НУРАНИ
Продвигать свое влияние в мире можно самыми разными способами. В ход идут идеология, кредиты, инвестиции, выгодные коммерческие предложения, даже военная сила. Торговля оружием — метод насколько традиционный, настолько же и действенный.
Тем более что речь чаще всего идет о крупных во всех смыслах покупках, которые к тому же затрагивают самым прямым образом военно-стратегический баланс сил.
Правда, для того, чтобы оружейная дипломатия сработала, мало одной только идеи — тут нужны и привлекательные образцы оружия, и политическое доверие, и многое другое.
Для России такой оружейной сделкой с масштабными политическими последствиями обещала стать продажа ЗРК С-400 «Триумф». Но вот получится ли в результате «триумф» у российского «оборонэкспорта» и стоящих за ним дипломатов — вопрос, по меньшей мере, открытый.
Американские санкции затормозили сделку между Россией и Индией объемом в шесть миллиардов долларов и могут привести к срыву других поставок российского оружия в страны Азии, сообщил на днях «Голос Америки». В соответствии с законом, который президент Дональд Трамп подписал в августе прошлого года, любой стране, которая ведет торговлю с российскими оборонным и разведывательным секторами, грозят санкции, напоминает «ГА».
Формально этот закон призван наказать российского президента Владимира Путина за аннексию Крыма, роль в сирийском конфликте и вмешательство в американские президентские выборы 2016 года. Однако пострадать могут и союзники США, закупающие оружие и технику у России, которая занимает второе место в мире по экспорту оружия.
Самый яркий пример — Индия, которая хочет закупить российские ракетные системы С-400, считая, что они радикально изменят ее оборонный потенциал. Считается, что эти системы способны отражать баллистические ракеты и малозаметные самолеты, которые разрабатывает Китай, а также значительно превышают потенциал Пакистана, другого ключевого соперника Индии.
Однако контракт, который президент Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди подписали в рамках межправительственного соглашения в 2016 году, натолкнулся на препятствие в виде американских санкций, отмечают двое чиновников из Дели.
Кроме того, продолжает «Голос Америки», Индонезия и Вьетнам также закупают оружие у России, но при этом являются региональными партнерами США. Джакарта недавно заключила контракт на поставку истребителей «Сухой» на 1,14 миллиарда долларов, а Вьетнам хочет закупить реактивные бомбардировщики.
А поскольку и Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», производящий С-400, и Рособоронэкспорт, заключающий сделки на поставки оружия, попали под санкции, реализовать эти сделки стало сложнее.
Но вот стоит ли США праздновать победу — вопрос открытый. «C точки зрения западных столиц, крупные закупки оружия в России выглядят весьма сомнительно, особенно в момент, когда отношения России и Запада достигли исторического минимума, а Индия стремится к стратегическому сближению с Западом, в том числе с США», — отмечает эксперт по обороне из исследовательского центра Observer Research Foundation Абхинджан Редж.
Тем не менее научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Кара Аберкромби отмечает: эффект от американских санкций может оказаться шире, чем задумывалось. К примеру, Вьетнам, чьи военно- воздушные силы используют российские истребители Су-30 и противовоздушные системы С-300, хочет модернизировать свой арсенал.
Эксперт по вьетнамским вооруженным силам Карл Тайер считает, что Москва по-прежнему пытается убедить Ханой приобрести ультрасовременные системы С-400 для реализации долгосрочных военных планов.
Однако, учитывая санкции в отношении российских экспортеров и настойчивое продвижение американской военной техники, планы Вьетнама могут обойтись ему слишком дорого.
Однако куда больше внимания привлекает ситуация в Турции. Точнее, судьба контакта на поставку С-400 в эту страну.
Нет, внешне все выглядит вполне нормально. Как напоминает РИА «Новости», кредитное соглашение по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-400 российские и турецкие представители подписали в Анкаре еще в декабре 2017 года. Часть этой сделки Турция оплатит сама, другую часть — за счет предоставленного РФ оборонного кредита.
Согласно заявлению секретариата оборонпрома Турции, Анкара приобретает две батареи этого комплекса, которые будут обслуживаться турецким персоналом. Стороны договорились о технологическом сотрудничестве в этой области для развития производства зенитно-ракетных комплексов в Турции. Более того, как заявлял журналистам замглавы секретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир, поставки С-400 перенесены на более ранний срок, чем это было предусмотрено контрактом, и начнутся в июле 2019 года. И вроде бы сегодня этой сделке ничего не угрожает.
По информации РИА «Новости», Россия и Турция приступили к обсуждению второго этапа контракта по С-400. Контракт на поставку системы ПВО С-400 Турции предусматривает два этапа: поставку оружия и локализация частей комплекса на турецкой территории, второй этап обсуждается, заявил в интервью, опубликованном в спецвыпуске журнала «Национальная оборона», приуроченном к авиасалону Eurasia Airshow-2018, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Дмитрий Шугаев. К тому же у российских оружейников большие планы на турецком рынке.
«Сегодня мы ведем речь исключительно о поставках данной системы. Это первый этап, который включает в себя не только отгрузку техники, но также обучение местных специалистов для работы с ней и создание ремонтных баз. Однако уже сейчас идут переговоры, которые касаются второй части проекта — развитие технологического сотрудничества. Со стороны наших турецких партнеров исходит инициатива о переходе на производство элементов этой системы на территории Турции», — сказал он.
Однако теперь над этой сделкой явно сгущаются тучи.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. В США с самого начала выступали категорически против поставок в Турцию российских ЗРК. Турция после приобретения российских зенитно-ракетных комплексов С-400 может подпасть под санкции, введенные США против РФ в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), заявил больше недели назад на слушаниях в комитете по иностранным делам палаты представителей Конгресса США помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл, передает «Коммерсантъ».
По его словам, сделка по покупке С-400 также может «негативно повлиять на участие Турции в программе F-35 (истребители пятого поколения. — «Ъ»)».»В интересах США, чтобы Турция стратегически и политически поддерживала Запад, и мы считаем, что в этом заинтересована и сама Турция. <…> Наша цель состоит в том, чтобы Турция стала более активным союзником (США — «Ъ») в поддержке женевского процесса, уничтожении ИГ (запрещенное в РФ «Исламское государство») и стабилизации в Сирии, а также помогла препятствовать расширению России и Ирана», — пояснил дипломат.
В Анкаре выступили категорически против такой «увязки». Анкара считает поставку российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) C-400 и американских истребителей пятого поколения F-35 разными темами, которые нельзя связывать друг с другом, заявил глава секретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир.
«Что касается заявлений США, то тут идет разговор двух серьезных государств (России и Турции) на уровне президентов, подписываются соглашения. Это разные темы (C-400 и F-35). Мы партнеры с США по F-35. Продолжим сотрудничество и здесь, и там. Мы независимая страна и принимаем решения, которые наиболее оптимальны для нас и отвечают нашим национальным интересам», — сказал Демир российским журналистам на авиасалоне Eurasia Airshow в Анталье.
Он добавил, что соглашение с Москвой по С-400 «выполняется, как положено, никаких проблем с ним нет», и Турция ожидает начало поставок в июле 2019 года.
Но вот в чем дело. До последнего времени в Анкаре явно рассчитывали в этом вопросе на поддержку генсека НАТО Йенса Столтенберга, который называл покупку ЗРК «суверенным правом Турции». Но теперь акценты сдвигаются. НАТО и США обсуждают с Турцией ее покупку российских зенитных ракетных систем большой и средней дальности С-400 и изучают альтернативные предложения от стран — членов Североатлантического альянса. Об этом 26 апреля, на пресс-конференции заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, передает ТАСС.
«Это национальное решение государств НАТО, какие военные возможности приобретать, однако ряд стран НАТО выразил озабоченность этим фактом. Я приветствую тот факт, что Турция обсуждает с США возможность приобретения американских систем Patriot и что она также согласилась сотрудничать с Италией и Францией в вопросе приобретения их систем ПВО SAMP/T», — сказал Столтенберг.
Для РФ это очень плохая новость. И дело даже не в том, что контракт на поставку С-400 может сорваться. Вопрос в том, что теперь в диалог включается и НАТО, и такое изменение расстановки сил Анкара даже теоретически не сможет проигнорировать.