НУРАНИ
Развивать у себя туризм мечтают многие страны. Правда, не всем это удается. Однако «под развитие туризма» реализуют шумные и масштабные проекты, осваивают бюджетные деньги и уж тем более проводят встречи и переговоры с иностранными партнерами.
Вот и на сей раз в мэрии Еревана состоялась встреча с участием представителя Международной ассоциации мэров франкоязычных городов Арианны Ардеси, представителя ассоциации «Международный центр консервации глиняной архитектуры» (CRAterre) Баконириной Ракотомамонджи и профессора Высшей национальной школы архитектуры Лиона и исследователя лаборатории EVS-LAURE Сюзан Моно.
Как радостно сообщает пресс-служба столичной администрации, во встрече приняли также участие начальник управления внешних связей аппарата мэрии Еревана Давид Геворгян и начальник управления культуры Рубен Ованесян.
В рамках встречи были продолжены обсуждения, связанные с программой финансового и технического содействия для реализации работ по сохранению и восстановлению исторической местности Эребуни, а также началом работ в рамках соглашения «Финансовое и техническое содействие по реализации работ», подписанного между мэрией Еревана и вышеупомянутыми ассоциациями.
Как с удовлетворением отмечают в мэрии, еще с 1998 года Ереван является членом Ассоциации мэров франкоязычных городов (AIMF), и за это время были реализованы и продолжают осуществляться многочисленные программы сотрудничества, одной из которых является программа «Финансовое и техническое содействие для реализации работ по сохранению и восстановлению исторической местности Эребуни».
Таким образом, планируется внедрить технологию производства сырого кирпича и использовать его при восстановлении цитадели Эребуни, а также стимулировать туристическую привлекательность исторической местности и развивать туризм.
Только вот, как бы это повежливее, туризм, по крайней мере, в ближайшей перспективе Армении светит не очень. Политическая нестабильность отпугнула от Армении многих туристов. Как пишет ереванский «Спутник», за последние недели многие туристы отменили туры в Армению из-за напряженной внутриполитической ситуации в стране.
Как сообщила Sputnik Армения председатель Госкомитета по туризму Зармине Зейтунцян, в мае-июне в сфере туризма в Армении ожидается спад, и связан он с известными событиями.
«Предполагаю, что в апреле-июне будет определенный спад. В дальнейшем, если все решится мирно, то ожидается положительная динамика», — сказала Зейтунцян. Но пока туроператоры подсчитывают убытки. 2 мая сразу 40 туристов, прилетевших в Армению, вернулись обратно, едва ступив за пределы аэропорта, сообщила Зейтунцян.
Дело в том, что именно в этот день в армянской столице (и по всей стране) проходили беспрецедентные по масштабу массовые акции протеста, включавшие тотальную блокировку всех объектов транспортной инфраструктуры. При этом российские туроператоры сообщили о спаде спроса на туры в Армению, сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР). К тому же многим путешественникам 2 мая пришлось пешком добираться до международного аэропорта «Звартноц» в Ереване, так как дорога была заблокирована протестующими.
Но тогда… к чему вся суета и визг на лужайке? Работа на перспективу? Но, как бы повежливее, в Армении ситуация вряд ли скоро устаканится. Словом, будет не до заводика по производству сырого кирпича.
Впрочем, понятно и другое. Всей суете вокруг «крепости Эребуни» изначально предназначалась исключительно пропагандистская роль.
Напомним: на протяжении десятилетий и веков ни о какой «крепости Эребуни» никто не слышал. О ней не упоминалось в летописях, ее не было на древних картах. Зато было известно, что на реке Занга в 1504-1511 годах по приказу Шаха Исмаила Хатаи его полководцем Реван гулу ханом была построена крепость Иреван, давшая начало городу, называемому сегодня Ереваном. Это, по отзывам историков и современников, было великолепное оборонное сооружение на стыке Османской и Сефевидской империй, построенное по всем правилам тогдашней фортификации. Вокруг нее строился и расширялся город Иреван — с мечетями, домами, базарами, домами, банями-хамамами…
История Иревана круто меняется в 1827 году. 1 октября Эриванская крепость была взята русскими войсками после долгой осады. После чего началось планомерное «выдавливание» из Эривани ее коренного азербайджанского населения, на место которых переселяли лояльных России армян. Затем, когда уже Иреван, переименованный в Ереван, был объявлен столицей Армении, начался процесс планомерного разрушения исторической застройки. Под бульдозер пошли Эриванская крепость, ханский дворец, дома — словом, все, что свидетельствовало о реальной истории Иревана. А на его месте строились дома из розового туфа в стиле, который потом должен был стать «узнаваемо-армянским».
Но потом очнулись: городу, претендующему на невероятную древность, нехорошо не иметь исторического ядра. И в пятидесятые годы выход был найден. На одном из холмов в окрестностях Еревана обнаружили клинописную табличку с буквами «р», «б» и «н». И тут же объявили: это «доказательство», что урартский царь Аргишти основал крепость Эребуни, и произошло это в 782 году до новой эры. А на месте этой находки начали «воссоздавать» вожделенную «крепость Эребуни».
В 1968 году отмечали «2750-летие» Еревана. В 2018 году планировалось отгулять аж 2800-летний юбилей. Правда, дату дня города выбрали «по Фрейду» — 13-14 октября, когда, в пересчете на новый стиль Эриванскую крепость взяли русские войска, после чего началось переселение армян на земли Эриванского ханства.
А теперь мышиную возню вокруг «крепости Эребуни» в Армении тоже поднимают с вполне понятной целью. Как отмечают многие эксперты, нынешняя нестабильность в Армении вполне может отозваться масштабной дестабилизацией в Карабахе.
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, напоминает: «В итоге в Армении сложилась новая реальность, которая должна быть как-то кодифицирована в соответствии с законом и правом. Оптимальным вариантом для Москвы (как, в общем-то, и для Еревана) стало бы назначение настоящего технического премьер-министра. Не представителя РПА, но кого-либо из числа уважаемых властью и оппозицией армян, чьей задачей была бы лишь подготовка страны к честным и прозрачным досрочным выборам без дальнейшего личного участия в них. А затем — формирование нового правительства на основании итогов голосования. Однако жажда власти «здесь и сейчас», которую демонстрирует Пашинян, спутала все карты. Политика понять можно: он осознает, что люди вышли на улицы не за него, а против Сержа Саргсяна. И если он сейчас не оседлает волну и не влетит на ней в кресло премьера, то через несколько месяцев его популярность резко упадет и выборы он может проиграть».
А значит, по мнению Мирзаяна, должен набрать очки: «…Популист Пашинян может для сиюминутного поднятия рейтинга начудить на внешнеполитическом поле. Например, признать независимость Нагорного Карабаха, открыть Степанакертский аэропорт или предпринять иные действия, которые приведут к резкой эскалации ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Тем самым он может создать России множество проблем, которые придется решать на фоне колоссальной занятости Москвы на других участках».
Плюс ко всему станет ли РФ поддерживать Пашиняна так решительно, как он на это рассчитывает, — вопрос открытый.
И вот в этом случае в Ереване не могут не понимать: Армения сама подтолкнула в регионе процесс пересмотра границ, а пойти он может в обе стороны. В том числе под вопросом вполне могут оказаться весьма зыбкие с исторической точки зрения права Армении на Зангезур и Ереван, который ей уступили в 1918 году на переговорах в обмен на отказ от претензий на Карабах. Вот и пиарят с испугу «крепость Эребуни». Только ее «новодельные» стены из сырого кирпича вряд ли защитят от политических проблем.