За рубежом, Эхо

Растёт интерес НАТО к «азербайджанскому коридору» в Афганистан

А.ШАКУР

Государство начинается с границ — это в современном мире аксиома. Даже признание того или иного образования субъектом международного права, то есть государством, происходит в определенных границах. Другой вопрос, что, прочертив на карте линии, не всегда получается создать в прямом смысле слова дееспособное государство.

Примеров множество: границы многих бывших колоний в Африке и на Ближнем Востоке отражают расклад сил между европейскими странами, но не этно-конфессиональную картину «на земле». Один из такого рода примеров — Афганистан. К северу от Гиндукуша — регионы, исторически тяготевшие к Центральной Азии и священной Бухаре. Юг страны — это Пуштунистан, часть которого находится в Пакистане. Он в свое время был выкроен в качестве буфера между Российской Империей и Британской Индией с понятной целью: застраховаться от войны.

И худо-бедно просуществовал в такой роли до 1947 года, пока на месте Британской Индии не появились два независимых государства — Индия и Пакистан (позже независимым стал и Бангладеш).

По сведениям британской The Times, в середине пятидесятых годов Великобритания рассматривала планы раздела Афганистана по хребту Гиндукуш между бывшим СССР и Пакистаном.

Как говорится в подготовленном в июне 1951 года в британском МИД письме на имя посла Великобритании в Кабуле Джона Гарденера, «если произойдет переворот (в Афганистане), что вполне вероятно, исчезновение этой страны в итоге не будет трагедией — в нынешних условиях жизнеспособность Афганистана в обозримом будущем весьма сомнительна», потому как страна эта, по сути, дела представляет собой конгломерат областей, не связанных между собой ни исторически, ни экономически.

Как показывают рассекреченные документы Форин-офиса, посол Гарденер не проявил особого энтузиазма. Признав опасность возникновения в Афганистане «вакуума власти», чем мог бы воспользоваться СССР, он, тем не менее, проинформировал МИД, что оценивает стратегию раздела Афганистана как опасную, в частности, потому, что любые силы, которые оккупировали бы эту страну, могли столкнуться «с головной болью» из-за сопротивления со стороны местных жителей.

Но теперь Афганистан сдает экзамен на собственную государственную зрелость в условиях непрекращающегося террора и внешнего военного присутствия. В результате взрыва, прогремевшего 6 мая в мечети на юго- востоке Афганистана, по меньшей мере, 12 человек погибли, еще 33 получили ранения, передавал «Голос Америки».

Взрыв произошел через несколько часов после того, как на севере Афганистана неизвестные вооруженные люди похитили семь инженерно- технических работников, главным образом граждан Индии. Взрыв в мечети произошел в провинции Хост, которая граничит с Пакистаном. Глава провинциальной полиции Абдул Ханан подтвердил число погибших «Голосу Америки», отметив, что мечеть также служила центром регистрации избирателей. Он предположил, что число погибших вырастет.

По словам Ханана, предварительное расследование показало, что речь идет о взрыве предварительно заложенного устройства, хотя в первых сообщениях говорилось, что речь идет об атаке смертника.

Это уже не первый такого рода трагический инцидент. В конце апреля смертник подорвал себя у центра распространения идентификационных карт избирателей в Кабуле. В результате взрыва около 60 человек погибли, более 100 получили ранения.

А неделей ранее агентство «Регнум» констатировало: «Афганистан вновь стал подвергаться системной террористической атаке. В Кабуле в районе Шашдарак, где расположены Министерство обороны, штаб разведки и Представительство НАТО, с интервалом в 15 минут прогремели два взрыва. Погибли 26 человек, среди них девять журналистов и фотографов, а также четверо полицейских. Еще около 45 человек получили ранения. Третий взрыв произошел в провинции Кандагар — 11 детей погибли, когда смертник пытался подорвать силы НАТО».

Строго говоря, для такой вспышки насилия есть свои причины. Прежде всего, это подготовка к выборам — плебисциты в Афганистане по традиции вызывают весьма резкую реакцию террористических группировок. Плюс ко всему, как указывает тот же «Регнум», 25 апреля движение «Талибан» заявило о начале нового наступления в Афганистане. Объявлены главные цели. По данным Agence France-Presse, это находящиеся в стране американские военные, их союзники и агенты разведки США. Таким образом «Талибан» окончательно отклонил выдвинутое в феврале 2018 года президентом Афганистана Ашрафом Гани предложение начать мирные переговоры, указывает агентство.

Кабул предлагал «Талибану» признание его политическим движением, проведение выборов, изменение конституции, открытие представительства этой силы в Кабуле, выдачу боевикам афганских паспортов и другое. Но эти предложения были отвергнуты, а афганским властям, которых называют «марионеточным режимом», пригрозили «горячим и напряженным летом».

Плюс ко всему, указывает ТАСС, потери личного состава, которые несут дислоцированные в Афганистане американские войска, находятся на самом высоком уровне с 2015 года, а подконтрольная повстанцам территория за тот же период существенно увеличилась. Такие данные последнего квартального доклада офиса Специального генерального инспектора правительства США по вопросам реконструкции в Афганистане (SIGAR) привела газета Military Times.

Согласно отчету SIGAR, в 2017 году в Афганистане погибли 11 американских военнослужащих и 102 получили ранения. По убитым, как отмечается в докладе, показатель прошлого года чуть превышает потери двух предшествующих лет — 9 в 2016 году и 10 в 2015, но по раненым произошло значительное увеличение — 102 в 2017 году против 71 и 75 в 2016 и 2015 годах, соответственно. В первом квартале текущего года эти потери составили двое военнослужащих убитыми и 22 ранеными.

Подконтрольная афганскому правительству территория сократилась с 2015 года, по оценкам составителей доклада, с 72% до 56% на конец 2017 года. Повстанцы же, причисляющие себя в основном к радикальному исламистскому движению «Талибан», расширили зону своего влияния с 7% до 14%. Увеличилась — с 21% до 30% — и доля так называемых спорных территорий, где невозможно точно установить наличие чьего-либо контроля. SIGAR приводит и такой показатель, как контроль над населением, который также изменился в пользу повстанцев, — с 9% в 2016 году до 12% на январь 2018 года.

Констатируется в докладе и резкое сокращение — без указания конкретных причин — численности афганских сил безопасности: армии и полиции. Первые за период с января 2017 по январь текущего года уменьшились на 4818 человек, вторые — на 23210.

Тем не менее, как отметила газета, Пентагон не склонен драматизировать ситуацию.

«Мы будем и далее поддерживать народ Афганистана и афганское правительство, и миссия НАТО [там] будет продолжена по мере того, как мы подталкиваем их [талибов] к достижению политического урегулирования», — приводит издание слова министра обороны США Джеймса Мэттиса, которого журналисты попросили прокомментировать цифры, представленные в докладе SIGAR.

Выразил оптимизм и представитель натовской операции в Афганистане «Решительная поддержка». Он подчеркнул, что доклад SIGAR наряду с констатацией некоторого ухудшения в области безопасности в этой стране указывает и на «умеренные улучшения в сфере распространения в Афганистане правительственного контроля». «Вызовы по-прежнему имеют место, но «Решительная поддержка» настроена на их преодоление и использует имеющиеся возможности для ограничения амбиций «Талибан», — заявил газете представитель альянса.

На сегодняшний день, по сведениям издания, в Афганистане дислоцированы 14000 американских военнослужащих. Около 7800 из них участвуют в операции «Решительная поддержка», ориентированной на обучение и повышение боевой подготовки афганской армии. Остальные американские солдаты и офицеры задействованы в организации воздушных операций, обучении афганского спецназа и в проведении контртеррористических и антинаркотических рейдов.

Другое дело, что рост интенсивности боевых действий в Афганистане ставит США и их союзниками по НАТО и вопросы в такой сфере, как логистика. А вот это уже имеет прямое отношение к нашей стране. Как сообщают многие российские СМИ, неделю назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации протокола, разрешающий США перевозить спецтехнику в Афганистан через порты на Каспии. Об этом рассказала газета «Казахстанская правда», на которую ссылаются «Известия».

Строго говоря, протокол был подписан еще 21 сентября 2017 года в Нью-Йорке. Однако теперь в Казахстане считают, что документ окажет положительное влияние на развитие системы транзитных перевозок и продолжит развитие логистической инфраструктуры Казахстана.

Понятно и другое. Грузы для военного контингента США в Афганистане по предложению США будут поступать из Грузии и Азербайджана через Каспийское море в Казахстан. Далее железнодорожным транспортом в Узбекистан, а затем в Афганистан.

Агентство «Регнум» говорит об этом прямо: «Уже появились аналитические разработки по поставкам через коридор Азербайджан — Казахстан — Узбекистан — Афганистан. Они предполагают доставку и концентрацию грузов в Бакинском логистическом узле, затем их транспортировку воздушным или морским путем через Каспий в порты Казахстана, а оттуда перевозку по железной дороге в Узбекистан и далее в сухопутный порт Хайратон, расположенный на узбекско-афганской границе. Как не крути, но под предлогом, так называемых, афганских потрясений может быть обозначено более активное присутствие США и НАТО в Закавказье и в Средней Азии.

Кстати, так появляется еще один элемент геополитической игры, о чем рассуждает в Deutsche Welle немецкий эксперт по Афганистану Гюнтер Кнабе: «Это дает им (Астане, Баку и Ташкенту) политические козыри, повышает их вес в отношениях, например, с Москвой и Пекином». На основе этого можно высказать предположение, что Вашингтон что-то готовит в Афганистане и намерен наращивать там свое военное присутствие».

А тогда уже становится понятным, что события в Афганистане могут существенно повысить «геополитическую температуру» уже на берегах Каспийского моря.