За рубежом

Сепаратизм в Каталонии превращается в «тлеющий конфликт»

А.ШАКУР

Формула-1, которую недавно принимала столица Азербайджана, продолжает свое «путешествие» по другим адресам. Своя гонка проходит и в Барселоне, столице мятежной провинции Каталония.

И теперь вокруг нее разгорается нешуточный скандал. Королевская автомобильная федерация Испании выразила резкое недовольство в связи с тем, что перед стартом Гран-при в Барселоне исполнялся национальный гимн Каталонии.

Федерация опубликовала открытое письмо, в котором говорится, что с ней никто не консультировался по поводу исполнения каталонского гимна сразу после национального гимна Испании, и это трактуется как нарушение протокола.

Хотя неофициально такая традиция существует с 1991 года, когда национальный этап чемпионата впервые прошел на Circuit de Catalunya.

Однако в последние годы вопрос о независимости Каталонии стоит крайне остро, и атмосфера в этом регионе страны неспокойная, поэтому реакция испанской федерации в какой-то мере объяснима.

Как говорится в открытом письме, исполнение каталонского гимна «было воспринято прессой и значительным числом болельщиков как очевидный пример использования силы общественного воздействия спорта для трансляции политических посланий в столь острый и болезненный момент для Каталонии и Испании».

В конце текста, подписанного президентом федерации Мануэлем Авиньо Рожером, высказывается пожелание, чтобы подобная ситуация впредь не повторялась. По слухам, одним из последствий политической дискуссии о независимости Каталонии может стать перенос Гран-при Испании в Мадрид, столицу страны.

Но если о дальнейшей судьбе Гран-при Барселоны остается только гадать, сам факт того, что Каталония остается очагом конфликта, неоспорим. И формирование здесь новых органов власти продемонстрировало это еще раз.

Здесь, пожалуй, необходимо напомнить: еще несколько месяцев назад слово «Каталония» не сходило со страниц газет. Большинство в местном парламенте принадлежало сторонникам независимости этой испанской провинции, и сепаратисты, во главе которых стоял председатель женералитета Карлес Пучдемон, решили перейти от слов к делу.

Вопреки законам и призывам официального Мадрида, здесь провели «референдум о независимости», а затем на основе его результатов местный парламент провозгласил Каталонию независимой республикой.

В Мадриде отреагировали весьма жестко и ввели в действие статью конституции, которая предусматривает существенное ограничение прав автономии, роспуск парламента и т.д. До большой крови дело, к счастью, не дошло, но Каталония обеспечила мировое информационное пространство выразительной и драматичной «картинкой».

Однако воспрепятствовать центральным властям Испании не удалось. Уже под контролем Мадрида 21 декабря в Каталонии состоялись досрочные парламентские выборы. Первое место по результатам голосования вроде бы заняла центристская партия «Граждане», отстаивающая территориальную целостность Испании, однако трем политическим силам, выступающим за независимость, удалось получить абсолютное большинство в парламенте — 70 мест из 135.

А вот дальше началась впечатляющая чехарда. Недавний лидер сепаратистов Карлес Пучдемон бежал за границу, но рычаги влияния на мятежную провинцию не растерял. Вначале местные депутаты парламента пытались вновь избрать главой женералитета Пучдемона. Не получилось. Потом были другие кандидаты — тоже неудачно.

Наконец, у Каталонии появился руководитель — через пять месяцев после выборов. Кандидат от партии «Вместе за Каталонию», депутат Ким Торра стал новым главой правительства автономии. Такое решение было принято 14 мая в ходе второго тура дебатов в региональном парламенте.

Уточняется, что депутат получил поддержку простого большинства депутатов. Так, за его кандидатуру проголосовали 66 членов парламента, 65 человек высказались против, еще четверо предпочли воздержаться.

Напомним, что на первом заседании, которое состоялось 12 мая, Торре нужно было набрать, по меньшей мере, 68 голосов парламентариев, однако этого не произошло, и было назначено еще одно рассмотрение.

Как теперь пересказывает ситуацию российский «Взгляд», «президента избрали, как говорят шахматисты, «на флажке», то есть тогда, когда на утверждение главы автономии оставалась всего одна неделя. Не уложись парламентарии в установленные сроки, Каталония была бы обречена на новую избирательную кампанию — третью за последние два с половиной года».

Однако региону в некотором смысле повезло: альянсу «Вместе — за Каталонию» удалось все-таки протащить в президентское кресло кандидатуру, которая устроила не только регион, но и центр. До появления на политическом небосклоне Торры трех кандидатов на пост «забанили». Разумеется, к Мадриду в Барселоне прислушивались меньше, чем правительству Мариано Рахоя хотелось бы, продолжает издание.

Но благодаря активности «троянского коня» центральной власти, роль которого исполняет лидер партии «Граждане» Альберт Ривера, часть голосов парламентариев плавно перетекли от индепендентистов к юнионистам. Теперь соотношение сил в высшем органе законодательной власти Каталонии почти выровнялось, преимущество у сторонников независимости осталось мизерное. Проводить свои решения им будет сложнее, чем раньше, но общая ориентация Каталонии «на выход» все- таки сохраняется.

Жоаким Торра (которого в испанской прессе привыкли звать просто Ким) в своей первой «тронной речи» назвал себя «временным президентом», считающим, что реальным главой Каталонии был и остается отставной руководитель Карлес Пучдемон, скрывающийся сейчас в Германии. Ким был выдвинут по личному настоянию беглого президента, на доклад к которому он собирается в рамках своей первой загранпоездки в новой должности.

Выдержав паузу после этого обещания, Торра подчеркнул, что рассчитывает на возвращение «истинного лидера нации» и продолжение борьбы за независимость Каталонии.

Но самое главное, на присяге Ким Торра пообещал верно исполнять свои обязанности и быть преданным «народу Каталонии», сообщает La Vanguardia, и не упомянул о короле Испании Филиппе VI и испанской конституции. На лацкане пиджака политика была закреплена желтая ленточка в знак солидарности с арестованными активистами и политиками, выступающими за независимость Каталонии. Отмечается, что члены испанского правительства не присутствовали на церемонии.

В свою очередь, ряд СМИ Украины напоминает: новый глава женералитета прямо-таки пылает ненавистью к метрополии. О его отношении к метрополии можно судить лишь по одному его известному высказыванию: «Слово «стыд» испанцы давно вычеркнули из своего словаря. Они умеют только воровать».

Пожалуй, одного только этого достаточно, чтобы понять: Каталония превращается в очаг этакого «тлеющего конфликта». По крайней мере, пока местные сепаратисты будут воздерживаться от резких шагов, но от «генерального курса» вряд ли откажутся. Но самое опасное, конфликт этот может подогреваться извне.

Во всяком случае, по информации El Pais, немецкие спецслужбы выразили обеспокоенность в связи с российской поддержкой каталонских сепаратистов, получив информацию от своих европейских коллег, которую считают убедительной и заслуживающей внимания». Об этом заявил глава Федерального бюро по защите конституционного строя Ганс Георг Маассен в ходе симпозиума, организованного в Берлине.

«Обмен разведданными с европейскими коллегами свидетельствует о том, что они также прошли через подобный опыт, что Россия, в частности, пытается использовать тайные операции для обработки общественного мнения через экстремистские и радикальные организации», — сказал Маассен в своем выступлении.

«Согласно поступившим сообщениям, каталонским сепаратистам оказали поддержку при помощи пропагандистских акций». Впоследствии глава немецкой разведки уточнил, что они не располагают «данными из первых рук, речь идет об информации из других источников, но она весьма убедительна, заслуживает внимания и вызывает наше беспокойство». Маассен сделал эти заявления в ходе встречи, посвященной анализу «гибридных угроз». При этом глава немецкой разведки осудил действия Москвы и предупредил об угрозе новых кибератак на ключевые объекты инфраструктуры. «Мы весьма уязвимы», — подчеркнул он.

Во время своего выступления Глава Федерального бюро по защите конституционного строя уделил особое внимание распространению фейковых новостей, продолжает издание.

«Практически каждый гражданин может стать жертвой пропаганды и дезинформации, исходящих из киберпространства. Многие отрасли промышленности и объекты инфраструктуры могут подвергнуться вредному воздействию», — предупредил Маассен, пояснив при этом, что «гражданам демократических стран нужна достоверная информация для принятия решений. Возможны различные мнения и оценки, но не может быть альтернативных фактов», — добавил он. Объектами новых видов угроз могут быть не только люди, но и государства.

«Следует понимать, насколько привлекательно является для других государств возможность использования гибридных атак для продвижения собственных интересов и нанесения ущерба интересам Германии и Европы», цитирует его издание.

Впрочем, вряд ли мятеж в Каталонии полностью инспирирован из Москвы — сепаратистские настроения здесь существуют с того момента, как Каталония утеряла собственную независимость.

Но вот попытки Кремля воспользоваться ситуацией — это уже куда вероятнее. Впрочем, насколько результативными они были и будут, вопрос открытый. Особенно с учетом того, что в Испанию вряд ли удастся десантировать «вежливых людей».