За рубежом

Армения: «игра в революцию» затягивается…

НУРАНИ

Насколько календарная дата определяет содержание главных политических новостей? Вопрос как минимум неоднозначный. 1 мая, по традиции, «палитру» определяет хроника демонстраций, где разрешенных, где — не очень, и нередко уличных беспорядков и столкновений с полицией.

Но на постсоветском пространстве в центре внимания были новости из Армении, где местный парламент проводил свое внеочередное заседание, где предстояло избрать нового премьер-министра.

Стартовало заседание в полдень, и многие информагентства вели его прямую трансляцию на своих сайтах. Причем если, к примеру, ереванская «дочка» российского «Спутника» транслировала на своем сайте только «картинку» из зала заседания парламента, то оппозиционный «Первый информационный» параллельно показывал и происходящее на площади Республики перед парламентом.

Еще утром 1 мая большинство экспертов были уверены, что избрание Никола Пашиняна премьер-министром Армении по сути дела предрешено. Недавний лидер уличных протестов оказался единственным кандидатом на пост главы правительства, то есть — фактического руководителя страны. Его формально выдвинула фракция «Елк», поддержать обещали депутаты от блока «Царукян» и дашнаки.

Сам Никол Пашинян уже чувствовал себя едва ли не состоявшимся премьером. Он даже сменил камуфляжную майку на белую рубашку и костюм, правда, без галстука.

По сообщению ТАСС, Пашинян написал в Facebook: «У меня был телефонный разговор с помощником госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом. Обсудили внутриполитическую ситуацию в Армении и пути ее урегулирования в рамках закона».

Всячески заверял, что Россия останется другом Армении и чт в Ереване не будут ставить вопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС. Пашинян пообещал сформировать «правительство согласия», причем заявил об этом на встрече с депутатами правящей Республиканской партии. «Мы должны сформировать правительство, исходя из завтрашнего голосования [выборы премьер-министра в парламенте]. Я очень хочу, чтобы завтра все фракции продемонстрировали единство для выхода из внутриполитического кризиса. Я не говорю, что уже решил, нет, я намерен сформировать правительство согласия», — отметил Пашинян.

Он также заверил, что в случае его премьерства «не намерен устраивать кадровые чистки». «Те профессионалы, которые работают в государственных структурах страны, продолжат свою деятельность», — отметил кандидат в премьеры.

Наконец, изложил и свою позицию по Карабаху. По версии Пашиняна, необходимо «заставить Азербайджан вернуться в конструктивное поле на переговорах по урегулированию карабахского конфликта». Оказывается, это у Азербайджана, а не у Армении, которая продолжает оккупацию чужих земель, неконструктивная и агрессивная позиция, и вообще, по версии Пашиняна, невозможно вести эффективные переговоры, когда из Баку постоянно звучат заявления о «взятии Еревана».

После чего хвастливо заявил: «Наша главная задача — последовательно усиливать армию, повышать ее боеспособность, боевой дух, обороноспособность. Таков путь по приведению Азербайджана в конструктивное русло». «Мы полностью поддерживаем «Арцах» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)», — добавил он.

Понятно, что этот спич Пашиняна не на шутку разочаровал тех экспертов, которые с пеной у рта доказывали: вот если победит демократия, то карабахский конфликт едва ли не рассосется сам собой.

Однако очень скоро стало ясно: Пашинян и его сторонники с заявлениями в стиле «вот уже 1 мая у Армении будет «народный премьер»» несколько поторопились.

Здесь нужно пояснение. В парламенте Армении 105 мест. Глава правительства избирается простым большинством — ему достаточно 53 голосов депутатов. Сегодня в парламенте Армении родной для Пашиняна блок «Елк» обладает девятью мандатами, у дашнаков их семь, блок «Царукян» располагает 31 депутатским креслом. А вот 58 мест контролирует уже Республиканская партия Армении.

Когда республиканцы не выдвинули своего кандидата, в лагере Пашиняна посчитали себя победителями. Но, как оказалось, напрасно, Уже к вечеру 1 мая настроения у его сторонников стали меняться. Республиканцы сначала дали понять: подождут программного заявления Пашиняна в парламенте, А затем началась «словесная атака».

Вопреки всем недоброжелателям, парламентское большинство является более чем от консолидированным, заявил депутат Республиканской партии Армении Арман Сагателян. «В условиях парламентской модели государственного управления правительство формируется парламентским большинством, его формирует сила, обладающая этим большинством. Парламент распускается, если он не в силах сформировать правительство», — заявил депутат.

Он подчеркнул, что политические силы голосуют в пользу кандидата от другой политической силы, если с ней сформировали политическую коалицию и наравне с ней взяли на себя политическую ответственность.

«Любое иное проявление — избегание ответственности, создание имитации фиктивного большинства. За кандидата от самой маленькой фракции парламента готовы проголосовать две политические силы, не имея с последней никакого коалиционного меморандума», — заявил он.

Арман Сагателян отметил, что залогом успеха в политике являются политическая программа и политическая команда: «Как офицер резерва командного состава ВС Армении я и мои товарищи-сослуживцы считаем, что претендовать на должность, предполагающую функцию верховного главнокомандующего, предполагает больше, чем военная, а вернее сказать, охотничья майка стоимостью 4 евро 99 центов и военные знания, полученные в рамках школьной дисциплины НВП».

«Вы себя представляете во время военного положения, окруженным несколькими десятками генералов с вашими школьными знаниями по начальной военной подготовке. Честно говоря, я — нет», — добавил Армен Сагателян.

Досталось Пашиняну и от Эдуарда Шармазанова: «Всего несколько месяцев назад вы и фракция «Елк» требовали от властей Армении выйти из ЕАЭС, сегодня же говорите, что изменились реалии. Извините, когда мы тоже говорили об изменении реалий, вы нас обвиняли во лжи. Считаю, по меньшей мере, несправедливо, — сказал Шармазанов. — По карабахской проблеме вы не представили какой-либо концепции. Как вы будете вести переговоры, какой будет цена ваших компромиссов, пойдете ли вы на взаимные уступки или нет, какой будет судьба 7 освобожденных районов? Заявляете, что увеличите военный бюджет. Это очень хорошо, но как? Я не получил ответа на данный вопрос».

И посетовал: «Я надеялся услышать концептуальное выступление кандидата в премьеры, а стал свидетелем непрограммного выступления, приятного слуху общества». после подвел итог: «Г-н Пашинян, как вчера, так и сегодня вы меня не убедили. Я не вижу вас в роли верховного главнокомандующего».

Депутат парламента Армении от правящей Республиканской партии Карен Бекарян вообще посоветовал Пашиняну взять самоотвод, заявив, что все посылы людей на улицах услышаны: «Сегодня мы стоим перед выбором — внешняя угроза или внутренняя нестабильность. Заверяю, что все посылы молодежи, людей на площади дошли до адресата. Отныне ни одна власть не сделает ни шагу, не подумав о той энергии, которая накопилась в обществе, — сказал К.Бекарян. — Есть ли выбор? Да, есть. Я призываю Н.Пашиняна взять самоотвод и через неделю показать всему миру нашу сплоченность и единение».

В стане Пашиняна занервничали, Это уже были явные признаки, что Республиканская партия придерживается своего плана: добиться роспуска парламента, объявить новые выборы, где уже пустить в дело все способы, от избирательных взяток до физического давления и прямых фальсификаций. Сержа Саргсяна на посту премьера уже не будет, но вот передела власти тоже не произойдет.

Пашинян предупредил своих сторонников: «Вчера вечером, согласно «висящим в воздухе» слухам, Серж Саргсян и Роберт Кочарян лично начали оказывать давление на депутатов всех фракций Национального собрания, всячески угрожая им и требуя не голосовать за кандидата от народа Армении. Представляете, известный тандем разработал план пресечения общенародной волны и возвращения к власти, основным инструментом которого по-прежнему остаются угрозы, физическое и психологическое давление и компроматы».

А депутат парламентской фракции блока «Царукян» Наира Зограбян прозрачно намекнула: со стороны РПА будет неразумным шагом провалить голосование. Этот шаг, по ее мнению, может привести к непредсказуемым и опасным последствиям. Люди, которые со всех трибун говорят о стабильности страны, избегании потрясений, не имеют права провалить голосование: «Я считаю, что в этой политической силе есть разумные люди, которые ни в коем случае не сделают шага против народа».

Но затем продолжила: внеочередные выборы являются императивом. «Этот парламент больше не представляет общественный интерес, и нет общественного доверия к той или иной силе, следовательно, внеочередные выборы обязательны. И уже с завтрашнего дня необходимо начать думать об изменении Избирательного кодекса».

А тогда уже становится понятно, что в Армении уже 1 мая закрутилась новая интрига, республиканцы явно не намерены отказываться от власти, блок «Царукян», почувствовав за спиной поддержку, претендует на свой «кусок пирога». Шансы, что все закончится без крови, есть. Но вот вряд ли стоит их переоценивать.