За рубежом, Эхо

Война с Азербайджаном как следствие «кадрового голода»

НУРАНИ

В мировой экономике есть такое понятие: «горячие деньги». Это — весьма подвижные «биржевые» инвестиции, вложенные не в производственные фонды и вообще не в реальный сектор экономики, а в лучшем случае в акции и ценные бумаги.

Приток (и отток) таких «горячих денег» — верный индикатор экономических ожиданий, но вот долгосрочных планов, предупреждают эксперты, основываясь на их притоке, лучше не строить — просто потому, что при первых же симптомах неблагополучия биржевые инвесторы такие «горячие деньги» с рынка уводят.

Да и английскую поговорку «еasy come, easy go» тоже придумали не зря. Хорошо, конечно, если под многообещающие проекты удается привлечь «горячие» деньги (а они на рынок приходят первыми), но вот для того, чтобы превратить это в серьезную финансовую «подпитку» и в инвестиции в реальный сектор, уже нужна «конкретика».

И те же закономерности, пусть и с некоторой поправкой, действуют и в отношении «политического капитала», а вернее, притока избирателей. Как известно, у каждой партии есть свой «твердый» электорат, сохраняющий ей верность при любом повороте дел.

Но есть еще, условно говоря, «болото», то есть люди, которые сегодня голосуют за одну партию, завтра — за другую. Конечно, по крайней мере, часть этого «болота» можно превратить в своих твердых сторонников. Но тут нужна самая малость — реальные позитивные результаты. И если их нет, еще недавно ошеломляющая «народная поддержка» может безвозвратно улетучиться. И именно в таком положении уже в ближайшее время может оказаться «народный премьер» Никол Пашинян.

Пока еще Николу Воваевичу вроде бы дали время «осмотреться в отсеках». Программу нового правительства недавний лидер народных протестов обещает представить больше чем через две недели. А пока активно формирует это самое правительство.

Только вот первые же назначения не оставили сомнений: новый премьер испытывает нешуточный «кадровый голод». Вполне логично на первый взгляд выглядит то, что представитель Армении при ООН Зограб Мнацаканян стал новый министром иностранных дел республики вместо Эдварда Налбандяна. Но остальные…

Armenian Report в своем комментарии возмущенно пишет: «…Как же можно так легкомысленно ставить под вопрос завоевания «бархатной» революции. С одной стороны, не силовые «портфели» отдаются министрам — выходцам из блока «Выход». Первым вице-премьером стал верный сподвижник Пашиняна, депутат от блока «Елк» («Выход») Арарат Мирзоян. Пресс-секретарь лидера «бархатной» революции — Тигран Авинян стал просто вице-премьером. С силовиками же все хуже: и.о. главы МЧС Давид Тоноян возглавил Минобороны, во главе СНБ встал заместитель начальника ереванского отдела этой же организации Артур Ванецян. А полицию Армении возглавил замглавы полиции Еревана Валерий Осипян».

Как поясняет портал, «тот самый Валерий Осипян, племянник которого — Седрак Осипян — в 2014 году устроил поножовщину и пустился в бега, а дядя уговаривал потерпевших не давать ход делу. Это же тот самый Валерий Осипян, который дежурил на всех митингах, которого в 2015 году, сразу после «электромайдана», тогдашний президент Серж Саргсян наградил медалью «За заслуги перед Отечеством» I степени. Он будет возглавлять полицию при демократическом режиме Пашиняна! Миленько, надо сказать».

Как продолжает портал, «бывает, что хакеров, взломавших сервер какой-нибудь крупной компании, потом эта же самая компания нанимает экспертами по информационной безопасности. Но в этом случае хакер-эксперт находится под чутким оком этой компании. Смогут ли Пашинян и его соратники контролировать действия Осипяна?» Добавим от себя: особенно, если в ситуации, когда главой администрации нового премьера становится бывший диджей, а вице-премьером — бывший пресс-секретарь.

Это уже не просто «кадровый голод». То, что происходит сегодня в Армении, еще раз напомнило невеселую истину: произносить громовые речи на митингах — это не то же самое, что и действительно эффективно управлять страной. А широкая митинговая поддержка еще не значит, что у «народного премьера» действительно есть своя «команда», которая в состоянии осуществить эффективные реформы.

Впрочем, на этом фоне Никол Пашинян вбросил многообещающую новость. Он сделал запись в своем Facebook: «Я поговорил по телефону с всемирно известным экономистом армянского происхождения Тароном Ачемоглу. Он сказал, что готов помочь Армении восстановить и развивать экономику. Господин Ачемоглу принял приглашение посетить Армению. Сроки визита уточняются».

Поясним: Ачемоглу — действительно крупная величина в мировой экономической науке. Конечно, такой пост в ФБ должен произвести впечатление на тех жителей Армении, которые еще недавно выходили на митинги под лозунгом «Сержик, уходи!», а в беседах с журналистами делились надеждами: «Мы хотим нормально жить, работать и зарабатывать, и хотим, чтобы молодежь не уезжала!»

Казалось бы: вот сейчас в Армению приедет экономист с мировым именем, привезет чудодейственный рецепт «реанимации» армянской экономики, и тогда…

Только вот есть некоторые неудобные обстоятельства. От плана Пашиняна пригласить Тарона Ачемоглу в Армению отдает нешуточным «дежавю». Напомним в который уже раз: в феврале 2009 года «родину предков» посетил небезызвестный Абел Гезович Аганбегян, тоже известный и «раскрученный» экономист. В Армении в это время экономика провалилась на 17% с хвостиком, хуже в мире дела обстояли только на острове Мадагаскар.

Так что от Абела Гезовича тоже ждали чудодейственного рецепта, как Армении из этого «мадагаскара» выйти. Господин Аганбегян вроде бы даже сказал, что от него ждали. Он порассуждал о перспективах алмазной отрасли в Армении, находившейся к этому моменту в глубоком упадке, после чего изрек: для превращения Еревана во второй Амстердам или Антверпен надо «опустить» курс валюты. Если, мол, будет 450 драмов за доллар, то прибыль у «алмазчиков» минимальная, если курс поднимается до 400 драмов за доллар — они уже работают себе в убыток.

О том, что в реальности кризис в армянской «ювелирке» был связан с тем, что страна активно работала с «черными», то есть контрабандными, алмазами и еще помогала переводить в «брилики» финансовые активы террористических группировок, что и заставило инвесторов паковать чемоданы, академик то ли не знал, то ли предпочел не говорить.

Тем не менее, в Ереване его советам последовали неукоснительно. 3 марта 2009 года армянский драм отпустили «в плавающий курс». Но не ждали, что он уже в первые часы «пустит пузыри».

Жители Армении принялись срочно сбрасывать запасы национальной валюты всеми доступными способами. Через несколько часов «обменники» начали закрываться. Затем прекратили работу супермаркеты, где сметали все, что могли унести, по «старым» ценам. Все понимали: падение валюты взвинтит цены на импортные товары. А это в Армении не только «айфоны», но и лук с чечевицей.

Аганбегян, правда, не Ачемоглу, но последний в Армению еще не приехал, а тем более не представил и своих советов. Но даже не это главное. Просто эксперты прекрасно знают: для вывода армянской экономики из кризиса необходима, простите, не игра на банковских ставках и налогах.

Здесь необходимо в первую очередь вывести Армению из той изоляции, в которой она оказалась благодаря собственной агрессивной политике, то есть нормализовать отношения с Азербайджаном и Турцией, а путь к этой нормализации лежит через вывод армянских оккупационных войск из Карабаха. «Примирения» на армянских предисловиях не будет — это уже понятно если не всем, то большинству. Армения сегодня находится в той стадии, когда ей нужно отказаться от Карабаха, чтобы завтра не пришлось сталкиваться с куда большими потерями.

Однако и первые шаги Никола Пашиняна на новом посту, и его заявления в ходе провокационного вояжа в Ханкенди не оставляют сомнений: к реальному примирению новый премьер не готов. А значит, не будет и экономической «реанимации», и улучшения социального положения. И та поддержка, которой он сегодня располагает, неизбежно пойдет на убыль,

И вот как поведет себя в этом случае Никол Воваевич? Подаст в отставку под давлением народных протестов уже против себя? Попытается опереться на «новых старых силовиков»? Или же попытается развязать в регионе новую войну? Такой способ «решения внутриполитических проблем» применялся в Армении не однажды.

Правда, в 2016 году такие игры закончились для Армении с печальными результатами. Но, к сожалению, господин Пашинян не производит впечатление человека, способного сделать из этого надлежащие выводы.