За рубежом

Российских олигархов могут лишить «офшорной анонимности»

НУРАНИ

Гражданам СССР, как известно, открывать счета в зарубежных банках не полагалось. О том, что представляет собой современный банкинг, или, как говорили тогда, «банковское дело», узнавать приходилось в лучшем случае из статей журналистов-международников. Но не только в СССР еще совсем недавно выражение «счет в швейцарском банке» было этаким синонимом респектабельности.

Теперь же оно едва ли не расценивается как «признание вины: если человек открывает такой счет, значит, ему, по всей видимости, есть что скрывать. К тому же Альпийскую республику несколько лет назад вынудили пойти на неслыханное дело — изменить собственный закон о банковской тайне. Слишком уж много осело здесь «серых» и «черных» денег.

Но сегодня Швейцария — самый известный, но не единственный в мире, как принято говорить, «офшор». Куда большую популярность приобрели страны «налогового рая» — небольшие островные государства Карибского моря.

Но теперь некогда непоколебимые бастионы банковской тайны могут пошатнуться и здесь. Мир, уверены эксперты, стоит на грани этакой «офшорной войны», сопряженной с санкционным давлением на Россию.

Тема эта остается горячей и востребованной. Как передает RFI, в одном из последних номеров газеты Le Figaro целых две статьи посвящены российской экономике, точнее, ее состоянию после введения 7 апреля новых санкций США против 38 российских олигархов, предприятий и чиновников.

Опрошенные газетой российские экономические эксперты говорят об одном: Россию ожидает новое падение уровня иностранных инвестиций. Согласно анализу Высшей школы экономики, только в 2018 году из России будет выведено 20 миллиардов долларов иностранных капиталов. Одновременно усилится инфляция, которая ударит как по гражданам, так и по предприятиям, аоэтому заявление Дмитрия Медведева о том, что у правительства все предусмотрено, чтобы выйти из этой кризисной ситуации, выглядит сомнительно, пишет корреспондент газеты Пьер Авриль.

У самого российского премьера ситуация довольно шаткая: Кремль поставил перед ним «невыполнимую миссию» — добиться годового экономического роста на уровне 4%. И при этом нет никакого официального подтверждения тому, что Медведев будет оставлен на посту главы правительства после инаугурации Владимира Путина 7 мая. Неясность ситуации усугубляется еще тем, что во время предвыборной кампании Путин не представил никакой экономической программы.

А вот вторая статья газеты посвящена российским олигархам, пострадавшим от американских санкций. Первый среди них — Олег Дерипаска. После объявления Дональда Трампа о повышении пошлин на ввоз алюминия, акции «Русала» резко упали в цене.

По подсчетам агентства Reuters, с 9 по 12 апреля холдинг Дерипаски потерял 4,56 миллиарда долларов. Помимо него самого, в американских (старых или новых) санкционных списках фигурирует немало олигархов, близких к Кремлю. Перечисляя их имена, газета Le Figaro отмечает, что выживание многих из них теперь зависит от доброй воли Кремля. Будет ли он их поддерживать финансово или воспользуется случаем, чтобы провести национализацию, вот в чем вопрос.

Завершая описание этой невеселой картины из жизни российских олигархов, газета приводит философский вывод Германа Грефа: «В России не существует права на частную собственность, только привилегия, которую в любой момент могут отнять». Таким образом, американские санкции, вместо того, чтобы создать — какова была их первоначальная цель — разлад между олигархами и Кремлем, наоборот, могут привести олигархов к Кремлю.

Однако теперь российским олигархам грозит новая напасть. Их могут лишить анонимности, в том числе и «офшорной».

Так, по информации радио «Свобода», два американских сенатора-демократа, Джин Шахин и Шелдон Уайтхаус, просят крупнейшие мировые банки раскрыть свои связи с российскими олигархами, начальниками государственных предприятий и госчиновниками, близкими к Владимиру Путину. Если банки добровольно не ответят положительно на запрос, сенаторы дают понять, что могут прибегнуть к более жестким мерам, например, возбудить официальное дознание.

Свое письмо Шахин и Уайтхаус направили трем ведущим банкам в США — Bank of America Corp, JPMorgan Chase и Citibank, английским Barclays и HSBC, немецкому Deutsche Bank, швейцарским UBS и Credit Suisse.

Авторы просят каждого адресата удостовериться, проверялись ли в течение последних пяти лет счета, которые могут принадлежать 210 лицам, включенным в обнародованный в январе министерством финансов США так называемый «кремлевский доклад». Если подобные проверки проводились, сенаторы хотели бы ознакомиться с их выводами; если нет, то предпринимали ли банки какие-либо иные шаги по выявлению своих связей с лицами из «кремлевского доклада».

Зачисление в кремлевский список, как подчеркивают в Вашингтоне, производилось не по причине «зловредной деятельности» фигурантов, отобранных в качестве объектов очередных репрессалий, а исключительно в силу их близости к Кремлю. С тех пор несколько человек из списка под санкции все же попали, в частности, Дерипаска и Вексельберг, но сенаторы Шахин и Уайтхаус в своем обращении к банкам ни о каких санкциях даже не заикаются, указывает радио «Свобода».

Но куда более масштабные и опасные процессы происходят на британских территориях. «В соответствии с комплексом законов, который будет навязан Терезе Мэй на следующей неделе, коррумпированные российские олигархи, прячущие «грязные деньги» на заморских территориях Британии, будут разоблачены», — пишет корреспондент The Times Фрэнсис Эллиотт, которого цитирует «ИноПресса».

«Такие «налоговые убежища», как британские Виргинские острова и Каймановы острова, доселе сопротивляются попыткам взять пример с Великобритании и публично раскрыть личности тех, кто извлекает выгоду из активов, находящихся в юрисдикциях этих территорий», — указывает журналист. Но теперь все может измениться.

После отравления Скрипалей премьер-министр Великобритании пообещала принять более жесткие меры к «приятелям президента Путина». «На следующей неделе, когда в Палате общин пройдут дебаты о новом законе о санкциях, коалиция из «мятежных тори», лейбористов, Шотландской национальной партии и других оппозиционных партий потребует, чтобы Мэй претворила свои слова в дела», — предупреждает The Times. Раньше министры надеялись избежать неприятностей, согласившись принять «поправку Магнитского», то есть запретить въезд в Великобританию лицам, обвиняемым в нарушениях прав человека, поясняет журналист.

Однако британский МИД не согласился завершить реформы, начатые Дэвидом Кэмероном в 2013 году. Тогда «Великобритания ввела публичный реестр собственности бенефициариев», но Кэмерону не удалось убедить британские заморские территории сделать то же самое.

Теперь же депутат-лейборист Маргарет Ходж предложила «поправку, которая обяжет правительство принудить заморские территории и зависимые территории короны провести до конца 2020 года реформу, призванную обеспечить транспарентность», — сообщает автор статьи. И высказывает свой прогноз: вероятно, британское правительство воспротивится этой инициативе.

Предполагаемые аргументы: правительство «не может принуждать заморские территории и зависимые территории короны к каким-либо действиям»; возникнет «риск загнать «грязные деньги» еще глубже в тень»; британские власти не должны наносить ущерб властям территорий, которые с трудом проводят восстановительные работы после урагана «Ирма».

Отреагировали и в Москве. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков прокомментировал сообщение о том, что британские парламентарии намерены предложить законопроект, который обяжет заморские территории раскрывать владельцев офшорных счетов, в том числе российских олигархов, сообщает «Московский комсомолец». «В Кремле видели эти заявления», — приводит «Интерфакс» слова Пескова.

Представитель Кремля также отметил, что ряд стран, в том числе и Великобритания, занимает двуличную позицию по вопросу противодействия отмывания нелегальных доходов. «С одной стороны, участвуют во всех конвенциях, а с другой стороны, фактически на своей территории имеют вот такие финансовые и налоговые лакуны», — указал Песков. После чего подчеркнул, что соответствующие органы России ведут с этими нечистыми доходами и деньгами «непримиримую борьбу».

Однако, предупреждают эксперты, комментарий Пескова оставляет за кадром главное — олигархов наказывают за близость к Кремлю. И хотя французские аналитики уверены, что рестриктивные меры США толкнут их на более тесный союз с властями РФ, многие эксперты не исключают «бунта на корабле».

И как бы ни пугал многих пример Ходорковского, аналитики не без оснований предупреждают: с массовым демаршем крупного бизнеса Кремлю будет непросто справиться.