Точка зрения, Эхо

Почему в Азербайджане до сих пор ощущается нехватка питьевой воды

С. КАСТРЮЛИН

Нельзя всю жизнь зависеть от нефти. Запасы ее во всем мире, в том числе и в Азербайджане, сокращаются. А поскольку многие страны, точнее, их бюджеты, зависят от цен на нефть, то, как правило, они неоднократно подвергаются корректировке. Все это отражается на экономике страны, решении поставленных социальных задач.

Как показала практика, цены на «черное золото» зависят от многих факторов, включая и политическую ситуацию в мире. Многие страны давно заняты развитием новых отраслей экономики, которые не полностью зависят от цен на нефть. Одна из них — туризм. Азербайджан в последние годы стал активно развивать эту перспективную отрасль. Туристический бизнес давно прошел обкатку во всем мире. Некоторые страны строят свой бюджет, исходя исключительно из доходов от туризма.

Что для этого необходимо? Не очень дорогостоящая и отлично налаженная инфраструктура. Но это не только новые и комфортабельные отели, исторические объекты, памятные места и очаги культуры.

Это и вода, особенно питьевая. Азербайджан — относительно богатая водными ресурсами страна, у нас находится около 8400 рек, из которых 850 имеют длину более 10 километров, всего 24 реки имеют длину свыше 100 километров. На территории страны имеются около 250 озер с пресной и соленой водой, а также более 250 озер, часть которых высыхает летом. Территория водной поверхности Азербайджана составляет 1,6%.

Тем не менее, Азербайджан оказался в числе стран с наименьшими запасами пресной воды. Всемирный банк отнес Азербайджан к числу самых маловодных стран региона и даже мира. Согласно исследованию «Возобновляемые внутренние ресурсы пресной воды на душу населения», в Азербайджане они равны лишь 851 кубическому метру.

Как же используют у нас питьевую воду, которая в некоторых странах на вес золота? Нужно признать, что в Азербайджане действительно расточительно используют пресную воду. А все потому, что у нас нет культуры сбережения воды. Житель Баку в среднем потребляет 250-280 литров воды в сутки. Для сравнения: житель Лондона — 175, а лондонского пригорода — всего 125 литров.

На Западе люди не могут позволить себе оставить открытым кран или закрывать глаза на то, что в подвале течет труба. Конечно, вода там стоит значительно дороже. Но ведь речь идет не только о стоимости, но и об ее ценности как природного ресурса.

А что у нас? Во многих местах по-прежнему используются старые трубы, а потому порядка 15% воды теряется уже в распределительной сети. На предприятиях также не экономят воду. Работники водного хозяйства вообще позабыли о нуждах людей из пригорода.

Если учесть выделяемые соответствующим структурам из госбюджета средства, а также кредиты международных организаций, то сейчас на центральных проспектах Баку не должно было остаться коммунальных коллекторов и водяных труб с истекшим сроком эксплуатации. Но после каждого дождя возникают проблемы…

Кроме того, в Баку и регионах страны работает больше тысячи автомоек. Только в Баку я насчитал больше 40 таких объектов. В развитых городах действуют два водопровода: один — для питьевой воды, которую люди используют для приготовления пищи, мытья посуды, личной гигиены, второй — для иных нужд.

По техническим трубам подается вода более низкого качества, лишь частично освобожденная от примесей. У нас же на все нужды расходуется питьевая вода. Расход воды на мытье одной легковой автомашины, например, при высоком давлении — 550-650 литров, при низком — вдвое больше. Представьте, сколько в день моют машин, если только в Баку больше полумиллиона легковых авто? А сколько пробок на дорогах образуется в связи с этим? Но это, как говорится, уже другая тема для дискуссий.

Есть ли у нас альтернатива в этом вопросе или нет? В мировой практике она есть. На Ближнем Востоке располагается 70% всех опреснительных станций в мире. Большинство из них находится в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте и Бахрейне. В одной лишь Саудовской Аравии за последние несколько лет в расширение опреснительных мощностей было вложено 23,4 млрд долларов США. Саудовская Аравия планирует к 2017 году ввести в эксплуатацию опреснительный завод промышленного масштаба, работающий на солнечной энергии.

У нас тоже подумали об этом и что-то предприняли. Так, в 2013 году на территории села Хыдырлы Сальянского района Азербайджана на берегу Каспия запустили крупный завод по опреснению морской воды. А еще ранее, на заседании Кабинета министров по итогам 2010 года президент Азербайджана Ильхам Алиев особо коснулся вопроса по опреснению морской воды, и осуществление всех связанных с этим мероприятий было поручено Министерству экологии и природных ресурсов. В этой связи министерством был подготовлен План мероприятий. По информации ведомства, был дан старт реализации пилотного проекта строительства завода по опреснению морской воды мощностью в 1 тысячу кубометров в сутки на первоначальном этапе и с инфраструктурными возможностями до 20 тысяч кубометров в день. Завод по опреснению морской воды оснащен самым современным оборудованием.

В начале 2013 года завод был введен в эксплуатацию и после прохождения испытаний начал работать в обычном режиме. На сегодняшний день заводом производится одна тысяча кубометров опресненной воды в сутки. Вода используется для поливки саженцев на территории предприятия, а также для поливки деревьев, посаженных МЭПР в рамках проектов по озеленению территории вблизи села Хыдырлы. Планируется, что в дальнейшем при необходимости эта вода будет использоваться в обеспечении потребностей в питьевой воде населения села Хыдырлы.

Но пока этот пробный шаг в вопросе обеспечения Азербайджана новыми кубометрами опресненной воды не получил продолжения, поэтому у нас продолжают, особенно летом, мыть машины и ковры питьевой водой. Почему не использовать для технических нужд опресненную воду Каспия?

Еще один вопрос: сколько положено отпускать воды по нормам в тот или иной район города, например, Наримановский район Баку? За последние годы город так разросся высотками вширь и ввысь, что, наверное, и нормы потребления воды надо пересматривать.

Давайте поговорим о регионах. А как там дела обстоят с потреблением питьевой воды? Например, в селе Чухурюрт Исмаиллинского района. Там постоянные проблемы с питьевой водой. А как же поливать сельчанам свои приусадебные участки, на которых произрастают фрукты и овощи — основной доход для проживания в селе? Спасают артезианские колодцы. Но в них вода грязная, и использовать ее для питья нельзя.

Пока население Азербайджана находится вне опасности попасть в ряды четырех миллиардов людей, которые испытывают постоянную нехватку воды, но, несмотря на это, нужно постоянно предпринимать соответствующие меры для того, чтобы сохранить этот баланс, поскольку население страны растет, развивается сельское хозяйство. А это в очередной раз заставляет поверить в слова, как в известном фильме «Без воды и не туды, и не сюды»…