своего выступления в ходе конференции вы затронули ситуацию, которая в настоящее время наблюдается в Армении. По вашим словам, происходящие события в этой стране — это совсем не революция, а исключительно новый процесс. О каком процессе идет речь?
— Я не сторонник того, чтобы во всем обвинять Запад, так как порой неумелые действия чиновников создают ситуацию, благодаря которой в нее могут «просочиться» западные профессионалы. Аналогичное касается и событий в Украине. То есть, основной виновник происходящего — это не Запад, они всего лишь воспользовались ситуацией.
Безусловно, говоря о событиях в Армении, нужно сказать, что большую лепту в этот процесс внесло и недовольство самого населения. Социально-экономические проблемы в этом аспекте сыграли большую роль. Сегодня для людей вроде бы создали новую ситуацию, в которой якобы все должно измениться к лучшему. Но мгновенно ничего меняться не будет, потому что Никол Пашинян — это далеко не Владимир Ильич Ленин. Именно поэтому граждане, увы, не получат того улучшения и тех заветных изменений, которых они ждут, и это само по себе может дестабилизировать ситуацию в будущем.
— А какую позицию примет новая власть по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта?
— У кабинета нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна намного более жесткие подходы в вопросе нагорно-карабахского урегулирования, нежели были у Сержа Саргсяна. Хотя, казалось бы, тот входил, в так называемый карабахский клан, то есть эти люди воевали в Карабахе, но даже они выглядят более слабыми, чем Пашинян. Это можно судить и по его жестким заявлениям. И сразу возникает вопрос, а кто может стоять за спиной нового премьер-министра Армении, который направляет его и призывает выступать со столь агрессивной политикой. Ведь этот человек сразу отметил тот факт, что Карабах может стать отдельной стороной переговорного процесса.
— А если азербайджанская сторона выступит против такого формата, то этого не произойдет?
— Азербайджан, безусловно, может быть против этого, но я считаю, что у страны уже сегодня должна быть сформирована позиция по отношению к тому, что произошло и происходит сегодня в Армении. Ведь после президентских выборов в Армении и Азербайджане, в том числе, ваша страна до конца не была уверена, с кем будет продолжать переговорный процесс: с новым президентом Армении или премьер-министром. Если ситуация развернется таким образом, что президенту Азербайджана придется сесть за стол переговоров с новым премьер-министром Армении Николом Пашиняном, то это фактически означает, что президенту Азербайджана придется вести дальнейшие переговоры с тем, кого выбрала улица. Поэтому Азербайджан должен иметь свою позицию относительно происходящих процессов. И, чтобы не затягивать переговорный процесс, страна может заявить ее прямо сейчас.
— Вслед за беспорядками в Армении ситуация плавно перекинулась на Грузию…
— Армению окружает не только Турция, Азербайджан, частично Иран, но и Грузия. А последняя имеет очень хорошие отношения с Западом. Все трассы, имеющие стратегический характер, проходят через Грузию, поэтому она частично привязывается к Армении. Некоторые эксперты всплеск на улицах Грузии квалифицировали как протест со стороны наркоманов. Там правоохранители арестовали наркоторговцев. Но такая оценка событий — дилетантский подход. Это, увы, ситуация, которая может стать поворотной в вопросе переформатирования Южного Кавказа. Если Азербайджан примет правильное решение, то он может влиять на эти процессы. А если займет выжидательную позицию, то во многом проиграет.