Оксана Буланова
Любому, кто профессионально изучает историю Азербайджана или хотя бы увлекается этим, знакомо имя Василия Михайловича Сысоева, одного из основателей азербайджанской советской археологии.
Чаще всего вспоминают «Краткий путеводитель по древностям гор. Баку и его районов» (1925) и «Баку прежде и теперь. Краткий исторический очерк с 18-ю рисунками» (1927).
Эти и другие труды В.М. Сысоева упоминает огромное количество историков. Из этих упоминаний становится понятно, насколько разносторонним исследователем был этот ученый, какие значительные открытия совершил. Вот для примера лишь несколько выдержек.
Фуад Тагиев («История г. Баку в первой пол. XIX века»): «Среди публикаций, вышедших в советское время, стоит выделить работу В.М. Сысоева, которую нужно считать первой попыткой в азербайджанской историографии освещения истории Баку с древних времен до советизации Азербайджана включительно (учитывая, что книга была издана в 1928 г., можно говорить о доведении автором хронологизации до современного ему времени)».
Шукюр Гурбан-Ализаде («Древняя история бакинских селений»): «Сурахана известна своей белой нефтью и горящими огнями на всем Востоке. Название деревни состоит из двух татских слов «сюрх», в переводе означающий красный, и «хана» – дом. Откуда появилось слово «красный»? В XIX в. русский ученый В.Сысоев в некоторых кельях Атешгяха под верхним слоем штукатурки обнаружил еще один слой штукатурки – красного цвета». (Тут уважаемый автор малость перепутал: в XIX в. Сысоева в Азербайджане еще не было.)
Октай Рзаев: «Пять надписей Сураханского храма Атешгях были посланы Сысоевым в Индию и расшифрованы там. Эти надписи были переведены с английского языка на русский и опубликованы в 1946 г. Сарой Ашурбейли».
А.А. Гасанова («Сады и парки»): «Особенно значителен был вклад, внесенный археологическими экспедициями и научными изысканиями ряда ученых и краеведов, таких энтузиастов и неутомимых исследователей, как В.В. Бартольд, И.И. Мещанинов, Е.А. Пахомов, В.М. Сысоев…»
Сейран Велиев («Древний, древний Азербайджан»), рассуждая о предназначении Диванханы в комплексе «дворца Ширваншахов», упоминает о надписи «под одним из стрельчатых проемов Диванханы. Но ее, к сожалению, кто-то специально испортил, и только В.М. Сысоев в работе, вышедшей в 20-х гг., пишет, что ему удалось прочесть имя ширваншаха Халклуллаха I и дату – 832 г. мусульманского летоисчисления, соответствующий нашему 1428/9 г. Но для других арабистов эта надпись оказалась абсолютно нечитаемой, из-за чего и прочтение В.М. Сысоева стали подвергать сомнению и отвергать». О том, что надпись смог прочитать лишь Сысоев, упоминает и И.Тагиев.
Адиль Багиров (полемизируя по поводу национальной принадлежности Низами): «Русский историк В.М. Сысоев в первой четверти ХХ в. пишет: «у арабских географов IX-X вв. под именем Азербайджана разумелся как весь южный Азербайджан, так и только самая юго-восточная часть северного до города Берда’а (Барды) и до р. Куры на севере».
Камиль Ибрагимов (о подземных ходах Ичери-Шехер): «В результате раскопок, проведенных исследователем В.М. Сысоевым, были выявлены остатки подземного хода, ведущего на север вглубь города».
На труды Сысоева ссылаются и такие корифеи, как Л.Бретаницкий – в книге «Баку. Архитектурно-художественные памятники», и множество других историков. К сожалению, труды Сысоева доступны либо в библиотеках в бумажном виде, либо в частных коллекциях, либо в интернете в виде отрывков или упоминаний. Из них можно сделать вывод, что, выражаясь современным языком, «индекс цитирования» у этого ученого невероятно высок.
Однако о нем самом найти какие-либо сведения крайне проблематично. Вот такой парадокс! Человеку, столько сделавшему для истории Баку и Азербайджана, не создали даже страничку в пресловутой Википедии! Некоторые другие специализированные справочники и словари дают лишь самую общую информацию.
Автору эти строк удалось собрать по крупицам рассказы о В.М. Сысоеве у Владимира Яшкардина в «Истории исследования дольменов России и Абхазии» (он же приводит и неполный список трудов Сысоева), у Эллы Алибековой в «Вопросах древней истории Азербайджана в Российской историографии XIX – начала XX вв.», у Аминат Психомаховой в труде «Культурно-просветительская деятельность интеллигенции на Северном Кавказе (конец XIX—начало XX вв.)», и у некоторых других исследователей и историков.
Больше всего информации удалось почерпнуть у М.З. Соблирова и И.П. Кузьминовой в «Деятельности ОЛИКО», у Анастасии Гончаровой в труде «ОЛИКО: у истоков краеведческих обществ на Кубани» и в самих архивных выпусках «Известий Общества любителей изучения Кубанской области» начала ХХ в. Азербайджанский период работы Сысоева отражен в трудах Б.И. Ирагимова «Средневековый город Киран», Афаг Гулузаде «Об одной надписи на мечети, построенной в XIV веке в Азербайджане» и у некоторых других ученых.
Так кто же такой Василий Михайлович Сысоев? Этот уникальный человек родился 20 декабря 1864 г. в древнем уездном городе Тверской губернии Кашине, типичном русском городке, известном с 1237 г. – времени нашествия Батыя. Родители Сысоева – Михаил Гаврилович и Анна Кузьминична, коренные жители этих мест, – были людьми религиозными и принадлежали к сословию мещан.
В.Сысоев получил великолепное образование – учился в Кашинском уездном училище, Тверской гимназии, Костромской гимназии, Московском университете на историко-филологическом факультете. Еще будучи студентом, он увлекся археологией и посвятил себя этой редкой тогда науке. В 1892 г. молодой ученый был избран членом-корреспондентом императорского Московского Археологического Общества.
В 1892 г. по рекомендации П.С. Уваровой и по поручению Императорского Московского археологического общества Сысоев был направлен на Западный Кавказ для исследования мегалитических памятников древности – дольменов Закубанья. Эта была одна из первых научных экспедиций по исследованию дольменов Кавказа.
Чтобы быть ближе к предмету своих увлечений и исследований, Сысоев переезжает на постоянное жительство в Екатеринодар (ныне Краснодар), где работает преподавателем древних языков, истории и географии в мужской гимназии Кавказского учебного округа. Есть также сведения, что он был сотрудником Кубанского статистического комитета. Летом 1896 г. Сысоев изучает Курджипский курган, описывает находки, сделанные в нем и отсылает свой отчет в столицу для публикации.
Ученый публикует свои научные труды, посвященные самым разным вопросам, помогает профессору из С.-Петербургского университета Н.И. Веселовскому вести раскопки, отбирает предметы старины, найденные в курганах Кубанской области, для археологической выставки в Петербурге.
В 1879 г. Е.Д. Фелицыным было положено начало Екатеринодарскому историческому музею. В 1886 г. во главе музея стал Сысоев и, желая привести, как он писал, «этот сырой материал в некоторый порядок», занялся научной систематизацией, вовлекая в эту работу не только коллег, но и местных энтузиастов.
В следующем году Сысоев, неугомонный в своей деятельности, высказывает идею, которой до него еще никто не высказывал: создать в Екатеринодаре научное общество – с целью всесторонне исследовать Кубань силами местной интеллигенции. Которую, по его мнению, следовало объединить в какой-либо центр, связанный с ведущими учебными и научными учреждениями России. В «Кубанских областных ведомостях» 2 апреля 1896 г. Сысоев опубликовал статью «Об обществе изучения Кубанской области», в которой обосновывал необходимость создания общества краеведов, излагал задачи, цели, программу общества.
Идеи Сысоева в среде екатеринодарской интеллигенции встретили положительный отклик. Их публично поддержал А.А. Белобородов – в статье «По поводу проекта г. Сысоева», и даже Яков Малама, начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска (1892-1904), командующий войсками Кавказского военного округа (1904-1905), помощник по военной части наместника Его Императорского Величества на Кавказе (1905-1906).
Общество, созданное в 1897 г., получило простое название: Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Цель Общества – «исследование и описание Кубанской области». Председателем правления общества единогласно избран В.М. Сысоев. В течение восьми лет Сысоев редактирует «Известия ОЛИКО».
В июне-июле 1898 г. с другими членами общества в Карачаеве он производит археологические раскопки близ Сентинского храма. Отчет о поездке помещает в «Известиях ОЛИКО». Здесь же дает и «Очерк из истории Тмутараканского княжества».
В 1899 г. Сысоев на заседании общества сделал сообщении о предстоящем праздновании 100-летней годовщины со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина и высказал мысль об открытии в Екатеринодаре публичной библиотеки его имени. Библиотека была открыта 29 января 1900 г. благодаря усилиям и стараниям общественности и городского самоуправления.
Работы Сысоева по археологии были по достоинству оценены русскими учеными, и в 27 февраля 1903 г. он был единогласно избран действительным членом Императорского Московского Археологического Общества. В тот же год Сысоев на свой страх и риск открывает в Екатеринодаре мужское учебное заведение (с курсом прогимназии), надеясь со временем преобразовать его в полную казенную гимназию.
Однако несмотря удачное начинание с гимназией, куда екатеринодарцы охотно записывали своих детей, Сысоев в 1905 г. решает покинуть город, которому он так много отдал энергии и таланта. Уезжая, он дарит богатую археологическую коллекцию, лично собранную им в экспедициях, картинной галерее им. Ф.А. Коваленко.
Почему Сысоев решил покинуть Екатеринодар, неизвестно, известно только, что его пригласили на работу в Новороссийскую гимназию. Еще известно, что он работал также в Тифлисской гимназии, а перед Октябрьским переворотом был в Кутаиси инспектором мужской гимназии.
В 1913 г. он помещает свой научный труд «Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении» в «Сборнике материалов по описанию местностей и племен Кавказа». Затем его след проявляется в Азербайджане, где он преподает в Елисаветпольской мужской гимназии.
Как, почему и зачем он приехал в Азербайджан, выяснить не удалось, совершенно ясно лишь одно: Сысоев стал активнейшим его исследователем. После переезда в Баку в начале 20-х гг., он занимался преподаванием, в 1923 г. стал одним из основателей Общества обследования и изучения Азербайджана.
Затем Сысоев был секретарем Азербайджанского Археологического комитета (кстати, его председателем был Таги Шахбази, дядя Арифа Шахбазова, заслуженного строителя республики, уникального знатока истории и архитектуры и горячего борца за сохранение исторического облика Баку) и ученым секретарем Азербайджанского центрального управления по охране памятников старины, занимался историей, археологией и этнографией Азербайджана. По линии Общества обследования и изучения Азербайджана он исследовал большое количество памятников материальной культуры в различных районах Азербайджана.
Так, в процессе работы по археологической карте Азербайджана Сысоев зарегистрировал каменные изваяния лошадей и баранов на Абшероне: на мусульманском кладбище в селе Зых, в Курдистанском уезде в селе Кутурлу, в Нагорном Карабахе, на мусульманском кладбище селе Караагаджи, в Нахчыванском крае в селах Азнабюрт, Нижние Азы, Вананд, Данагирд, в городе Нахчыване, селе Ананаб, в Ленкоранском уезде в селениях Абидере, Балабур, Горикды, Лирик, Тангаруд, Эйчара. Сысоев также отмечал, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса находят эти каменные фигуры на древних кладбищах, в горах или других местах, придают им какое-то особенное значение, часто вывозят их оттуда и ставят на могилах своих близких.
В июле 1926 г. Сысоев начинает пробные (по его словам) раскопки на городище Хараба-Гилан (Нахчыван). Им в основном изучены некоторые склепы и погребения, дано краткое описание развалин Хараба-Гилана и его окрестностей. Находки из этих раскопок оказались очень скудными «в совершенно перекопанных и перепутанных слоях». Все найденные материалы были доставлены в Азербайджанский государственный музей. Поскольку раскопки были проведены Сысоевым в основном в мавзолеях и погребениях, они не выявили культурных слоев и не получили датировки.
В 1927 г. Сысоев отправляется в Ордубадский уезд, в селение Нуснус и оставляет, кроме всего прочего, ценное описание старинной мечети, упоминая надписи, сделанные арабской вязью. Эти надписи долго не давали покоя ученым.
В 20-х гг. Сысоев издает уже упомянутые выше путеводители и исторические очерки о Баку и следующие труды: «Начальный очерк истории Азербайджана (Северного)» (1925), «Краткий очерк истории Азербайджана (Северного)» (1925), «Атешга, или Храм Огнепоклонников в Сураханах» (1925), «Древности в ханаге близ села Наваги» (1925), «Тюркское население Азербайджана XVII веке» (1926), «Селение Барда и его башня, древности и исторический обзор» (1926), «Поездка в Шемахинский уезд с археологической целью 1-12 мая 1925 года: Легенда о кладе Александра Македонского» (1927), «Раскопки в Шамхоре (Шамкире)» (1927), «К вопросу об издании «Гюлистан-Ирам» А.К.А.Бакиханова» (1928), «Нахичевань на Араксе и древности НахССР» (1928), «Нахичеванский край: Отчет о поездке летом 1927 г.», «Древности Нахичеванской ССР» (1928), «Нахичевань на Араксе и древности Нахичеванской АССР: Отчет о поездке летом 1926 г.» (1929).
К сожалению, сведений о жизни В.М. Сысоева в Баку очень мало. И если мы можем составить себе представление о его научной работе – из его же собственных произведений и научных трудов его коллег, то о его жизни неизвестно практически ничего. Где, как и отчего он умер и где похоронен, также неизвестно. По некоторым данным, этот выдающийся человек, отличавшийся гигантской работоспособностью, всего себя отдававшего любимому делу, скончался в 1933 г.
Последние из известных его работ были изданы в 1930 г. Это «Краткий путеводитель по древностям Баку и его районам, 2-е издание, исправленное и дополненное» и «Краткий путеводитель по наиболее известным памятникам древности и природы в Азербайджане».