За рубежом

«Иранские опасения» Вашингтона

iran-usaА.ШАКУР

Несколько лет назад, вскоре после начала второй войны в Заливе, когда на заключение ядерной сделки между странами «шестерки» и Ираном не указывало ровным счетом ничего, между Вашингтоном и Тегераном прошли переговоры, касающиеся вопросов безопасности в Ираке.

У Ирана там было свое — и весьма серьезное — влияние, так что США, несмотря на все разногласия, было что обсудить. Но в Вашингтоне сразу предупредили: разговор пойдет об Ираке и только об Ираке.

Чтобы в Тегеране не пытались и не рассчитывали превратить этот вопрос в предмет торга по широкому кругу вопросов и не пытались «утопить» переговоры в бесчисленных «уточнениях повестки дня».

Однако, если в США предпочитают четко разграничивать вопросы, то в Иране поступают иначе. И вполне могут использовать Сирию, где позиции Тегерана весьма крепки, в качестве этакого «плацдарма возмездия» в ответ на разрыв ядерной сделки.

Нарушение международных правил уже стало привычным для Вашингтона, жаловался министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, комментируя выход США из ядерной сделки.

«К сожалению, протест против международных правил и законов превратился в некую привычку для правительства Соединенных Штатов», — сказал он. Зариф также заявил, что Ирану потребуется некоторое время для обсуждения ситуации вокруг ядерной сделки с другими ее участниками после решения США о выходе из нее.

«Мы приняли решение после официального выхода США из СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе) оставить некоторое время для обсуждения этого вопроса», — цитирует иранского министра ТАСС. Кроме того, министр иностранных дел Ирана сообщил, что состоявшиеся в воскресенье переговоры с главой Китая по ситуации, сложившейся вокруг СВПД по иранской ядерной программе, были очень позитивными.

По его словам, выход США из иранской ядерной сделки подрывает баланс обязательств между Тегераном и другими сторонами договора. «Надо посмотреть, каким образом мы можем обеспечить интересы иранского народа, — сказал Зариф. — В соответствии с этим вчера я провел очень позитивные переговоры с нашим коллегой (главой МИД КНР) Ван И».

Иран рассчитывает получить от России, Китая и европейских стран заверения в том, что его интересы по ядерной сделке будут защищены, отметил Зариф.

«Конечная цель всех этих переговоров — получить заверения в том, что интересы иранского народа, которые гарантированы Совместным всеобъемлющим планом действий, будут защищены», — сказал он.

Глава МИД Ирана в воскресенье провел переговоры с китайским коллегой Ван И, а в Брюсcеле намерен встретиться с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини и коллегами из Великобритании, Германии и Франции, отмечает ТАСС.

Здесь бы, конечно, самое время поинтересоваться: если Иран так дорожил ядерной сделкой, так может быть, надо было выполнять те обязательства, под которыми подписались? Или в Тегеране были уверены, что одурачили весь мир (ну или, во всяком случае, тогдашнего госсекретаря США Джона Керри), и теперь просто пытаются выстроить хорошую мину при плохой игре?

Вопрос, однако, в другом. В администрации президента США опасаются, что американская военная база, расположенная на юге Сирии в 23 км юго-западнее приграничного населенного пункта Эт-Танф в провинции Хомс, может быть захвачена иранскими военными. Об этом пишет издание The Washington Post, которое цитирует «Газета.ру».

Американские политики полагают, что иранские военнослужащие могут попытаться захватить эту небольшую базу, потому что хотят заблокировать наземный путь к сирийской столице — Дамаску. Справедливости ради, при этом некоторые советники президента США Дональда Трампа указывают, что ситуация вокруг Эт-Танфа позволит развернуть масштабную кампанию против военного присутствия Тегерана на сирийской территории, так что главе Белого дома в ближайшее время нужно решить, стоит ли использовать военный объект для давления на Тегеран или исполнить обещание и вывести войска из Сирии, резюмируют американские СМИ.

Добавим от себя: в ближайшее время риски могут возрасти. США 14 мая открыли в Иерусалиме свое посольство, перенесенное туда из Тель-Авива, объявил глава дипмиссии Соединенных Штатов в Израиле Дэвид Фридман. Торжественная церемония переноса посольства США из Тель-Авива приурочена к празднованию 70-й годовщины основания Израиля.

В мероприятии приняла участие делегация высокопоставленных представителей США, в том числе дочь американского президента Дональда Трампа Иванка и ее супруг, старший советник американского президента Джаред Кушнер, глава Министерства финансов Стивен Мнучин и спецпосланник США на Ближнем Востоке Джейсон Гринблатт. На церемонии присутствовал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Сам Трамп на открытие посольства не приехал, однако наблюдал за мероприятием в режиме телемоста. Американское посольство будет временно работать в комплексе генерального консульства США в районе Арнон, в южной части Иерусалима.

При этом здание в Тель-Авиве по-прежнему будет закреплено за дипломатической миссией США: большинство сотрудников посольства продолжат там работать, пока не построят новое здание в Иерусалиме. Пока в Иерусалиме начнут работать только посол и еще несколько американских дипломатов. Излишне напоминать, насколько сильно это решение может «взвинтить страсти» на Ближнем Востоке. Иранская «муллократия», как подчеркивают и в США, и в Израиле, торпедирует мирный процесс в регионе и отказывает Израилю в самом праве на существование. В этой ситуации открытие посольства США в Иерусалиме — это еще и повод для новых атак, и не только словесных, чем Иран, вполне вероятно, постарается воспользоваться.

Другое дело, что и в США не строят розовых иллюзий. «Оборонный бюджет Ирана увеличился более чем на 40% с тех пор, как Обама достиг договоренности по ядерной сделке… просто очередное свидетельство того, что все это была большая ложь. Но теперь уже нет!» — написал президент США Дональд Трамп в своем «Твиттере».

По его словам, Вашингтон намерен также ввести санкции «самого высокого уровня» против Ирана. Кроме того, глава Белого дома заявил, что Иран ждут серьезные последствия, если власти страны развернут программу по созданию ядерного оружия.

«Я бы посоветовал Ирану не разворачивать ядерную программу. Я бы настоятельно посоветовал. Если они поступят иначе, то их ждут очень серьезные последствия», — сказал Трамп.

Он добавил, что «что-нибудь произойдет», если Иран откажется от переговоров по новой ядерной сделке, передает НСН. «Или мы заключим по-настоящему хорошую сделку для всего мира, или вообще не будем заключать никакой сделки», — заключил американский лидер.

На этом фоне шансы Ирана открыть против США «второй фронт» в Сирии — это не просто «головная боль».

Плюс ко всему беспокойство вызывает и развитие событий в Ираке. Как сообщает «Голос Америки», на парламентских выборах в Ираке лидирует коалиция шиитского проповедника Муктады ас-Садра. Последний, добавим от себя, известен как убежденный противник США и большой друг тегеранских консерваторов. Победа коалиции станет серьезным ударом по кампании за переизбрание действующего премьер-министра Хайдера аль-Абади, отмечает «Голос Америки».

Сотни сторонников шиитского проповедника Муктады ас-Садра вышли на улицы Багдада в воскресенье вечером, чтобы отметить публикацию предварительных результатов парламентских выборов в Ираке. Им есть что праздновать: избирательная комиссия Ирака объявила, что возглавляемая ас-Садром коалиция лидирует на национальных выборах по итогам подсчета голосов в чуть более чем половине провинций страны.

Сам ас-Садр не участвовал в выборах, но он задает тон в коалиции, которая победила с большим отрывом в Багдаде.

Альянс кандидатов, тесно связанных с влиятельными шиитскими военизированными группировками, занимает второе место, лишь немного отставая от лидирующей коалиции.

Если возникшее соотношение сил сохранится, то решающее слово в вопросе о том, кто станет следующим лидером Ирака, может оказаться именно у ас-Садра, который является резким критиком США, напоминает портал. А это уже ставит под удар позиции Вашингтона и в этой стране.

Эксперты затрудняются спрогнозировать, как будут развиваться события в регионе в дальнейшем. Однако попытки Ирана атаковать инфраструктуру США в Сирии и Ираке не только взвинтят напряженность в регионе. Это еще может привести и к корректировке внешнеполитических приоритетов самих США, у которых в регионе есть и такой союзник, как Турция.

Здесь отношения, правда, в последнее время заметно «искрят», но в их разрыве не заинтересованы ни Анкара, ни Вашингтон. Компромисс, по всей видимости, будет найден уже скоро, однако «сложности», с которыми сталкиваются США в Сирии и Ираке, понятным образом усиливают позицию Анкары.