За рубежом, Эхо

Армения проигрывает войну в Сирии

НУРАНИ

Хорошо это или плохо, если государству удается заручиться внешней военной поддержкой? С одной стороны, военные союзы существуют с незапамятных времен.

Другой вопрос, что бесплатным, как известно, бывает разве что сыр в мышеловке. А филантропию серьезная политика не терпит. А дальше все зависит уже от конкретики. И к тому же от того, кто и с кем этот союз заключил.

Возможно, Башар Асад, сирийский диктатор, и радовался, получив военную помощь от Ирана. Собственная армия разбежалась, а иранские «стражи исламской революции» демонстрировали неплохую по местным меркам боеспособность. Особенно когда «воевать» приходилось не с регулярной армией, а с повстанцами.

Но теперь Сирия на собственном опыте постигает невеселую истину: за все в этом мире приходится платить. Страна интересовала Иран, прежде всего, как «плацдарм» у границ с ненавистным Израилем. Иран этим плацдармом воспользовался. А Израиль ответил — по иранским целям на территории Сирии.

9 мая силы «Аль-Кудс» выпустили 20 ракет в сторону израильских позиций, на Голанских высотах. Израильским военным удалось перехватить четыре ракеты. В результате никто не пострадал. «Это первый раз, когда иранские силы напрямую ведут огонь по израильским войскам», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте израильской армии. В ответ на такие действия, израильские истребители ударили по десяткам военных целей в Сирии, которые принадлежат иранским «Аль-Кудс».

О том, что Израиль нанес ракетные удары и поразил несколько военных объектов и склад боеприпасов в Сирии, вначале сообщило сирийское национальное агентство САНА со ссылкой на источник.

При этом первоначально агентство заявило, что сирийские силы ПВО сбили «десятки ракет», большая их часть не достигла цели. Остальные поразили «некоторые расчеты ПВО, радар и склад боеприпасов», говорилось в сообщении. Позже САНА распространило информацию, что в результате израильского удара есть жертвы: три человека погибли, двое были ранены.

Однако в Сирийском центре мониторинга за соблюдением прав человека сообщили, что в результате израильской атаки по Сирии погибли 23 военных и ополченцев. Из них 5 были солдатами армии Асада. Правозащитники отметили, что среди погибших ополченцев есть как граждане Сирии, так и иностранцы.

Не сказать, чтобы атака была совсем уж неожиданной. Еще за два дня до произошедшего, 8 мая, в день выхода США из ядерной сделки с Ираном, израильские войска зафиксировали «необычную активность» иранских сил в Сирии. Армейская пресс-служба сообщила, что Израиль готовится к возможной атаке, развернув ПВО на Голанских высотах и распорядившись открыть там бомбоубежища.

Но вот уже после того, как последовали удары. Израиль сразу не стал подробно сообщать о произошедшем. Подробности появились только к утру. Армия обороны Израиля отметила, что авиация атаковала десятки объектов Ирана в Сирии и батареи ПВО правительственных сил в ответ на ночной ракетный обстрел. Все самолеты ВВС Израиля благополучно вернулись на свои базы, несмотря на зенитный огонь, заявили израильские военные, а ракетный залп «иранских сил» обошелся без израильских потерь, поскольку ни одна из ракет типа «Фаджр-5» и «Град» не упала на контролируемой Израилем территории.

Официальный представитель израильского командования Йонатан Конрикус прокомментировал результаты удара, отметив, что Ирану потребуется значительное время для восстановления своих военных возможностей в Сирии. По словам Конрикуса, это была «широкомасштабная операция против значительных компонентов иранского присутствия — разведывательных, логистических, военных баз, складов, наблюдательных пунктов и много чего еще». При этом он подчеркнул, что израильские военные заранее оповестили российских коллег об авиаударах по Сирии, подчеркивает РИА «Новости».

Затем израильские военные подтвердили, что целями ВВС Израиля в Сирии были сирийские ЗРК С-200, С- 74, Бук-М1-2 и самоходный зенитно- ракетный комплекс «Панцирь-С1» — об этом, передает РБК, сообщается на сайте израильской армии. Как уточнили в командовании, были атакованы иранские разведывательные объекты, штаб-квартира материально- технического снабжения «Аль-Кудс», иранский военный комплекс в Сирии, наблюдательные и военные посты. В ответ на это сирийские ПРО ударили по ВВС Израиля. После этого, израильские самолеты нанесли удары ЗРК и самоходному зенитно-ракетному комплексу «Панцирь-С1».

После этого, истребители Израиля благополучно вернулись на базу. Израильские военные опубликовали видео, на котором видно, как ракета поражает машину, на которой установлено военной оборудование. Как сообщала Jerusalem Post, в пояснении к видеозаписи сказано, что таким образом был уничтожен самоходный комплекс «Панцирь-С-1», который по классификации НАТО называется SA22. Это именно те средства ПВО, на которые так уповали в Сирии.

Эксперты на этом фоне весьма уклончиво отвечают на вопрос, какими могут оказаться политические последствия нового «силового раунда» в сирийском небе, особенно с учетом того, что израильский удар по иранским целям в Сирии совпал с заявлениями Дональда Трампа о выходе США из иранской ядерной сделки. Однако уже сегодня, по горячим следам, можно достаточно уверенно предсказать: новый виток напряженности вокруг Ирана с «захватом» Сирии окажет влияние и на расклад сил на Южном Кавказе.

Отметим: в Армении уже и так испытывают заметную обеспокоенность в связи с нарастанием давления на Иран. Как передает ереванский «Спутник», иранист Гоар Искандарян на своей пресс- конференции в Тегеране выразила уверенность: американцы понимают, в какой геополитической ситуации находится Армения, они осознают, что у блокированной с запада и востока страны выбор невелик. А значит, продолжат с пониманием относиться к торгово-экономическому сотрудничеству между Арменией и Ираном. Несмотря на жесткую конфронтацию между Вашингтоном и Тегераном, США сохраняли достаточно лояльное отношение к традиционным дружественным связям между Ираном и соседней Арменией. Несмотря на новый виток эскалации вокруг иранской ядерной программы, подобное отношения со стороны Вашингтона сохранится, убеждена Искандарян.

«Американцы понимают, в какой геополитической ситуации находится Армения, они осознают, что у блокированной с запада и востока Армении выбор невелик. К тому же объемы торгово-экономического сотрудничества Армении и Ирана незначительные, и они не могут представлять какую-то угрозу для американских интересов», — отметила иранист.

Наконец, весьма давнюю историю имеют и связи Армении и Сирии. Наибольшего расцвета они достигли во времена Левона Тер-Петросяна, происходившего из сирийских армян. И, конечно же, немаловажную роль здесь сыграло наличие в Дамаске многочисленной и, по оценкам ереванских чиновников, «хорошо организованной» армянской общины в Дамаске. Во второй половине девяностых сотрудничество Армении и Сирии трактовалось как «противовес» связям Азербайджана и Турции с Израилем. Сегодня Анкара своих связей с Израилем, по крайней мере, не демонстрирует, но зато обширная программа сотрудничества есть у Азербайджана.

В «девяностые» Армению посетил заместитель министра иностранных дел Сирии Руслан Аллуш. Соглашение о сирийско- армянском межпарламентском сотрудничестве было подписано еще в 1993 году. А во время своего визита в Армению осенью 1996 года ответственный секретарь Народного собрания Сирийской Арабской Республики М. Мушантат, комментируя по просьбе корреспондентов «Ноян Тапан» возможность военного сотрудничества Сирии и Армении, решительно заявил, что эти две страны сотрудничают во всех областях.

Более того, если обратиться к истории армяно- сирийских взаимоотношений того периода, когда независимой Армении на карте не существовало, то можно вспомнить, что столицу Сирии — Дамаск — наряду с Афинами называли в числе адресов явок «отца-основателя» АСАЛА Акопа Акопяна, а иные радикальные исламские группировки обещали в те же годы бороться с Турцией за то, что та сотрудничает с Израилем, и параллельно дружили со своими армянскими коллегами. Именно в долине Бекаа, контролируемой сирийскими войсками, был сделан обошедший страницы многих газет снимок, запечатлевший армянского священника и лидера ПКК А.Оджалана.

О военном сотрудничестве Армении и Сирии — правда, реализуемом, если можно так выразиться, через «третью страну», писал и обозреватель газеты «Республика Армения» Вартан Григорян еще 29 июля 1996 года в статье «О чем шумят турки». Собственно говоря, комментировал Григорян подписанные Левоном Тер- Петросяном в Афинах армяно- греческие соглашения, в том числе и о военном сотрудничестве.

Однако вместе с тем он отметил, что «еще в августе прошлого (1995 — Н.) года Греция подписала аналогичный (о военном сотрудничестве — Н.) договор с Сирией, а в нынешнем году, в ответ на турецко-израильские договоренности о взаимном пользовании военными аэродромами на территории Турции и Израиля, греки и сирийцы также договорились о взаимном использовании своих аэродромов».

Сегодня сотрудничество Израиля и Турции — уже не горячая тема, но зато на первый план выходит Азербайджан со своими программами сотрудничества и закупками оружия. И вот теперь Израиль ударил по двум союзникам Армении одновременно. А это даже теоретически не может пройти незамеченным на Южном Кавказе.