Точка зрения

Поздравительное письмо или месседж?

asif-usubaliyev-tochka-zrenia2Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Политическая жизнь современного мира буквально переполнена яркими и знаковыми событиями. Сегодня мы являемся невольными свидетелями обостренной международной геополитической активности.

Современный этап международной истории переживает «сейсмический период».

Можно перечислить целый ряд знаковых явлений: Сирия с потенциалом стать очагом нового мирового конфликта; сближение Северной и Южной Корей; Западная Европа и ее заигрывание со Штатами; борьба за европейское первенство между Германией и Францией; нереализованные амбиции Великобритании; ярко выраженные «исламофобские» тенденции; заказной международный терроризм; незавершенный (замороженный) конфликт в Украине; примитивная инсценировка передела власти в Армении; активные попытки России восстановления своей международной значимости и еще целый ряд иных процессов, которые толкают современный мир на «геополитическую перезагрузку».

Обратите внимание на характер этих политических явлений. Их содержание говорит о том, что они могли бы иметь место в любой исторический отрезок.

Как минимум потому, что эти конфликты не зависят от научно-технического прогресса, и они имеют свою немаленькую историю. Но, видимо, именно данный исторический отрезок был кем-то определен в качестве максимально благоприятного периода для развязки конфликтов, в случае эскалации которых мир будет стоять перед непоправимыми событиями.

Отчасти, именно в этом и заключается суть геополитической перезагрузки современной системы международных отношений.

Буквально несколько слов о «политико-революционном маскараде» в Армении. Надеюсь, у нас еще будет возможность поделиться своими впечатлениями по поводу всего того, что там происходит. Должен сразу предупредить, что благодаря Echo.az мы неоднократно имели возможность делиться собственным мнением применительно к данной политической тактике официального Еревана.

В чем заключается суть этой тактики? Как только «наши оппоненты» доходят до «патовой» ситуации, они пытаются сменить политическую обстановку. Суть подобной тактики заключается в попытках замораживания ситуации и ухода от прямых переговоров, которые предполагают односторонние уступки.

Если вспомнить историю нашего конфликта, то мы можем убедиться в правдоподобности данной гипотезы. Смена внутриполитической реальности предполагает обнулить счетчик переговоров. Заметьте, это может продолжаться до бесконечности.

Тем не менее вернемся непосредственно к названию данной «точки зрения», а именно к тексту поздравительного письма, которое было написано президентом Соединенных Штатов Америки Д.Трампом. Во-первых, сам этот факт уже говорит о международном признании результатов прошедших президентских выборов в Азербайджане.

Следовательно, вопрос о международной легитимности результатов автоматически снят, т.е. попытки внешней политической манипуляции предотвращены. Тем самым, основной «заказчик» тех или иных действий международных организаций дал сигнал своим подопечным.

В самом тексте поздравительного письма имеется достаточно «политических знаков», которые предопределяют не только характер будущих отношений между нашими странами, но и суть «американского геополитического партнерства».

Претензии США на мировое лидерство очевидны, более того они их даже и не пытаются скрывать, что также указывает на протекание активной стадии реализации какого-то геополитического сценария.

Выделим лишь несколько ключевых и выразительных цитат из вышеупомянутого письма: «Намерен работать с вами во многих сферах…», «с вами вместе мы можем добиться прогресса в победе над терроризмом, создании новых рабочих мест и улучшении энергетической безопасности Европы», «продвижение в борьбе с коррупцией и мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта…».

Очень короткие фразы, но в тоже время они имеют весьма глубокий политический контекст. Безусловно, что каждое письмо президента США заключает в себе конкретные политические месседжи, ведь этого требует международный статус глобального лидера.

Даже если месседжей не будет, международное сообщество обязательно их придумает. В этом отчасти и заключается политический парадокс регионального или мирового лидерства. Особенности данного парадокса должны учитываться и нашими политическими стратегами, ведь мы не скрываем свои претензии на статус регионального лидера.

Фраза: «Намерен работать с вами во многих сферах…» — во-первых, говорит о том, что данная территория имеет стратегическую значимость для Штатов, и они намерены сохранить свое дальнейшее присутствие в регионе.

Во-вторых, открытая демонстрация своих намерений указывает также на готовность «торговаться», т.е. они готовы к ответной услуге взамен на сохранение здесь своего присутствия. Их стратегическая цель заключается в том, чтобы остаться в регионе реальным противовесом России. Обратите внимание на тональность контекста. Это тон не диктующей стороны, а тон стороны «заманивающей» к дружбе.

Слова: «с вами вместе мы можем добиться прогресса в победе над терроризмом и улучшении энергетической безопасности Европы» — косвенно указывают на основные и традиционные американские инструменты усиления своего присутствия в регионе.

А выражение: «содействие продвижению в борьбе с коррупцией и мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта…» — скорее имеют ультимативный характер, нежели дружеский. Как минимум, потому, что они нацелены на «болевые точки».

«Борьба с коррупцией» — это уже банальная и избитая тема западных стратегов, которая применялась по отношению к странам постсоветского ареала, начиная с семидесятых годов прошедшего столетия. Эта «борьба» рушит систему, бьет по стабильности и к тому же углубляет почву для сохранения международного присутствия.

На коррупции, которую они обзывают лоббизмом, построена вся политическая система Штатов. А спекулятивное упоминание «нагорно-карабахского конфликта» в тех условиях, когда США вот уже более двадцати лет являются сопредседателем самого главного международного посреднического института и вовсе не лезет ни под один из существующих стандартов международной дипломатической этики.

Конечно, данная точка зрения имеет несколько резкое содержание, но согласитесь, что она имеет право на жизнь.