Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Наши «аналитики» торопились охарактеризовать Н.Пашиняна как прозападного политика-ставленника. А некоторые даже предсказывали неминуемое отдаление позиций Армении и России. Думаю, содержание интервью этого молодого «лидера» практически самому популярному и политически весомому каналу «Россия 24» рассеет иллюзии.
Обратите внимание, первое серьезное интервью на новом посту посвящено анализу двусторонних отношений с Россией. Для ясности выводов, одним предложением прежде оговорюсь, отметив тот факт, что данный канал можно смело называть «медиа администрацией» президента России.
В СМИ, и не только в наших, активно пытались представить этого нового «героя» старого армянского мифа как прозападного политика. Более того, приводились различные факты, которые якобы косвенно указывают на неминуемое отдаление позиций наших горе-соседей с Россией и СНГ, в целом.
Политические байки доходили вплоть до того, что якобы новый премьер отменит дату проведения праздничных мероприятий по поводу Дня Победы. Ведь данный акт уже сам по себе символизировал бы окончательное расхождение позиций. Видимо, в кругах политического истеблишмента России действительно какое-то беспокойство все же существовало, раз уж была «десантирована» аналитическая разведка Кремля в лице вышеотмеченного телевизионного канала.
Собственно говоря, наши «аналитики» также немного поторопились и уже успели забыть сущность армянской политики. Армянская политика без лица, построенная на фальсификациях и самобичевании. Тем не менее, вернемся непосредственно к тексту данного не глубокого по содержанию, но в то же время весьма показательного по характеру своих политических меседжев интервью нового армянского премьера.
Ограничиваясь форматом колонки, выделим лишь несколько знаковых фраз из вышеотмеченного интервью.
Тезис 1: «Стратегия внешней политики не изменится. Она изменится к лучшему, к углублению наших отношений». Думаю, данная фраза не нуждается в каких-либо политических интерпретациях. Эта мысль прошла практически красной нитью вдоль текста всего интервью. Тем самым обозначен самый главный политический месседж нового премьера. Вот и получается, новый премьер — старые инструменты.
Тезис 2: «Внешние факторы не могут оказать давления на характер наших отношений с Россией». Тем самым этими словами премьер практически исключает даже теоретическую возможность каких-либо корреляций во внешнеполитическом курсе Армении. Он продемонстрировал приверженность многовековому вектору армянской политики.
Более того, он дал понять значимость российской поддержки. Иными словами, Армения в отличие от Грузии и Азербайджана гарантирует военное присутствие России в регионе. Обратите внимание, у премьера выторгован практически самый стратегически значимый для России фактор — военное присутствие в регионе. Заметьте, это произошло не за столом переговоров, а всего лишь посредством информационных технологий.
Тезис 3: «Значимость русского языка неумолима». Данные слова Н.Пашиняна только подтверждают его приверженность многовековой армянской политике. Да и сам он хоть и с акцентом, но говорил на достаточно хорошем русском языке.
При этом премьер не забыл напомнить о том, что в Армении функционирует сразу несколько филиалов различных российских вузов, при этом подчеркивая свою личную приверженность данному курсу и необходимость расширения сотрудничества по конкретным направлениям гуманитарной политики.
Новый армянский премьер не забыл также и о культурных связях.
Тезис 4: «Культурные связи должны быть глубже». Повторюсь, но, тем не менее, обратите внимание на формулировку «должны быть глубже». Это означает, что он был не доволен состоянием предыдущих культурных связей между их странами, т.е. их культурные отношения до сих пор были недостаточно переплетены. Боюсь даже представить себе, если дела состояли именно так, то что будет впредь? Разве что спустя несколько лет они будут утверждать следующее: русский народ произошел от одного из армянских племен, т.е. армяне являются предками русских. Абсурд исторических фальсификаций официального Еревана заставляет не исключать вероятность существования данной гипотезы.
Тезис 5: «Высоко ценю значимость российских туристов в Армении». Мы неоднократно говорили о том, что на территории постсоветского пространства идет неофициальная борьба за российского туриста. А эти слова армянского премьера только в очередной раз подтверждают правдоподобность подобной гипотезы. С другой стороны, Н.Пашинян намекает на туристическую доступность Армении.
Нельзя забывать о том, что туризм — это продолжение народной дипломатии, т.е. в данном случае средство информационной пропаганды «армянской правды». Развивая мысль, отмечу свою глубокую убежденность в том, что количество международных провокаций по поводу туристического потенциала Нагорного Карабаха впредь будут в разы увеличиваться.
Даже такой, далеко не научный, а всего лишь короткий и популярный контент-анализ текста интервью нового армянского премьера позволяет нам говорить о том, что в данном случае его стратегическая задача заключалась в доказательстве приверженности российской политике, т.е. Армения остается быть российским форпостом в регионе.
При этом наш конфликт и национальная боль, т.е. оккупированная территория Нагорного Карабаха, остается быть разменной монетой и предметом политических манипуляций.