НУРАНИ
У исполнителей мугама в Азербайджане множество секретов мастерства. Тем более, что мугам, очень сложен для голоса, изобилует такими тонкостями, которые непосвященному трудно даже понять, не говоря о том, чтобы повторить. Один из них касается отрывков, где ханенде должен брать высокие ноты. И вот тут опытные певцы наставляют новичков: когда «забираешься вверх», помни, что потом надо «спускаться вниз».
Эта музыкальная мудрость — с известным, конечно, допуском — применима и к большой политике. Эксперты напоминают: «повышая тон» в перепалке с другим государством, даже с тем, с которым де-факто находишься в состоянии войны, надо оставлять себе пути к отступлению. Иначе потом придется отказываться от таких постулатов и установок, которые еще недавно были главным козырем и краеугольным камнем своей позиции.
И вот это правило лучше держать в голове, анализируя последние сенсационные новости с Корейского полуострова, где наконец-то прошли долгожданные переговоры лидеров двух Корей и забрезжила надежда на настоящий мир, а не зыбкое перемирие.
Тем не менее, сегодня участникам саммита есть что записать себе в актив. Формальный итог встречи — принятая сторонами совместная декларация как шаг к объединению по принципу «одна страна — две системы». Этот принцип, напомним, уже отработан в Китае с его «специальными экономическими зонами», и теперь его готовы взять на вооружение в Корее. «Север и Юг будут добиваться полного и всеобъемлющего улучшения и развития отношений и тем самым приближать будущее совместное процветание и воссоединение, — цитируют документ «Вести недели». — Юг и Север подтвердили общую цель: путем полной денуклеаризации добиваться избавления Корейского полуострова от ядерного оружия».
Журналисты с удовольствием рассказывали светские подробности встречи. По красной ковровой дорожке Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин прошли в сопровождении солдат, облаченных в военную форму времен единой Кореи (до японской колонизации в начале ХХ века). Место переговоров — Дом мира в южнокорейской зоне контроля. Ким Чен Ын делает запись в книге для гостей: «У начала новой истории мира и процветания».
Потом он пояснил в своем заявлении: «Когда народы Северной и Южной Кореи смогут свободно пройти по той же дороге, по которой я шел сегодня, когда демилитаризованная зона из символа разделения свободы станет символом мира, тогда Северная и Южная Корея, у которых один язык, одна история и одна культура, смогут жить в вечном благополучии».
«Председатель Ким Чен Ын и я подтвердили, что наша общая цель — избавить Корейский полуостров от ядерного оружия в результате полной денуклеаризации. Мы также договорились положить конец зыбкому перемирию и установить прочный и долговечный мир на Корейском полуострове путем провозглашения окончания войны и подписания мирного договора», — отметил Мун Чжэ Ин.
Лидеры двух стран посадили дерево — сосну мира и процветания. Возраст дерева — 65 лет: ровно столько же прошло после окончания Корейской войны. Смешали земли — с северокорейской горы Пэктусан и с южнокорейской Халласан. Еще деталь: вода в лейке Ким Чен Ына — из реки Ханган на Юге, у Мун Чжэ Ина — из северокорейской Тэдонган в Пхеньяне.
Как констатировали те же «Вести недели», в Южной Корее впервые увидели лидера враждебного Севера с нормальными человеческими эмоциям, и Ким Чен Ын произвел в Южной Корее настоящий фурор.
Другой вопрос, что кроется за этими весьма символичными, но все же жестами.
По информации ТАСС, Республика Корея рассматривает возможность проведения с КНДР переговоров на высоком уровне для обсуждения деталей открытия офиса по связям между двумя государствами. Об этом сообщил на брифинге в Сеуле представитель южнокорейского министерства объединения. «С целью выполнения положений Пханмунджомской декларации правительство рассматривает возможность начала диалога, включая переговоры на высоком уровне, в ближайшее время», — сообщил чиновник.
Договоренность о создании совместного пункта двусторонней связи и обменов в приграничном Кэсоне была зафиксирована в совместной декларации, подписанной лидерами двух стран в ходе саммита в пограничном Пханмунджоме 27 апреля.
Также объявлено, что КНДР перейдет на единое с Южной Кореей время. Такое решение принял президиум Верховного народного собрания страны, передает РИА Новости. Перевести стрелки часов на 30 минут вперед планируется 5 мая текущего года. Разница во времени между странами возникла 15 августа 2015 года, когда КНДР перевела стрелки часов на полчаса назад по случаю годовщины освобождения Кореи.
Успех саммита уже прокомментировали соседи по региону. Удовлетворение итогами встречи выразили в Министерстве иностранных дел Китая. Пекин приветствовал «руководителей Северной и Южной Кореи за этот исторический шаг и отдал должное их политическому суждению и мужеству».
Пресс-секретарь министерства даже привел древнее китайское стихотворение: «Бедствия никогда не бывают достаточно сильны, чтобы разделить настоящих братьев, и улыбка — это все, что им нужно, чтобы уничтожить тяжелые чувства». «Можно сразу сказать по новостям, которые поступают из Кореи, — это очень позитивные новости», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Япония же сообщила, что ждет от КНДР конкретных шагов по «решению ракетно-ядерной проблемы».
Здесь есть и конкретные договоренности. Лидер КНДР Ким Чен Ын в ходе состоявшегося в пятницу саммита с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином заявил о намерении окончательно закрыть ядерный полигон Пхунгери в мае. Об этом заявил в ходе пресс- конференции представитель администрации южнокорейского президента Юн Ен Чхан, передает The Telegraph.
«Ким сказал во время саммита … что он проведет закрытие ядерного полигона в мае», — сказал представитель пресс-службы президента Южной Кореи. Так, Ким Чен Ын пообещал пригласить американских экспертов и журналистов, чтобы следить за закрытием ядерного полигона в следующем месяце. Ранее госсекретарь США Майк Помпео заявил, что лидер КНДР Ким Чен Ын пообещал предоставить план денуклеаризации Корейского полуострова. Его встреча с главой Северной Кореи прошла 18 апреля.
По информации газеты The Washington Post, Помпео встретился с лидером КНДР для того, чтобы заложить основы для прямых переговоров между Трампом и Ким Чен Ыном о денуклеаризации Северной Кореи. По словам американского лидера, его встреча с лидером КНДР пройдет «в течение трех или четырех предстоящих недель».
Встреча на границе Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ина должна положить начало денуклеаризации Корейского полуострова, подготовить заключение мирного договора и заложить основу для более тесных отношений между двумя Кореями, полагает журналист Tages-Anzeiger Кристоф Найдхарт, чью статью цитирует ИноПресса. Северная Корея видит угрозу не со стороны Южной Кореи, а со стороны США. Поэтому требуемую Вашингтоном «полную, поддающуюся проверке, необратимую денуклеаризацию» Северная Корея должна обсуждать с Трампом. Ким хочет за это от США «полной, поддающейся проверке, необратимой гарантии безопасности», которая включала бы и гарантию сохранения режима. Это, вероятно, будет невозможно без заключения мирного договора, однако для этого Трампу понадобится согласие Конгресса. «Подводных камней, таким образом, достаточно», — уверен журналист.
В то же время он отмечает и другое. Сегодняшняя Северная Корея — не та, что была несколько лет назад, говорят в дипломатических кругах Сеула: если отец нынешнего правителя Ким Чен Ир опирался в политике на армию, то Ким Чен Ын вскоре после вступления в должность начал пропагандировать политику, которая основывается на параллельном развитии ядерного оружия и экономики.
Главной целью Ким Чен Ына является гарантия дальнейшего существования его режима. Его отцу удавалось это обеспечивать только при помощи репрессий. Киму нужен новый способ утверждения власти: ему нужно встать во главе нового экономического развития, которое, в сущности, началось без него, пишет автор. В идеальном случае ему удастся открыть и либерализовать экономику без ущерба своему господству. Поэтому он хочет осуществить ядерное разоружение, предполагают эксперты в Сеуле.
Кроме того, тоннели для испытаний на северокорейском ядерном полигоне обрушились. Повод шагнуть навстречу дали Киму зимние Олимпийские игры. Также в Пхеньяне поняли, что предыдущий президент Южной Кореи Пак Кын-Хе не была заинтересована в примирении между Кореями, в то время как для Мун Чжэ Ина это приоритетный вопрос.
До 9 сентября, 70-летия основания КНДР, Пхеньян, скорее всего, не будет устраивать провокаций, убеждены эксперты. Стоит надеяться, что за это время удастся поставить на рельсы мирный процесс, который будет нелегко повернуть вспять. «Нынешняя встреча — это только начало», — заключает журналист.
По совершенно понятным причинам, за межкорейскими переговорами самым внимательным образом следят в Японии. Премьер-министр Синдзо Абэ на совместной пресс- конференции с президентом США Дональдом Трампом приветствовали межкорейский саммит и назвали его «историческим шагом» на пути к миру и стабильности на Корейском полуострове, сообщает Reuters, и это верный признак, что межкорейский саммит был темой обсуждения американо-японского саммита. «Важно то, сможет ли Северная Корея предпринять конкретные действия [по денуклеаризации] в будущем», — сказал Абэ.
Наконец, в Японии уже дали понять: здесь ждут от Сеула еще и прояснения вопроса о судьбе похищенных граждан Страны Восходящего Солнца.
Однако сдвиг позиции в Токио налицо. Япония, которая является одним из самых активных сторонников давления на КНДР, стала менять свою позицию и пытается организовать личную встречу премьер-министра Синдзо Абэ с Ким Чен Ыном. Об этом сообщили южнокорейские СМИ со ссылкой на публикацию в японской газете «Асахи Симбун», передает «Российская газета».
По информации «Асахи Симбун», которая ссылается на дипломатические источники, «правительство Японии попросило Швецию и Монголию, которые поддерживают тесные отношения с Пхеньяном, довести свою позицию, что Япония хотела бы организовать двусторонний саммит».
По поводу возможных сроков этой встречи отмечено, что, скорее всего, будут пытаться организовать после американо-северокорейского саммита, продолжает издание.
Как отмечает газета, северокорейцы уже озвучили свою позицию, сказав, что в случае успеха встречи их лидера с Дональдом Трамом они вполне могут согласиться и на общение с Синдзо Абэ. Япония намерена поставить вопрос о решении проблемы японцев, похищенных спецслужбами КНДР в 70-х годах прошлого века, а также обсудить ракетно-ядерную программу Северной Кореи.
Премьер Японии приветствовал решение КНДР о закрытии ядерного полигона Для Токио первостепенную важность имеет вопрос именно о похищенных, так как ядерными и ракетными проблемами занимаются США. По информации «Асахи Синбун», КНДР также считает, что так или иначе, но проблему похищенных можно решить.
Это позволит начать переговоры с Токио о нормализации дипотношений и выплате Японией компенсации КНДР за колониальное прошлое. Южная Корея в свое время получила эти компенсации, а КНДР из-за отсутствия дипотношений — нет. По мнению экспертов, сумма компенсаций может составить в итоге до 10 миллиардов долларов. И эта сумма может заставить Ким Чен Ына пойти на уступки и здесь.