НУРАНИ
Есть такая циничная шутка: «Чем участники митинга отличаются от массовки в кино? Массовке можно скомандовать «Стоп, снято!» — и ее участники разойдутся по домам. А митинг не всегда удается закончить по команде».
Добавим от себя: тем более не получается закончить «по команде» не просто митинг, а процесс, который уже кто-то объявил революцией. Вот и в Ереване, где уже добились отставки премьер-министра и правительства, а парламент, в котором большинство составляют республиканцы, под «народным давлением» все же проголосовал за Никола Пашиняна, вновь митингуют на улицах. Протестуют таксисты, выходят на свою акцию импортеры автомашин.
Но самое тревожное — в другом. В Ереване вновь вышли на улицу сторонники террористов из группы «Сасна Црер». Как нехотя напоминает «Новости-Армения», утром 17 июля 2016 года группа вооруженных боевиков, именовавших себя «Сасна црер», то есть «Неистовые из Сасуна», захватила территорию патрульно-постового полка полиции в Ереване. Один человек — офицер полиции — был убит, четверо ранены.
Террористы потребовали освобождения координатора оппозиционной инициативы «Учредительный парламент» Жирайра Сефиляна, профессионального террориста с «ливанским» опытом, находящегося под арестом по обвинению в незаконном приобретении и хранении оружия. Заодно члены вооруженной группы требовали отставки президента и правительства, а также формирования правительства доверия. Вечером 31 июля они сдались. А в течение всего этого времени на соседних с захваченной полицейской базой митинговали «сочувствующие». Один из их лидеров, Андриас Гукасян, напомним, уже вышел на свободу.
А вот с самими «саснацрерорвцами» все сложнее. Одних соучастников захвата уже осудили, в отношении других процесс еще продолжается. Сефилян был приговорен судом к 10 годам и 5 месяцам лишения свободы. Вынесены приговоры и боевикам «Сасна Црер». Так, Геворк Сафарян приговорен к 5,5 годам заключения, Нерсес Погосян и Сасуник Киракосян — к 3,5 годам, Галуст Григорян и Грайр Топчян — к 3 годам, Ованес Петросян — к 2 годам. Над некоторыми суд еще продолжается.
Но теперь, после падения «карабахского клана» в Ереване настойчиво заговорили о том, что «саснацреровцы» могут выйти на свободу. Правда, сам Никол Пашинян однозначно это не подтверждал. А однажды в ходе одного из прямых эфиров через соцсеть Facebook заявил, что многие представляют, будто можно пойти, открыть двери тюремных камер и сказать заключенным, дескать, выходите. «Это не правильный, точнее незаконный путь. Проблему надо решать посредством применения методов, предусмотренных законом», — сказал тогда нынешний премьер.
И вот теперь в ходе судебного заседания один из подсудимых «саснацреровцев», Варужан Аветисян, разразился ответной тирадой: «Это позиция, которая исходит из достигающего степени шутовства псевдогуманизма, представляемая под лозунгами лживой толерантности, мол, все же есть жертвы, погибли люди, и необходимо по части некоторых учесть данное обстоятельство».
Затем продолжил: «Я со всею ответственностью заявляю, что все эти выражения, мнения явно противоречат праву на самозащиту, восстание, естественному и данному от Богу праву. Это способы, методы, средства по пресечению народного восстания, продолжения революции, с целью увести в соответствующее русло и уже заработать политические дивиденды». И вообще, по мнению Аветисяна, «народ, отвергающий право на восстание и забывающий восставших, обречен на геноцид, лишение государственности и отчизны». Не больше и не меньше.
Адвокаты «саснацреровцев» вполне официально запросили их освобождения — в связи с изменением политической ситуации в стране. Но судья Месроп Макян это ходатайство отклонил. И тогда сторонники группы «Сасна црер» решили заночевать на проспекте Аршакуняц. С этой целью они разбили палатки и полностью перекрыли проспект.
Казалось бы, в нормальном цивилизованном обществе тут вообще нет места для дискуссий. Апелляции к «праву на восстание» звучат, быть может, и эффектно, но захват заложников и террор — это априори тягчайшее преступление.
Но в Армении террор всегда считали вполне допустимым методом борьбы, а террористов объявляли «национальными героями». И эти особенности менталитета дают «саснацрерорцам» не только теоретические надежды. Еще накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что члены группы «Сасна црер», которые летом 2016 года захватили полицейский участок и убили трех силовиков, могут быть признаны политическими заключенными и отпущены на свободу.
Правда, оговорился, что эта процедура должна соответствовать закону, поэтому необходимо провести открытые слушания с участием родственников погибших. Пашинян сообщил, что в рамках этого процесса так же должны быть повторно исследованы все доказательства вины «сасунских храбрецов».
В свою очередь, министр юстиции Армении Артак Зейналян поставил задачу изучить пути и методы законного решения освобождения лиц, которые участвовали в захвате полка ППС в Ереване. «Я поставил задачу, чтобы были изучены пути и методы законного решения», — заявил в беседе с журналистами Артак Зейналян, добавив, что обсуждаются все возможные пути.
«Обсуждаются все возможные пути, чтобы это было законно и с учетом абсолютной судебной независимости», — отметил Артак Зейналян.
На вопрос, собираются ли они представить документы об амнистии, министр юстиции ответил: «В целом, об амнистии много разговоров, об этом говорят все и когда хотят, а вообще, было бы правильнее, чтобы документ об амнистии держался в строгом секрете».
Он подчеркнул, что документ не может быть публичным. «Кто-либо не может предоставить информацию, готовится или нет амнистия», — сказал министр.
И только после этого «обмена мнениями» Пашинян призвал прекратить с 15.00 по местному времени (совпадает с бакинским) все акции гражданского неповиновения в республике. По его словам, если в стране есть власти, пользующиеся общественным доверием, то проведение подобных акций нелогично. Он заявил, что необходимо прекратить забастовки, открыть все дороги, и выразил надежду, что на его призыв откликнутся все люди, которые не руководствуются логикой саботажа.
Премьер подчеркнул, что будут обсуждаться все проблемы и требования, в том числе связанные с отставкой мэра Еревана и генпрокурора Армении. Затем, через несколько часов, констатировал, что после его призыва о прекращении акций гражданского неповиновения все дороги в стране открыты. «Все дороги в республики открыты. Горжусь вами, народ», — написал Пашинян в Facebook.
Однако на самом деле, предупреждают эксперты, Никол Пашинян закладывает под будущее Армении нешуточную мину. По этой стране ударил «террористический бумеранг». На ранних стадиях конфликта Армения весьма активно использовала террор против Азербайджана. Затем вести такую политику стало слишком рискованно. Только вот террористы, как оказалось, остаются террористами в любом случае.
И без колебаний пускают в ход привычные «методы борьбы» уже на внутриармянском поле. Теоретически суд над «Сасна Црер» мог стать для властей Армении хорошей возможностью продемонстрировать, что в Ереване подобные методы не пройдут. Но если теперь «вследствие изменения политической ситуации» боевики «Сасна црер» выйдут на свободу, у них наверняка найдется предостаточно последователей.