Политика, Эхо

Азербайджану Пашинян больше выгоден, чем Саргсян

Дж.АЛЕКПЕРОВА

Директор института политических исследований, известный российский политик, доверенное лицо Владимира Путина рассказал Echo.az о том, как будут развиваться события вокруг конфликта после избрания премьер-министром Армении Никола Пашиняна

ИНТЕРВЬЮ

— После прихода Никола Пашиняна к власти в Армении, появились слухи о том, что ситуация в Нагорном Карабахе может еще больше усугубиться…

— Мне кажется, что сегодня шансов урегулировать нагорно-карабахский конфликт нет, поскольку новое руководство Армении вынуждено для консолидации общественной поддержки эксплуатировать националистические настроения, и в какой-то степени раскручивать патриотическую эйфорию. Кроме того, Республиканская партия Армении критикует Пашиняна, заранее обвиняя в возможности серьезных уступок по карабахскому направлению. Поэтому сегодня никаких шансов увидеть шаги навстречу со стороны Еревана нет, но через 6-8 месяцев все может измениться.

Власть станет более консолидированной, роль «карабахского клана» будет уменьшена. В частности, роль тех людей, которые сами воевали в Нагорном Карабахе, да и связали всю свою жизнь с желанием победить. Теперь же к власти пришли новые люди, которые не совсем ориентированы на военную победу, не несут ответственности за такие трагедии, как например, Ходжалинский геноцид.

Таким образом, новое руководство более открыто, кроме этого, оно старается отвечать на запрос общества по развитию социально-экономической области. А это, безусловно, во многом зависит от снятия экономической блокады с Армении. Поэтому, как мне кажется, через 6-8 месяцев открываются новые возможности в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

— О каком формате урегулирования конфликта может идти речь?

— Мне кажется, что самая лучшая — это казанская формула, разработанная в 2011 году по инициативе президента РФ. Ее суть заключается в том, что Армения соглашается на вывод своих войск из захваченных районов вокруг Карабаха в ответ на экономическое деблокирование, демилитаризацию и согласование временного статуса Нагорного Карабаха, после чего последуют более детальные переговоры.

Мы предполагаем, что сейчас Армения и Азербайджан не могут выйти на окончательное разрешение конфликта, кроме как, военным путем, то есть большой чудовищной войной. Причем, что силы сторон практически равны с небольшим перевесом в пользу Азербайджана. Поэтому я считаю, что такая бойня ни одной из сторон не нужна, поскольку она также сильно ударит по экономической стабильности того же Азербайджана, да и региона в целом. Думаю, что казанская формула — это наиболее компромиссный вариант.

— Проще говоря, новый премьер-министр Армении Никол Пашинян более выгоден для Азербайджана, нежели Серж Саргсян?

— Верно! Он более выгоден Азербайджану, потому что принадлежит новому поколению политиков. Да, с виду он немного агрессивный, как в принципе все революционеры. Но он не связан с той военной командой, которая непосредственно вела войну в Нагорном Карабахе. Это новое поколение, оно больше ориентировано на социально-экономическое развитие страны.

— То есть, вы думаете, что он может пойти на уступки в переговорном процессе?

— Я бы не назвал это уступками, скорее, это больше компромисс. Вообще я считаю, что лучше говорить не «уступки», а «взаимной компромисс». Само слово «уступки» может вызвать скорее обратную реакцию.

— Нового премьер-министра Армении чаще называют прозападным, нежели пророссийским…

— Кстати да, в этом вопросе к нему стоит относиться с небольшим подозрением. Никол Пашинян был членом предвыборного штаба кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна. Их связь не может не вызывать подозрений. Кроме этого, он выступал с заявлениями о том, что Армении необходимо выйти из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Но тогда ему было это выгодно.

В последнее время он говорит с точностью, до наоборот. То есть очень заметны явные противоречия в его выступлениях. Есть несколько версий такому поведению Пашиняна. Первая — тогда он говорил правду, а сейчас врет. Вторая — он сейчас говорит правду, а тогда врал. И третья версия, мне как политологу и политтехнологу кажется более верной — у него просто нет собственной позиции по этому вопросу, и он говорит то, что ему политически выгодно на определенный момент. На мой взгляд, несколько немного прозападная позиция нового премьер-министра Армении даже более выгодна России.

— Почему вы так думаете?

— Союз Россия-Армения немного односторонний. Россия много отдает Армении, но мало получает. Например, та же российская военная база в Гюмри не имеет никаких геополитических интересов. В России от нее не отказываются только потому, что ни один российский генерал не возьмет на себя позор отрешиться от базы, которая была открыта еще в XIX веке. А как таковой большой выгоды России от нее нет. Поэтому для России более точно определить, в чем состоят интересы от российско-армянских отношений, очень кстати. Поэтому некоторые колебания Армении в отношении России и Запада помогли бы РФ более трезво и ясно увидеть свои геополитические интересы, а также рационально и прагматично их сформулировать.


Напомним, что 8 мая Национальное собрание Армении избрало премьером лидера оппозиционной партии «Гражданский договор» и фракции «Елк» («Исход») Никола Пашиняна. Во втором туре за кандидатуру Пашиняна, выдвинутого фракциями «Елк», «Блок Царукян» и «Дашнакцутюн», проголосовали 59 депутатов, против — 42. Премьер-министра удалось избрать благодаря голосам, отданным членами правящей Республиканской партии Армении

В ходе голосования 1 мая Пашинян набрал лишь 45 голосов из необходимых 53. С 13 апреля в Армении начались акции протеста, которые возглавил Пашинян. Оппозиция выступала против избрания экс-президента Сержа Саргсяна на пост премьера. Спустя несколько дней оппозиция объявила о начале «бархатной революции». Несмотря на это, парламент избрал Саргсяна главой Кабмина, однако менее чем через неделю, 23 апреля, он подал в отставку на фоне продолжающихся протестов.

Будучи оппозиционным депутатом, Пашинян заявлял о том, что Армения вступила в Евразийский экономический союз «не добровольно, а вынужденно». Отношения России и Армении он охарактеризовал как «взаимоотношения говорящего и слушающего». Пашинян также выступал с критикой президента Сержа Саргсяна в вопросе обороны Армении, которая, по его словам, «проиграла в вопросе военного баланса с Азербайджаном при поддержке и вмешательстве нашего стратегического партнера РФ».