НУРАНИ
Война за ресурсы и торговые пути — вечная тема мировой политики. В прошлые века воевали за плодородные земли и источники воды, за месторождения соли и, конечно же, золота. З
атем, после промышленного переворота, настал черед руды и каменного угля. С начала ХХ века уже не только в кабинетах промышленников, но и в военных штабах было произнесено магическое слово «нефть».
К началу XXI века счет «нефтяных войн» перевалил за все мыслимые и немыслимые представления. Контроль над нефтяными полями Баку был главным «призом» во время мартовской резни 1918 года. Именно ради нефти на Южный Кавказ рвались и корпус британского генерала Данстервилля, и российская XI Красная Армия.
Ради нефти рвался на Кавказ Гитлер. «Нефтяной подтекст» очевиден в конфликте на Ближнем Востоке, его не без оснований усматривали в боевых действиях в Индокитае, в ходе ирано-иракской войны, во время захвата Кувейта Ираком, в мятеже в нигерийской провинции Биафра… Но если посчитать региональные конфликты с нефтяным подтекстом в принципе можно, то вот о «тайных операциях», призванных обеспечить все тот же контроль над нефтью, по понятным причинам известно куда меньше.
Между тем на днях в прессу, судя по всему, просочились подробности одной из них. Российские спецслужбы, по всей видимости, пытались отравить главу нефтяной компании ВР Роберта Дадли.
Как уверены многие эксперты, речь шла о борьбе за контроль над компанией ТНК-ВР, созданной в 2003 году на паритетных началах британской BP и российской «Тюменской нефтяной компанией». После нескольких лет успешной работы, в 2013 году, ТНК-ВР была приобретена российской «Роснефтью».
И вот теперь, как рассказывает Илья Заславский, проработавший четыре года в компании ТНК-ВР, выясняются пугающие подробности. По его словам, глава британского нефтяного гиганта Роберт Дадли был вынужден бежать из Москвы, когда анализы крови показали, что его медленно отравляют, сообщает The Telegraph.
Как продолжает газета, слухи об отравлении начали ходить в 2014 году — спустя примерно шесть лет после того, как Дадли покинул Россию. Илья Заславский, четыре с половиной года проработавший в ТНК-ВР, считает, что только ФСБ знала, как применить яд достаточно медленно, чтобы навредить Дадли, но не убить его.
«Вся идея заключалась в том, чтобы вытеснить Роба Дадли и порядка 150 западных менеджеров», — поведал изданию Заславский, который сегодня является главой отдела исследований в фонде «Свободная Россия» в Вашингтоне и научным сотрудником Chatham House в Лондоне. Он продолжил: «Западных сотрудников преследовали на многих уровнях. За людьми следили, врывались в их квартиры. Одного предупредили, что возвращаться в Россию небезопасно».
Как продолжил Заславский, «в случае с Дадли и несколькими топ-менеджерами начали также открывать различные судебные дела против них лично, а не просто против BP. Для Дадли это был первый намек, что он должен уйти. Но он не ушел, он был упрям. Он думал, что может управлять компанией, потому что закон на его стороне, поэтому держался в Москве до конца. Так продолжалось несколько месяцев, и, наконец, ему решили дать сигнал получше, отравив его еду. Понятно, что мы никогда бы не смогли доказать, кто именно его отравил».
Как рассказывал Заславскому его бывший коллега, который был близким советником Дадли, «отравление произошло летом 2008 года. Они считают, что яд подмешали Дадли в еду, может быть, это был кто-то из офиса. В Британии сделали расширенные анализы крови, и подтвердилось, что отравление произошло в России. В его крови были признаки отравления».
Как рассказывает Заславский, «ВР хотела провести анализы потому, что Дадли плохо себя чувствовал. Симптомы мне не известны, но я знаю, что их было достаточно, чтобы Дадли сильно забеспокоился. Это было не обычное пищевое отравление. Оно было неоднократным, это происходило неделями. Поначалу он не мог понять, что с ним. После постановки диагноза Дадли тайно и быстро выехал из России. Он покинул Москву через черный ход. Он уехал рано утром, внезапно. Он не стал возвращаться в лондонский офис ВР, а отправился в секретное место в Европе», — сообщил собеседник The Telegraph.
Как уверен Заславский, британское правительство должно было дать Кремлю отпор, а неспособность это сделать содействовала тому, что Москва атаковала полковника Скрипаля.
В ВР отказались давать комментарии и отвечать на вопрос, подвергся ли Дадли отравлению, говорится в статье. Тем более, добавим от себя, молчат в Москве.
На первый взгляд, версия, что Дадли не простили именно упорства в вопросе судьбы ТНК-ВР, выглядит вполне убедительно.
Тем более что именно в мае 2008 года выплыл на публику острый конфликт между российскими акционерами компании (российский консорциум Alfa Access Renova (AAR): «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга), которые настаивали на увольнении Дадли и снижении числа британских менеджеров в компании, с одной стороны, и их британскими партнерами, с другой, что, в конце концов, и закончилось увольнением Дадли и его отъездом из РФ. К тому же Дадли имел неосторожность подать иск в Высокий суд Лондона.
Однако тем же летом 2008 года произошло еще кое-что. 5 августа 2008 года на территории Турции был взорван трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, главная экспортная «нитка» для азербайджанской нефти.
По последним данным, произошла утечка более чем 30 тысяч баррелей нефти, и это стоило все той же BP и ее партнерам 5 млн долларов в день из-за простоя нефтепровода. Азербайджан свои потери оценил в миллиард долларов.
Первоначально ответственность за взрыв взяла на себя террористическая группировка РКК. Однако уже очень скоро прозвучало и заявление тогдашнего министра энергетики Турции Хильми Гюлера, по словам которого, следов диверсии не обнаружено, и взрыв, по всей видимости, стал следствием технических неполадок.
Впрочем, очень скоро большинству наблюдателей стало просто не до этого — 8 августа 2008 года Россия начала неприкрытую агрессию против Грузии. Маршем на «мирно спящий Цхинвали», откуда загодя вывезли гражданское население, РФ не ограничилась — войска двинулись дальше, захватили Зугдиди и Поти.
Российские бомбардировщики бомбили один из участков трубопровода, но нанести ему большого ущерба не смогли. Наступление российской армии остановилось в 10 километрах от Баку-Тбилиси-Джейхан. Тем не менее небезызвестный «идеолог евразийства» Александр Дугин уже заявил в одном из интервью, что трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан «умер».
При определенной политической наивности вопросы, совпадения ли это, еще можно было списать на «увлечение теориями заговоров» или что-то в этом роде. Однако в декабре 2014 года Bloomberg раскрыло сенсационные подробности. Как рассказало Агентство в статье под названием «Таинственный взрыв на трубопроводе в Турции открыл новую эру кибервойн», взрыв нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на турецком участке, произошедший в августе 2008 года, был осуществлен с помощью компьютерного вируса, и за этой террористической атакой могла стоять российская сторона.
Во всяком случае, данные, полученные от источников в американской разведке, указывают на то, что курдские сепаратисты не имеют отношения к этому террористическому акту, хотя именно эта версия была названа в качестве основной, а сами курдские сепаратисты поспешили взять на себя ответственность за происшествие.
«Данный взрыв переписал историю кибервойн», — заявил агентству Bloomberg профессор по вопросам национальной безопасности военно-морского колледжа в Ньюпорте Дереж Реверон. А, по словам не назвавшего себя сотрудника американских спецслужб, именно Россия стояла за этой кибердиверсией.
Прежде всего, на след киберпреступления указывает то обстоятельство, что трубопровод был оснащен датчиками и камерами, чтобы контролировать каждый метр из 1099 километров от Каспийского до Средиземного морей. Однако взрыв, который вывел его из строя, не вызвал ни одного сигнала бедствия.
Кроме того, как стало известно Bloomberg от сотрудников американских спецслужб, 60 часов видеонаблюдения были стерты хакерами. Однако камеры засняли за день до взрыва вблизи нефтепровода двух лиц с портативными компьютерами. Причем эти мужчины носили черную униформу военного образца без знаков различия, похожую на одежду, которую носит спецназ.
И вот на этом фоне попытка «устранить» Роберта Дадли вряд ли может объясняться исключительно конфликтом с российскими акционерами ТНК-ВР. Тем более что в РФ с самого начала не скрывали своего резко негативного отношения к трубопроводу, проходящему в обход России. И уж точно не стоит забывать, как настойчиво российские СМИ в 2015 году убеждали публику, будто бы через Джейханский терминал транспортируется мифическая «нефть ИГИЛ».
Да, конечно, у РФ предостаточно своей нефти, но самостоятельная игра Азербайджана уже не позволяла использовать ее поставки в качестве средства политического давления.
И если о том, что за попыткой отравить Дадли стоят российские спецслужбы, заговорили в том же 2014 году, когда агентство Bloomberg опубликовало свой сенсационный материал о кибератаке на Баку-Тбилиси-Джейхан, это тем более не похоже на «случайное совпадение и не более того». Так что, в российской «токсичной диверсии» против ВР явно прослеживается антиазербайджанский след.