Культура и Общество

«Через океан в поисках истины»

НУРАНИ

Культурные связи Азербайджана и Норвегии продолжают расширяться. В Осло — концерт выдающихся азербайджанских музыкантов: Исфара Сарабского и Раина Султанова.

А в Баку в тот же день в рамках Imagine — Европейского фестиваля толерантности — состоялся показ фильма «Кон-Тики», посвященного легендарной экспедиции великого норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала — плаванию на бальсовом плоту «Кон-Тики» из Южной Америки в Полинезию в далеком 1947 году.

В Азербайджане вряд ли кому-то нужно рассказывать, кто такой Тур Хейердал. В нашей стране, без сомнения, знают о его исследованиях наскальных рисунков Гобустана. Тур Хейердал неоднократно бывал в нашей стране — и в годы существования СССР, и уже после восстановления независимости Азербайджана, будучи всемирно известным ученым и путешественником.

Но мировую славу Туру Хейердалу принесло именно первое, сегодня уже знаменитое плавание на бальсовом плоту из Южной Америки в Полинезию.

И это был не просто вызов океану и волнам, а научная экспедиция, или, вернее сказать, безумно отчаянный научный эксперимент, призванный доказать, что Полинезию заселяли не из Азии, как считала мировая наука, а из Южной Америки. И вот историю его первого плавания и переносят на большой художественный экран авторы фильма «Кон-Тики».

Фильм «Кон-Тики», вышедший на экраны в 2012 году, в родной Норвегии уже за один уик-энд поставил рекорд — 164 191 проданный билет. А всего же собрал в прокате 14 111 514 долларов. «Кон-Тики» — первая норвежская лента, номинированная и на «Оскар», и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм года.

И, конечно же, эта лента стала лауреатом норвежской кинопремии «Аманда» в нескольких номинациях: за лучшую мужскую роль (Пол Сверре Валхейм Хаген, исполнитель роли Тура Хейердала), лучшую работу художника (Карл Юлиуссон) и лучшие спецэффекты (Арне Кеупанг), а также пять номинаций: лучший норвежский фильм (продюсеры Оге Оберге и Джереми Томас), лучшая режиссура (Йоаким Реннинг и Эспен Сандберг), лучшая операторская работа (Геир Хартли Андреассен), лучший монтаж (Пер-Эрик Эриксен и Мартин Штольц) и лучший звуковой монтаж (Тормод Рингнес и Борд Ингебретсен).

Казалось бы, сегодня, когда плот «Кон-Тики» с полотняным парусом уже выставлен в «собственном» музее в столице Норвегии, книга о плавании на плоту «Кон-Тики» переведена на более чем 70 языков мира, а документальный фильм, снятый самим Туром Хейердалом в ходе экспедиции, получил Оскара еще в 1952 году, художественный фильм, повествующий об этой экспедиции, просто обречен на успех.

Но это только кажется. Потому что о таком путешествии нельзя снять, если можно так выразиться, недостаточно хороший фильм в расчете на то, что его «вытянет» исторический сюжет.

И даже на непрофессиональный, сугубо «зрительский» взгляд, нет сомнений: авторы фильма со своей задачей справились. Они не просто пересказывают основные вехи истории экспедиции — создателям ленты удалось передать настоящий драматизм и предыстории плавания, и самого путешествия через океан.

И, пожалуй, именно рассказ о предыстории плавания — несомненная «находка». Рассказать научную гипотезу на художественном экране — априори задача не из легких. Рассказать ее зрителям, пришедшим посмотреть приключенческий фильм — тем более.

Но авторам удается сделать это, сохранив «ритм» повествования и не «перегрузив» сюжет долгими научными диалогами (распространенная, кстати говоря, ошибка авторов подобных лент). Фраза супруги Тура Хейердала, Лив, брошенная во время рыбалки на островах в Полинезии о том, что их древним обитателям было непросто доплыть через весь океан против течения, разновидность ананаса, растущего в Южной Америке и в Полинезии, и, наконец, легенда, рассказанная стариком-полинезийцем о том, что их на эти острова привел из-за океана бог Тики — бог Солнца.

«Все приходит с востока — течения, ветры, солнце» — эта фраза старика становится еще одним шагом к новой революционной теории.

Но ее, эту теорию молодого норвежского ученого, научный мир просто отказывается не то что признать, но даже просто выслушать. И, признаться, в ХХ веке найдется не так уж много прецедентов, когда одному человеку удавалось опровергнуть общепринятую вроде бы теорию.

И не только потому, что общепринятые теории склонны обрастать множеством доказательств. Главное, что у них есть приверженцы, увенчанные научными лаврами, восседающие в креслах руководителей издательств и авторитетных журналов. И эти «научные авторитеты» и в прямом, и в переносном смысле с порога отметали теорию молодого норвежца, который рискнул бросить вызов устоявшемуся мнению.

Да, есть исторические параллели, да, в пользу этой гипотезы — течения и ветры, но у инков не было кораблей! Тур Хейердал уверен: они пересекали океан на плотах из самого легкого дерева в мире — бальсы. Но в ходе одной из дискуссий авторитетный профессор бросит молодому норвежскому исследователю: «Вы хотите, чтобы теорию приняли? Ну так доплывите из Перу до Полинезии на бальзамов плоту. Удачи!»

И кто мог тогда предположить, что для доказательства своей теории Тур Хейердал действительно решится на плавание, которое многие считали заведомым самоубийством?

И, конечно же, авторам ленты удается прекрасно передать весь драматизм самого плавания на плоту, построенном в точности так, как это делали в древности — без единого гвоздя, с веревками вместо проволоки…

Плавания, которое вовсе не было приятной морской прогулкой. Авторам фильма удается прекрасно передать и драматичные минуты океанского шторма, и встречу в открытом океане с китом, который может перевернуть плот одним ударом хвоста, и акул…И, конечно же, на экране те минуты счастья, когда на горизонте показались коралловые острова Полинезии, когда под ногами была уже не морская вода, а белый коралловый песок…

И это, конечно же, фильм, который обязательно надо увидеть.