А.ШАКУР
Государства в современном мире делят и группируют по самым разным признакам.
В мире есть государства унитарные и федеративные, есть монархии и республики, есть страны светские и те, где религия не отделена от государства, есть, наконец, государства, где большинство населения исповедует ислам, христианство, буддизм или индуизм.
Но есть еще один, куда более важный признак. Страны делятся на те, что соблюдают свои международные обязательства, и те, договоренности с которыми не стоят даже бумаги и чернил, которые пошли на оформление серьезных вроде бы соглашений.
Другое дело, что уходить от выполнения «невыгодных» соглашений можно по-разному. Россия, например, взяла и объявила Крым своим «субъектом федерации», а еще раньше признала независимость Абхазии и Южной Осетии, и тот факт, что она ранее признала в «постсоветских» границах и Украину, и Грузию, ее не остановил.
А вот в Иране, судя по всему, решили, что они самые умные и с успехом перехитрят весь мир.
Напомним: в 2015 году США, Россия, Британия, Франция, Германия и Китай заключили с Ираном сделку, подразумевавшую постепенное снятие санкций с Тегерана в обмен на отказ от ядерной программы. Иран также должен был допустить инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты. Это соглашение считалось едва ли не самой важной дипломатической победой тогдашнего президента США Барака Обамы.
Справедливости ради, многие, и прежде всего премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, уже тогда выражали изрядный скептицизм по поводу ядерной сделки. Санкции, полагали они, только начали работать, и ослаблять их до решения и других проблем, включая ракетную программу, поддержку террора и торпедирование мирного процесса на Ближнем Востоке, как минимум поспешно.
Плюс ко всему многие эксперты предупреждали: с Ираном в ходе многолетнего ядерного кризиса и прежде удавалось достигнуть некоторых договоренностей.
Но очень быстро выяснялось: на словах представители ИРИ выражают готовность к поиску решения и даже подписывают документы, но на деле «топят» договоренности в бесчисленных «уточнениях», «согласованиях» и «технических вопросах».
Однако после соглашений 2015 года этого как бы не произошло. Мир вздохнул с облегчением. И, как оказалось, напрасно.
Тегеран тайно продолжает работу над ядерным оружием, скрывая данные от мирового сообщества — такое сенсационное заявление сделал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. В доказательство этого он продемонстрировал часть тайного «ядерного архива» Ирана — документы, добытые израильской разведкой, передает РБК со ссылкой на Haaretz.
О данных, добытых разведкой, Нетаньяху рассказал во время пресс- конференции, показанной по телевидению. Премьер-министр Израиля напомнил, что иранские власти неоднократно заявляли о прекращении ядерной программы после заключения ядерной сделки. Но теперь Нетаньяху заявил: «Иран лжет».
В подтверждение своих слов он продемонстрировал презентацию, подготовленную на основе разведданных. Согласно информации властей Израиля, после заключения ядерной сделки иранцы переместили все наработанные ими документы и файлы в секретный комплекс в районе Шорабад в Тегеране, укрыв их от международных инспекторов.
Нетаньяху продемонстрировал спутниковые снимки этого комплекса. В здании шорабадского комплекса Иран хранит «ядерный архив» — массив сведений, на основе которого продолжаются ядерные исследования.
«Несколько недель назад, в результате наисложнейшей разведывательной операции, Израиль добыл материалы из этого комплекса», — сообщил Нетаньяху. Вслед за этим премьер- министр подошел к шкафу, укрытому до этого плотной завесой, сорвал ее и продемонстрировал зрителям шкаф, заполненный папками с документами.
По словам Нетаньяху, всего разведке удалось добыть 55 тыс. страниц секретных документов и 183 компакт- диска с секретной информацией. Эти данные были доставлены в Израиль и скопированы. Вся эта информация, пообещал Нетаньяху, будет предоставлена ООН и МАГАТЭ.
По словам израильского премьер-министра, теперь Израиль обладает доказательствами того, что Иран втайне продолжал проект «Амад» — работу над ядерным оружием. Целью Тегерана было создание, по меньшей мере, пяти ядерных боеголовок мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Эти боеголовки Тегеран намерен разместить на баллистических ракетах и протестировать.
Заявление премьер-министра Израиля прозвучало в самый неподходящий для Ирана момент. Как напоминают многие эксперты, свое негативное отношение к ядерной сделке с Тегераном высказывал и Дональд Трамп.
И теперь эксперты не исключают, что в Белом доме могут объявить о выходе из сделки. Во всяком случае, как еще 27 апреля сообщил телеканал CNN, новый госсекретарь США Майк Помпео, выступая на встрече министров иностранных дел стран НАТО, заявил, что президент Трамп «скорее всего» может принять решение о выходе страны из иранской «ядерной сделки», если в условия соглашения не внесут существенные изменения.
Помпео отметил, что решение по поводу Ирана еще не принято, команда президента над этим работает. Госсекретарь выразил уверенность в том, что «нам предстоит множество разговоров, чтобы донести (до других участников соглашения) то, о чем говорит президент (Трамп)». «Без существенных изменений, без преодоления существующих недочетов, недостатков, которые присутствуют в этой сделке, он (Трамп) вряд ли останется участником соглашения в мае», — заявил Помпео.
Как напоминает RTVi, Трамп установил для европейских союзников срок до 12 мая. В течение этого времени они должны разработать дополнительное соглашение по «ядерной сделке» с Ираном и внести туда изменения, на которых настаивает Дональд Трамп.
В противном случае, предупреждает американский президент, Соединенные Штаты выйдут из этого соглашения. По мнению Трампа, у соглашения, которое подписали в 2015 году, есть три главные проблемы: некоторые положения сделки уже недействительны, инспекторы не имеют права на осмотр отдельных военных объектов; кроме того, в соглашении не учитывается то, что Иран развивает свою ракетную программу и поддерживает террористические организации.
В Иране по вполне понятной причине занервничали. Как говорится в заявлении замглавы МИД Ирана Аббаса Аракчи, обвинения Израиля являются «детскими и нелепыми». «То, что было показано Нетаньяху, было детской и нелепой игрой… Запланированное шоу перед 12 мая — крайним сроком, когда Трамп должен принять решение по ядерной сделке с Ираном», — приводит слова иранского замминистра Reuters.
В Вашингтоне пока что не объявили своего окончательного решения. Однако уже спустя несколько часов после окончания пресс-конференции Нетаньяху президент США Дональд Трамп назвал неприемлемой ситуацию вокруг ядерной программы Ирана.
По словам главы Белого дома, данные, представленные Израилем, доказывают, что его беспокойство по поводу соглашения с Ираном не было безосновательными.
Как сообщает CNN, это заявление было сделано во время совместной пресс- конференции Дональда Трампа с нигерийским лидером Мухаммаду Бухари в Белом доме. «Через семь лет срок соглашения истечет, и Иран сможет двигаться дальше и заполучить ядерное оружие. Это неприемлемо. Семь лет — это уже завтра. Мы не может этого допустить. В любом случае, то, что сделал Израиль сегодня на пресс- конференции, это было правильным шагом», — сказал Трамп.
Известно и другое. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным — уже после того, как обнародовал разведданные о секретной военно- ядерной программе Ирана. Как сообщает пресс-служба правительства Израиля, «оба лидера также обсудили ситуацию в Сирии и договорились встретиться как можно скорее.
Упоминание о Сирии в разговоре с Путиным как минимум не случайно. Израиль, напомним, регулярно наносит удары по иранским объектам на территории этой страны.
При этом Иран, так же как и РФ, поддерживает в Сирии Башара Асада. Еще в конце минувшей недели постоянный представитель Израиля в ООН Дэнни Данон продемонстрировал коллегам из других стран спутниковые снимки предполагаемой иранской военной базы в окрестностях столичного Дамаска.
По словам израильского дипломата, на территории Сирии Иран собрал свыше 80 тысяч экстремистов со всего Ближнего Востока, которые являются членами так называемой «шиитской самообороны», контролируемой иранской стороной. Выступая перед Советом Безопасности ООН, Данон подчеркнул, что «база служит центром вербовки Ирана в Сирии». На обнародованных снимках можно отчетливо увидеть сооружения, напоминающие военные.
А министр обороны Авигдор Либерман, выступая на конференции газеты «The Jerusalem Post» в Нью-Йорке, в очередной раз заявил, что Иран является основным дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке. «У нас есть три проблемы: Иран, Иран и еще раз Иран. Иран пытается подорвать стабильность во всем регионе, а не только в Израиле. Смотрите, что происходит в Йемене, Ливане, Ираке и Сирии. Иран поддерживает своих сателлитов — «Хизбаллу», «Исламский джихад» и ХАМАС. Эти группировки не продержались бы и недели без иранской помощи. Более 85% бюджета «Хизбаллы» поступает из Ирана», — подчеркнул министр.
По словам главы оборонного ведомства, Иран пытается превратить Сирию в форпост против еврейского государства, однако Израиль сделает все возможное для того, чтобы не допустить этого. «Израиль сохранит полную свободу оперативных действий на всей территории Сирии. Мы не собираемся вступать в конфронтацию с Россией. Мы не собираемся вмешиваться во внутренние дела Сирии. Однако если кто-то думает, что ракеты, находящиеся в Сирии, будут использоваться против израильских городов или против наших самолетов, пусть не сомневается: мы будем действовать и действовать жестко», — пояснил он.
Уже 30 апреля в СМИ появились сведения о новом ракетном ударе по целям в Сирии. Кто его нанес, не уточняется, но СМИ Израиля единодушны: удар нанесла израильская армия.
Десятый канал израильского ТВ сообщает, что «если атака действительно была совершена Израилем, речь идет о крупнейшей операции Израиля в Сирии».
По мнению журналистов канала, «огненные шары и облака дыма над Алеппо и Хамой не оставляют сомнений — речь идет об атаке, которую могла совершить только регулярная армия», а «первоначальные сообщения об атаке мятежников не соответствуют огневой мощи и способностям координации оппозиции».
А это уже ставит в весьма неудобное положение Россию. Поддерживать Асада в Сирии и прикрывать Иран на международной арене становится слишком рискованным — в этом случае будет очень непросто сохранить отношения с Израилем.
Но и сдать своих партнеров РФ тоже не с руки. Какое решение примут в Кремле, остается только догадываться. Однако нет сомнений, что РФ в одиночку будет очень трудно сохранить «ядерную сделку» с ИРИ.