За рубежом, Эхо

Новая игра вокруг «ядерного Ирана» и интересы Азербайджана

НУРАНИ

Во внешней политике есть свой список «смертных грехов». Эпитеты вроде «империалистические хищники», «поджигатели войны» и т.д. — это, предупреждают эксперты, риторика, подходящая для радикальной прессы и не менее радикальных митингов.

А вот в мире высокой дипломатии одним из главных грехов остается нарушение подписанного договора. И хотя в соглашениях всегда прописывается порядок выхода из них, разрыв таких договоров — событие в дипломатии априори чрезвычайное.

Но вот как быть, если один из участников из договора публично вроде бы не выходит, но и соблюдать его не намерен? Скрупулезно соблюдать подписанное соглашение, которое превратилось в пустую бумажку?

Или объявить о выходе из него, возложив всю ответственность за последствия на нечестных партнеров? Совет не заключать слишком «мягких» и «вольно трактуемых» договоров с мошенническими режимами универсален, но вот на практике жажда дипломатического успеха порой мешает следовать ему в полной мере.

Теперь все эти невеселые законы дипломатии проявляются в кризисе вокруг иранской ядерной сделки. Слухи о смерти которой, конечно, преувеличены, но ненамного. После нашумевшего заявления премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху уже не осталось сомнений: Иран условия ядерной сделки, заключенной со странами «шестерки», не соблюдал.

И втайне продолжал работу над своей ядерной программой. Плюс ко всему информация, добытая израильской разведкой «Моссад» — это в мире спецслужб, скажем так, премиум-класс. Можно публично не подтверждать своего согласия, но проигнорировать точно не получится.

А президент США Дональд Трамп, который с самого начала своей предвыборной кампании называл ядерное соглашение с Ираном «худшей сделкой в истории», объявил о выходе из нее. Глава американской администрации во время выступления в Белом доме объявил о выходе США из ядерной сделки по Ирану и обвинил Тегеран в обогащении урана и разработке запрещенного оружия вопреки условиям соглашения. «Теперь мы имеем убедительное подтверждение, что это заверение Ирана (что он не разрабатывал ядерное оружие. — прим. РИА «Новости») было ложью», — добавил президент.

Он также в очередной раз раскритиковал сами договоренности. «Соглашение настолько плохо проработано, что, даже если Иран полностью выполнит его, режим остается на пороге ядерного прорыва в короткий период времени», — сказал он журналистам. Трамп заявил, что если Тегеран продолжит ядерные разработки, то его ждут проблемы, «с которыми он раньше не сталкивался».

В Белом доме заявили, что США вышли из сделки, так как она «не соответствует национальным интересам» страны. Впрочем, как отметил американский лидер, Ирану придется заключать новое ядерное соглашение, США готовы к переговорам.

В Иране дают понять: они уже подготовили свой ответ. Иранские власти подготовили пропорциональный план ответных мер на решение Вашингтона о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, сообщил представитель правительства ИРИ Мохаммад Багер Нобахт, которого цитирует ТАСС со ссылкой на агентство IRNA.

«Иран подготовил план, пропорциональный условиям выхода США из ядерной сделки», — заявил он, добавив, что правительство Исламской Республики выделило бюджет на случай разных сценариев развития ситуации.

Строго говоря, в ИРИ готовятся к новым санкциям. Тем более что в Белом доме уже сообщили, что Трамп распорядился начать процесс по восстановлению санкций немедленно. Уже есть и некоторая конкретика.

«Эти восстановленные санкции будут направлены на критически важные секторы иранской экономики, включая энергетику, нефтехимический и финансовый сектор. Те, кто ведет бизнес в Иране, получат время на то, чтобы прекратить свои операции в стране или бизнес с ее участием», — говорится в заявлении администрации президента.

Наконец, Белый дом уже опубликовал список требований к Ирану. Вашингтон призвал Тегеран отказаться от разработок ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет, прекратить разработку ракет, способных нести ядерное оружие, а также остановить передачу ракетных технологий другим сторонам. США также потребовали от Ирана «прекратить поддержку террористов, экстремистов и региональных подручных, таких как «Хезболла», ХАМАС, «Талибан» и «Аль-Каида», покончить с заявлениями об уничтожении Израиля, прекратить угрожать свободе навигации, особенно в Персидском заливе и Красном море, прекратить эскалацию конфликта в Йемене и дестабилизацию региона путем передачи оружия хуситам».

Кроме того, среди требований значатся прекращение кибератак против США и их союзников, соблюдение прав человека и гуманное отношение к иностранцам, которые содержатся в стране под стражей.

Как еще накануне объявления о выходе США из иранского ядерного соглашения отмечали многие наблюдатели, за сохранение ядерной сделки выступали ключевые европейские союзники Вашингтона. Они и сегодня предпочли дистанцироваться от резких заявлений Дональда Трампа. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй призвали Тегеран не отступать от соглашения по ядерной программе, заключенного в 2015 году, несмотря на выход из него Соединенных Штатов.

«Мы просим Иран проявлять сдержанность в ответ на решение США», — говорится в их совместном коммюнике, которое цитирует «Немецкая волна». По мнению европейских лидеров, иранскому руководству следует продолжить выполнение своих обязательств. Согласно отчетам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), следящего за выполнением сделки, Иран придерживается ее условий, подчеркивается в заявлении. Одновременно Меркель, Макрон и Мэй указали, что их правительства остаются приверженными выполнению соглашения с Ираном и намерены работать с остальными участниками сделки с тем, чтобы ее условия продолжали выполняться.

«Это включает сохранение экономических преимуществ для иранского народа, сопряженных с соглашением», — указали авторы заявления.

Тем не менее в США не меняют позиции. А европейским союзникам теперь придется учитывать и реакцию Вашингтона в случае продолжения бизнеса с Ираном. «Вести Экономика» полагают, что, в частности, новые санкции могут оказать негативное влияние на бизнес таких крупных европейских компаний, как Airbus, Siemens, Peugeot-Citroen, Renault, Total, Eni, Danieli, о чем пишет ПРАЙМ со ссылкой на информационный ресурс EurActiv.

Пока что европейским компаниям дано шесть месяцев на прекращение бизнеса с Ираном. В противном случае им грозят санкции со стороны Вашингтона. Как сообщил ранее РИА «Новости» дипломатический источник в Брюсселе, «в случае hard exit (жесткий выход США из соглашения с Ираном — ред.) США вводятся эти самые экстерриториальные санкции, тогда европейским компаниям придется делать выбор между экспортом в Иран или США, а самому Евросоюзу решать, прибегать или нет к ответным мерам в отношении американских компаний, ориентированных на европейский рынок, если Вашингтон проведет «красную линию» для европейского бизнеса».

По словам собеседника Агентства, «битва санкций» уже чревата торговой войной». «На данный момент нелегко количественно оценить возможное экономическое влияние выхода США (из соглашения) на европейскую деловую активность», — приводит EurActiv мнение президента крупнейшей бизнес-ассоциации ЕС — Business Europe Эммы Марчегалья.

Наконец, понятно, что выход США из ядерной сделки не может не отразиться и на политической ситуации на Южном Кавказе.

Здесь, пожалуй, нужно вспомнить: за все годы действия санкций против ИРИ Азербайджан ни разу не обвиняли в их нарушении. Притом что в адрес Армении такие обвинения дважды прозвучали вполне официально. Сколько «интересного» осталось за закрытыми дверями, можно только гадать.

Плюс ко всему у Армении с Ираном еще во времена Махмуда Ахмадинежада было налажено сотрудничество в области спецслужб, начиная от заброски агентуры и заканчивая обменом разведывательной информацией. Просачивалась информация и о планах построить в окрестностях Мегри нефтеперерабатывающий завод, который должен был помочь Тегерану обойти наложенные на «нефтянку» санкции.

С одной стороны, возобновлении санкций сделает Армению более нужной Тегерану, но, с другой, такое, с позволения сказать, сотрудничество таит для нее немалый риск.

Нелегко сегодня спрогнозировать последствия и для Азербайджана. В нашей стране с самого начала выступали за сохранение ядерной сделки. Тем более очевидно, что рост напряженности у границ — это в любом случае плохой сценарий для нашей страны. Однако российский политолог Андрей Епифанцев отмечает в этой связи: «Политически вокруг Ирана может начаться большая и пока слабо просчитываемая игра. Ясно, что ставки возрастут и Вашингтон будет стараться создать антииранскую коалицию, куда будет вовлекать страны, предлагая им разные вкусняшки».

Как уверен политолог, «в первую очередь это может заинтересовать Азербайджан, если ценой согласия окажется Карабах… Ну, допустим, закрывание глаз на наступление там Баку, скажем, в течение 10-14 дней. Это может быть интересно Турции — и вкусняшек здесь может быть множество — от выдачи Гюлена до снижения поддержки курдов… Это может быть интересно даже Асаду в Сирии… допустив, в обмен на смягчение позиции по нему самому».

Оправдаются ли эти прогнозы, пока можно только гадать. Однако очевидно, что вокруг Ирана действительно начинается новая игра, и кто в результате окажется проигравшим, а кто — победителем, покажет будущее.