Дж.АЛЕКПЕРОВА
Интервью Echo.az c кандидатом астрофизических наук Улькер Керимовой
ИНТЕРВЬЮ
— Расскажите, как вы пришли в астрофизику?
— Я училась в Тэджон (Южная Корея) в Национальном университете Чунгнам. Там же я получила степень кандидата наук по астрофизике. Затем устроилась на работу в Космический центр и обсерваторию в городе Йечхон, который расположен в западной части Кореи. Но потом я решила вернуться на родину, чтобы поделиться своими знаниями и опытом в Азербайджане.
— И как сложилась ваша карьера на родине?
— В течение 18 месяцев на родине я просто старалась найти соответствующую работу по специальности. Обращалась в Бакинский государственный университет (БГУ), многие другие учебные заведения с надеждой продолжить свою карьеру в Азербайджане. К сожалению, везде я получала лишь обещания, что мне перезвонят и предложат сотрудничать, но никакой обратной связи не было. Хотя мне обещали, что меня возьмут в качестве педагога и помогут продолжить мою научную практическую деятельность. Я посылала свое резюме в надежде на то, что хотя бы кто-то откликнется, но, как оказалось, астрофизики не интересны в Азербайджане. Хотя я считаю, что страна, которая стремительно развивается, просто обязана первым делом сформировать концепцию современного естествознания.
— На ваш взгляд, почему такой подход сформировался внутри страны?
— Дело в том, что многие даже не знают, что такое астрофизика, это не астрология, как многие полагают.
— Расскажите, чем занимаются ученые в этой сфере?
— Мне не раз приходилось объяснять людям разницу между астрологией, астрономией и астрофизикой. Знаете, какой ответ я получала после своих объяснений? «И чего же ты добилась? Училась за границей, получила степень, и чем же ты лучше тех, кто продает картошку на базаре? Они хоть деньги зарабатывают», — говорили мне. К сожалению, в Азербайджане деньги имеют наивысший приоритет, нежели знания или наука. В других странах, например, Азии или же Европы, профессора и научные сотрудники имеют особое уважение в обществе. У них есть звание профессора — самая наивысшая награда в жизни.
Это особо четко заметно на Дальнем Востоке, в Корее или Японии. Там профессорам или же тем, кто даже на один уровень выше тебя в науке, поклоняются, уважают и почитают. Так же очень болезненно говорить на тему размера зарплат в странах Азии, Европы и в Азербайджане. Знаете, в Южной Корее профессор, имеющий свою лабораторию и студентов, получает оклад, который дает возможность оплатить образование студентов, он имеет дополнительные средства для проведения научных исследований и, естественно, деньги для удовлетворения собственных нужд. Минимальная зарплата профессора составляет 6000 долларов в месяц, плюс страховка и другие льготы. А какая минимальная зарплата кандидата наук в Азербайджане? Я не буду называть эти цифры…
— Поэтому вы опять уехали работать за рубеж?
— Сейчас я работаю в Институте космической астрофизики и планетологии в Риме (Италия). Здесь я задействована в международном космическом проекте по исследованию Меркурия «Бэпи Коломбо». Это проект Европейского космического агентства (ЕКА). Это глобальный проект, в котором также задействовано японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). Я мечтаю увидеть этот прогресс, хотя бы его долю, у себя на родине.
— Как вы считаете, что для этого следует сделать?
— Мы должны хотя бы включить астрономию в программу среднего образования, как это делалось в СССР. Наши дети стали какими-то не развитыми в этой сфере. Некоторые даже не знают, какие планеты вращаются вокруг Солнца, вращаются ли они, что такое Солнце, например, с научной точки зрения. Некоторые даже представляют нашу планету геометрической плоскостью.
В школах, институтах и других учебных заведениях должны быть созданы научные кружки для особо талантливых студентов, где они смогли бы реализовывать свой научный потенциал. Например, такой престижный, по сути, университет, как БГУ, не имеет такой возможности. Там даже факультета астрофизики нет. А на факультете физики представлена устаревшая аппаратура. Нет никаких особых лабораторий для проведения экспериментов.
— А как вы оцениваете потенциал нашей молодежи?
— Он, безусловно, есть. Надо заинтересовать азербайджанских молодых ученых, которые пробиваются вперед без помощи, так как самостоятельные люди обычно бывают талантливее и грамотнее тех, кто учится за чей-то счет. Надо создать все условия для нашей молодежи, чтобы она внесла свой вклад в развитие страны. И дело не только в финансовых вкладах. Все мы хотим быть полезными, но при этом чувствовать, что нас ценят. Наука — это дело не личное, это дело всего человечества. Надо научиться пользоваться ею во благо. Я очень надеюсь, что в один прекрасный день моя страна сможет оправдать мои надежды и надежды всех сограждан, проживающих за границей, не имея возможности развиваться на родине.
— Скажите, кроме вышеуказанного проекта, чем вы еще занимаетесь в научной сфере?
— Моя область — экзосферное моделирование. Я могу вкратце вам объяснить важность выбранной мною темы. Верхней атмосферой называют внешнюю часть газовой оболочки Земли, простирающуюся от высот ~50-60 км до расстояний в несколько десятков земных радиусов (RE=6371 км). Знания о ее состоянии, умение прогнозировать его изменения необходимы человечеству в такой же степени, как прогноз погоды и климата, определяемые состоянием нижней атмосферы.
От условий, складывающихся в верхней атмосфере, зависит очень многое в нашей жизни, в частности, работа всевозможных систем радиосвязи, надежность линий электропередач и… даже здоровье человека. Верхнюю атмосферу условно подразделяют на ряд перекрывающихся «сфер» с нерезкими границами: мезосфера (~50 -90 км), термосфера (~90 — 1000 км), экзосфера (>~2000 км), ионосфера (~70-1000 км), плазмосфера (~1,2 — 4RE), магнитосфера (~4 — 100RE), причем, три первые сферы связывают с нейтральными частицами, а три последующие с заряженными — ионами и электронами, образовавшимися в результате ионизации атомов и молекул солнечным излучением и/или частицами высоких энергий.
Изучая экзосферу, нам приходится иногда делать моделирование, чтобы определить риск солнечной активности или других факторов. Это дает возможность полностью понять работу атмосферных слоев различных планет. Соответственно, нам приходится работать с математическим моделированием этих слоев и анализировать результаты.
— Какие угрозы сегодня стоят перед человечеством?
— Риски могут быть самыми разными. Например, астероиды, которые пролетают мимо Земли, порой имеют очень большую вероятность столкновения. И это довольно опасно, ведь многое зависит от диаметра небесного тела. И если он большой, то вся планета может быть уничтожена после столкновения. Высокая солнечная активность и выброс большого количества солнечной плазмы в космос в направлении земли также может способствовать конкретному сжиганию всего того, что стоит на пути. Включая все живое на Земле.
Другая проблема связана с жизнью звезд. Да, я знаю, это может звучать смешно, но у Солнца, например, тоже есть возраст, и к концу своего существования оно увеличивается в размерах и начинает поглощать и сжигать все вокруг. А обычный возраст для звезды — это десять миллиардов лет. Для наших звезд мы определили приблизительный возраст, он составляет около пяти миллиардов лет. Но это, конечно, просто гипотеза. Процесс расширения может начаться в любой момент, даже сегодня.
Дело в том, что некоторые звезды по непонятным пока причинам могут остановить свою жизнедеятельность на половине цикла. Цикл определяется по диаграмме Герцшпрунга-Рассела, которая показывает зависимость между абсолютной звездной величиной, светимостью, спектральным классом и температурой поверхности звезды и другим расчетам. Еще одной угрозой человечеству являются кометы. Кометы, которые не менее опасны, чем астероиды.
По нашим наблюдениям, с помощью солнечной и гелиосферной обсерватории можно сказать, что очень много околосолнечных комет ежедневно сталкиваются с Солнцем. Такое столкновение может произойти и с нашей планетой, если комета сменит траекторию или направление в траектории, которая будет угрожать Земле. Есть еще и гамма-всплески.
Ежедневно во Вселенной несколько раз появляются яркие вспышки. Этот сгусток энергии называется гамма-излучением. По мощности он в сотни раз мощнее всего ядерного оружия на Земле. Если вспышка произойдет достаточно близко к нашей планете (на расстоянии 100 световых лет) — гибель будет неизбежна: мощный поток радиации просто-напросто сожжет верхние слои атмосферы, исчезнет озоновый слой и все живое сгорит. Ученые предполагают, что вспышки гамма-излучения происходят вследствие взрыва крупной звезды, которая как минимум в 10 раз крупнее нашего Солнца.