За рубежом

«Иранский след» 11 сентября — получит ли он «южнокавказское» продолжение?

НУРАНИ

Специалисты в той части гуманитарного знания, где история смыкается с журналистикой и беллетристикой, уверены: в карьере каждого президента США был свой громкий скандал. У Билла Клинтона была Моника Левински, в годы президентства Рональда Рейгана бушевали страсти вокруг скандала «Иран-«контрас»»…

А в карьере Джорджа Буша-младшего решающим событием стала трагедия 11 сентября 2001 года, гибель более чем трех тысяч человек в результате теракта, организованного группировкой «Аль-Каида» во главе с Усамой бен Ладеном. Этого бывшего строительного подрядчика из Саудовской Аравии уже обвиняли в организации взрывов посольств США в Кении и Танзании.

В ответ по его лагерям в Судане был нанесен удар с воздуха, и бен Ладен поторопился перебраться в Афганистан, где и находился на момент совершения терактов.

Дальнейшие события тоже известны: военная операция НАТО в Афганистане, для обоснования которой Альянс впервые в своей истории задействовал статью 5 Вашингтонского договора о коллективной обороне, падение режима талибов, долгая охота за бен Ладеном, которая завершилась его «ликвидацией» в пакистанском городе Абботабад в мае 2011 года.

Однако теперь теракты 11 сентября вновь могут стать темой большой политики. Федеральный судья американского штата Нью-Йорк Джордж Дэниэлс удовлетворил иск родственников и близких жертв терактов 11 сентября 2001 года и обязал правительство Ирана выплатить миллиарды долларов гражданам США.

Судья пришел к выводу, что официальный Тегеран, Корпус стражей Исламской революции (КСИР) и иранский Центробанк несут ответственность за гибель людей в Нью-Йорке, передает ABC.

Дэниэлс сослался на принятое еще в декабре 2011 года решение федерального суда Нью-Йорка, установившего тот факт, что именно Иран оказывал материальную помощь террористической группировке «Аль-Каида», взявшей на себя ответственность за теракты 11 сентября.

В итоге судья назначил компенсации супругам погибших в размере 12,5 млн долларов, родителям погибших — 8,5 млн долларов, братьям и сестрам жертв терактов — 4,25 млн долларов.

По мнению американских же СМИ, решение нью-йоркского суда «носит символичный характер, так как Иран никогда не отвечал на подобные иски и вряд ли заплатит родственникам жертв», — отмечают американские журналисты.

Однако нет сомнений: суд в США может дать толчок к нешуточной политической интриге, которой вполне по силам не на шутку «перекроить» политический баланс всего региона, включая Южный Кавказ. А в центре внимания политиков могут вновь оказаться события, происходившие в Баку — притом что сам Азербайджан имел к ним весьма опосредованное отношение.

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Суды в США независимые. В том числе и от структур исполнительной власти. А вот эти самые структуры исполнительной власти до недавнего времени наличие «иранского следа» в трагедии 11 сентября как бы не подтверждали. Однако эксперты напоминают: «утечки», свидетельствовавшие о причастности ИРИ к трагедии, просачивались в СМИ по крайней мере с середины «нулевых».

Напомним: как рассказывала наша газета, в 2004 году в СМИ цитировали показания иранского перебежчика Хамида Резы Закери. Он еще в июле 2001 года покинул Иран и беседовал с американскими дипломатами — в посольстве США в Азербайджане. О чем именно, в прессу тогда не сообщали по вполне понятным причинам.

Но затем уже в интервью Reuters Закери рассказал, что в январе 2001 года в Иран прибыла делегация из трех десятков представителей «альгаэдовской» элиты во главе с Айманом аз-Завахири, на тот момент вторым после бен Ладена человеком в организации (именно он возглавил «Аль-Каиду» после смерти бен Ладена). Переговоры продлились четыре дня. Причем с иранской стороны участие в них принимал представитель духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи.

К тому же это не было первым знакомством — в лагерях проиранской группировки «Хезболлах» аз-Завахири, по словам Хамида Резы Закери, неоднократно появлялся, по крайней мере начиная с 1996 года. Через четыре месяца, в мае 2001 года, продолжил Закери, ему было поручено сопровождать VIP-делегацию, которая прибыла на военную базу к востоку от Тегерана.

«Особо важным гостем», по его словам, был… Саад бен Ладен, сын Усамы бен Ладена, который встречался с Али Хаменеи, бывшим президентом Ирана Хашеми Рафсанджани и тремя другими представителями иранской верхушки.

По словам Закери, он сам в переговорах не участвовал. «Но я знал в общих чертах, — заявил он журналистам, — что это была операция против США и Израиля, намеченная на 10 сентября».

Наконец, известно и другое. Бен Ладен, по словам осведомленных источников, был неплохо знаком с Имадом Мугние, основателем все той же проиранской «Хезболлах».

«Он изобрел террористические акты, совершаемые камикадзе, усовершенствовал механизм угонов самолетов и уничтожил более 250 американцев. В ЦРУ даже не знают, как выглядит лидер «Хезболлах». Но он не менее опасен, чем бен Ладен», — писала о Мугние, имевшем в мире террора несимпатичную кличку «Гиена», итальянская «Панорама».

Именно Мугние организовал взрывы американских казарм и посольства в Бейруте, и именно он организовал угон самолета «Эйр Индиа» накануне рождества 1999 года, когда впервые в «мировой практике» угонщики сами пилотировали «Боинг», хотя учились этому только на авиасимуляторах.

Уже в 1985 году террориста «засекли» в самолете, направлявшемся в Эр-Рияд, но, по непонятной причине, саудийские власти не стали его задерживать, и вообще проигнорировали американский сигнал — при том, что отношения с Ираном у Саудовской Аравии весьма натянутые.

Нетрудно догадаться, что в Эр-Рияде у лидера «Хезболлах» были весьма влиятельные покровители, и версия, что в этой роли мог выступить влиятельный и могущественный клан бен Ладенов — это больше чем «допуск».

Можно вспомнить и самый громкий антиправительственный мятеж в странах Залива — восстание Джухеймана в Мекке в ноябре 1979 года. Оружие для восставших тогда провезли на грузовиках, принадлежавших концерну бен Ладенов, а выступали восставшие за создание в Хиджазе исламской республики по примеру Ирана.

Тегеран имел прямое отношение, по мнению ряда экспертов, и ко взрыву начиненного взрывчаткой микроавтобуса в подземном гараже Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в феврале 1993 года.

Первоначально, напомним, все эти «ниточки» и «следы» остались на втором, если не на десятом плане. Однако теперь, на фоне стремительного ужесточения позиции США по Ирану, вердикт нью-йоркского суда может возыметь серьезный политический эффект.

Диктовать судам свою волю исполнительной власти не полагается, а вот руководствоваться решениями судов — всегда пожалуйста. Даже похвально. И вот тут уже могут иметь место практически любые сценарии, вплоть до военных. Не случайно, что вердикт суда заставил занервничать многих в Москве. Как заявил российскому «державному» телеканалу «Царьград» политолог, американист, зампредседателя «Изборского клуба» Александр Нагорный, «дело в возгонке военной напряженности», которую инициировали США.

«Это является аспектом многогранной политики возгонки напряженности и создание предвоенной обстановки перед ударом по Ирану, потом — по российским базам в Сирии, а вылиться это должно в масштабные военные действия на Украине, — уверен политолог, по словам которого, эта самая «возгонка напряженности через Иран имеет конечной целью смену политического режима в России».

Наконец, есть еще одна сторона вопроса. У группировки «Хезболлах», напоминают аналитики, давние и отлаженные связи с армянскими «коллегами» по террору. Духовный лидер этой группировки шейх Хасан Насралла известен под характерной кличкой «Моджахед из армянского квартала».

Плюс ко всему именно «Хезболлах» в мае 2001 года провела «генеральную репетицию» терактов 11 сентября, посадив террориста-«смертника» за штурвал начиненной взрывчаткой «Сессны». Авиетка, взлетев с ливанской территории ровно в первую годовщину вывода израильских войск из Ливана, направилась к израильско-ливанской границе.

Самолет был сбит израильскими силами ПВО, после чего в пресс-релизе «Хезболлах» было названо имя пилота: Степан Николян, ливанский армянин, проходивший подготовку на греческом Кипре.

Станут ли США расследовать еще и армянский след — вопрос открытый, однако нет сомнений, что вердикт суда в Нью-Йорке заставляет нервничать не только Москву и Тегеран.