НУРАНИ
Советская пропаганда любила эпитеты. Латинскую Америку называли не иначе чем «пылающим континентом». Для Африки существовал свой эпитет — «свободолюбивая».
В СССР не только профессиональные африканисты едва ли не как заученный стишок повторяли, что страны Африки наконец избавляются от колониального гнета, они выбирают путь социалистической ориентации, но зловредные империалисты-неоколониалисты всячески мешают им строить свое светлое будущее… Впрочем, наиболее проницательные напоминали: на самом деле вопрос не в расизме.
На кону — контроль над богатейшими ресурсами Африки. Где есть и нефть, и газ, и алмазы, и многое другое. А вот политическая архитектура — что на национальном, что на региональном уровне — не устоялась. Границы многих стран «нарезаны» европейскими колонизаторами по сути дела произвольно, что создает почву для игры на этнических и сепаратистских конфликтах. Мятежи в Биафре и Катанге — пример классический, но вряд ли единственный.
А теперь, уверены многие, в Африке разворачивается новый «геополитический шторм».
По информации «Голоса Америки», представители Министерства обороны США обвинили Китай в направлении мощного лазера на американские военные самолеты, пролетавшие над Джибути.
Как поясняет VOA, несколько разведывательных источников сообщают, что китайские вооруженные силы подозреваются в применении боевого лазера в районе новой китайской военной базы в Джибути, сообщается в недавней публикации Jane’s Defense Weekly.
Эти инциденты, которые «Голос Америки» осторожно называет «предполагаемыми», подкрепляют опасения США по поводу создания первой зарубежной военной базы Китая неподалеку от крупнейшей американской военной базы в Африке, а также по поводу укрепляющейся репутации Китая в качестве мировой военной державы.
Китай пока никак не ответил на обвинения, однако в прошлом он выражал недовольство по поводу иностранных военных самолетов- разведчиков, летающих над базой в Джибути, сообщают знакомые с ситуацией источники.
Плюс ко всему американские вооруженные силы в прошлом месяце опубликовали на сайте Федерального управления гражданской авиации предупреждение для пилотов, призвав их проявлять «предельную осторожность».
По словам Пентагона, в последние недели произошло несколько инцидентов. В числе прочего, двое американских пилотов получили незначительные повреждения глаз из-за воздействия лазера. Этот вопрос грозит привести к еще большему обострению отношений между двумя странами. Администрация Трампа ввела пошлины на ряд китайских товаров и угрожает ввести новые.
Кроме того, введены новые ограничения на экспорт американских технологических товаров в КНР, напоминает «Голос Америки».
В самом деле, не замечать обострившегося соперничества Китая и США в Африке уже не получается. Пекин активно «вкладывается» в Черный континент. Как сообщало RT еще в январе, в 2018 году Китай намерен существенно нарастить экономическое влияние в Африке: за последние 20 лет он стал ведущим торговым и финансовым партнером ряда государств на континенте.
В 2018 году Китай планирует серьёзно увеличить объём инвестиций в африканские проекты и расширить своё сотрудничество с государствами континента — такое заявление сделал министр иностранных дел КНР Ван И. Китаю понадобилось меньше 20 лет, чтобы стать крупнейшим экономическим партнером Африки.
Так, по данным Ernst&Young, в 2016 году торговый оборот между КНР и государствами континента превысил 190 млрд долларов, а по объему вложений в африканские экономики страна стала ведущим инвестором. Кроме того, в том же 2016 году Китай увеличил инвестиции в Африку на 106% — до 36,1 млрд долларов.
Прирост инвестиций также связан с работой Китайско-Африканского фонда развития, созданного в 2007 году для поддержания компаний КНР на континенте. На сегодняшний день Фонд намерен инвестировать еще 4,5 млрд долларов в 91 проект в 36 африканских странах, помимо уже вложенных 3,2 млрд долларов. Об этом в интервью государственному новостному агентству КНР «Синьхуа» рассказал глава фонда Чи Цзяньсинь.
О том, что именно Китай уже на протяжении многих лет является крупнейшим инвестором и партнером в Африке и что на сегодняшний день торговля между Китаем и африканскими странами находится на подъеме, писала в июне 2017 года и Die Zeit, чью статью цитировал «Регнум».
Речь идет не только о китайцах, которые приезжают в Африку и скупают там недвижимость для развития сельского хозяйства, строят шахты для добычи полезных ископаемых, обеспечивают весь континент инфраструктурой и возводят новые морские и воздушные порты, пишет издание.
Торговые отношения идут взаимно: несколько тысяч мелких торговцев из Африки держат рынки в китайских провинциях, где продают относительно дешевые товары. Никто не знает их точное количество, потому что африканцы могут постоянно перемещаться в поиске нового объекта.
Китай уже с 2009 года является крупнейшим торговым партнером в Африке. С тех про объем торговли вырос более чем в 10 раз и составил в 2016 года более 300 млрд долларов. Китай импортирует из африканских стран полезные ископаемые: железную руду, медь, минералы, уголь и нефть.
Например, Ангола является третьим по объему поставщиком нефти в КНР. Китайцы, в свою очередь, экспортируют в африканские страны машины, электронику и другие потребительские товары. И как отмечает газета, развитые страны ЕС и США с подозрением наблюдают за скоростью развития отношений КНР и африканских стран.
Однако в последние месяцы в африканскую игру все активнее встраивается и Россия. Но, в отличие от Китая и США, упор делается не на инвестиции или технологии. В конце апреля в ряде СМИ появились сообщения о том, что в Африке, возможно, находятся российские наемники из числа так называемых «вагнеровцев».
Как поясняло радио «Свобода», российские военные инструкторы, советники и наемники из частных военных компаний появились и уже активно действуют в Центральной и Восточной Африке. Российские политтехнологи задействованы в подготовке важных выборов сразу в нескольких африканских государствах. «Еще недавно подобные новости казались бы фантастическими, но сегодня это реальность. Кремль стремительно пытается вернуть влияние, которое имелось у СССР во многих регионах планеты, и даже приобрести совершенно новых союзников.
По данным многих источников, во главе «африканского проекта» Москвы стоит петербургский миллиардер Евгений Пригожин, которого связывают с финансированием «фабрики троллей» в Ольгино и так называемой «ЧВК Вагнера», — рассказывала «Свобода». — В марте этого года Евгений Пригожин, друг президента России, за глаза называемый «поваром Путина», был внесен в санкционный список США по обвинению в участии во вмешательстве в американские президентские выборы в 2016 году. В санкционный список также попало его «Агентство интернет-исследований», известное как «фабрика троллей».
А в апреле «Коммерсант» сообщил, что политтехнологи Пригожина начали работать в нескольких странах Африки, в том числе в ЮАР, Кении и на Мадагаскаре, но не только где в ближайшие год-два намечены президентские либо парламентские выборы. Проект Пригожина в Африке, который координирует политтехнолог Ярослав Игнатовский, рассчитан на два года, его предполагаемая цель — заработать на экспорте «проверенных» политтехнологий из России. Возможно, люди Пригожина также нацелились и на Нигерию, Ливию, Зимбабве и Чад».
Теперь тему подхватила и испанская El Mundo. «Воскресенье, 13:30, бассейн отеля Ledger в Банги, 30-градусная жара», — повествует корреспондент El Mundo Альберто Рохас в репортаже из Центральноафриканской Республики. «Группа португальских военных из миссии ЕС плещется в воде, тем временем другие загорают, — четверо американских спецназовцев, которых тут официально нет, несколько «голубых касок» — египтяне и иорданцы, французские жандармы и пятеро мужчин с молочно-белой кожей, к которым никто не приближается.
В целом атмосфера доброжелательная, но не в отношении этих последних. Они, громко похохатывая, пьют пиво и бросаются в воду, как торпеды, стараясь обрызгать как можно больше народу. Они разговаривают по-русски и, похоже, не боятся никого из военных вокруг себя», — говорится в статье.
Картинка, напоминающая рассказы о наемниках времен конфликтов в Биафре и Катанге, но с одним уточнением: русских португальцы, американцы и французы видели разве что через прицел. Сейчас войны как бы нет, но напряжение висит в воздухе. По мнению автора, ситуацию в бассейне можно распространить на всю страну: несколько стран, имеющих в ЦАР свои военные и гражданские миссии, «сосуществуют относительно мирно».
«Люди делают свою работу и стараются не конфликтовать с теми, кто рядом. Потому-то их раздражает, что на трамплин ворвались русские, угрожающие все дестабилизировать», — пишет Рохас.
Усилиям Евросоюза, обучающего вооруженные силы страны, препятствует эмбарго на экспорт оружия в ЦАР. В этом контексте «Кремль организовал свою первую африканскую миссию с присутствием наземного контингента и поставками «короткоствольного оружия и боеприпасов», а также направил «170 военных и гражданских инструкторов», как сказано в коммюнике, адресованном Совбезу ООН. Написано «гражданские инструкторы» — читай «наемники», хотя в коммюнике этого не говорится», сообщает журналист.
«Местонахождение российских военных постов совпадает с несколькими алмазными рудниками. Эти концессии предоставлены Москве взамен на эту военную помощь», — сказал некий сотрудник базы ЕС, пожелавший остаться анонимным.
Рохас комментирует: «С помощью такой стратегии Путин обеспечивает себе присутствие вооруженного контингента в сердце Африки и прибыльные контракты на освоение природных ресурсов». Некоторые португальские военные видят проблему в том, что присутствие России в ЦАР влечет за собой более активное участие США в событиях. «Следующая серия новой «холодной войны» будет протекать в африканских джунглях», — уверен автор.
И остается только догадываться, какую роль в этих интригах играет армянский алмазный бизнес. И как уже очень скоро «центральноафриканские страсти» могут отозваться на улицах Еревана.