НУРАНИ
Насколько строго следует соблюдать литературные языковые нормы — спор из разряда вечных, тем более что язык — это живой организм, он постоянно обновляется, откликается на перемены в жизни…
Недавно ученые решили, что «кофе» — это все-таки «оно», а не «он», и странно подумать, что еще сто лет назад слово «санаторий» в русском языке относилось к женскому роду и звучало как «санатория». И уж тем более меняется лексика, где одни слова устаревают, а другие, наоборот, входят в употребление.
Сегодня многие термины советской эпохи порой не очень понятны без пояснения. В том числе слово «север», которое в СССР обозначало не только географическое направление, но и изрядную часть территории страны, где людям платили вожделенные «северные надбавки» и еще давали возможность приобрести вожделенный «дефицит».
Научные и научно-популярные статьи, как надлежит «осваивать Север», публиковались в СССР вплоть до горбачевской «перестройки». Когда уже стало понятно, что денег на северные проекты просто нет.
Теперь в России вновь вспомнили об Арктике. По сообщению ТАСС, сибирские спасатели испытали новые образцы техники и экспериментальное снаряжение в арктическом климате в ходе тренировки за Полярным кругом в Красноярском крае, где отрабатывались действия при проведении поисково-спасательных работ, о чем сообщили в пресс-службе Сибирского регионального центра (СРЦ) МЧС России.
«По сценарию тренировки, группа туристов не вышла в установленное время на связь, маршрут спасателям известен, но поиски осложняются неблагоприятными погодными условиями. Для проведения поисково-спасательных работ задействовали 15 единиц техники в арктическом исполнении: аварийно-спасательный автомобиль на шасси «КамАЗ», два внедорожника TREKOL, современные отечественные снегоходы. Вся эта техника оснащена прицепами для транспортировки», — пояснили в ведомстве.
Заместитель начальника Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС Игорь Капитанец в свою очередь сообщил, что у спасателей есть и необходимая спецодежда, которая прошла успешные испытания зимой.
Для безопасного освоения Арктики и эффективной реализации экономических проектов МЧС России формирует в регионе систему комплексной безопасности по ряду направлений, в том числе при проведении поисково- спасательных работ, поэтапно развивая группировку сил и совершенствуя систему управления рисками. Для арктической зоны характерны в основном техногенные чрезвычайные ситуации: транспортные и технологические аварии, нарушения в системе коммунального хозяйства, повреждения на трубопроводах.
«Но в последние годы все чаще фиксируем происшествия с туристами экстремальных видов. Это лыжные и вездеходные переходы, полеты на воздушных шарах, парашютные прыжки на Северный полюс, плавания по Северному морскому пути», — пояснил начальник Дудинского Арктического поисково-спасательного отряда МЧС России Андрей Саенко.
Здесь, пожалуй, нужно пояснение. В самом деле, в последнее время в России весьма активно рекламируют «арктический туризм», в том числе ледокольные круизы. Только вот планы Кремля в отношении Севморпути куда более обширные.
Напомним: в годы существования СССР Севморпуть был главной артерией «северного завоза»: за время навигации надо было обеспечить полярные регионы всем необходимым, потому как добраться по суше до Диксона или Тикси затруднительно — из-за недостатка дорог. Но теперь ситуация изменилась. В Москве весьма активно рекламируют идею: Северный морской путь должен стать альтернативой Шелковому пути! Это — лучший способ доставить грузы из Китая в Европу и обратно!
Другой вопрос, насколько Севморпуть приспособлен для коммерческого плавания. Во-первых, напоминают специалисты, дает о себе знать недостаток инфраструктуры. Во-вторых, Севморпуть — это все же не Босфор и не Ла-Манш, и сколько бы ни говорили о глобальном потеплении, пока что на берегах Северного Ледовитого океана лед если и растаял, то не настолько, чтобы суда из Магадана в Мурманск — ну или из Шанхая в Киркенес — проходили без ледокольной проводки. И самое главное, есть еще и политическая сторона вопроса.
Здесь, пожалуй, надо бы отвлечься от темы и вспомнить о событиях, происходивших на другом конце Земли — близ Антарктики, в южных широтах. В своем очерке «На мертвом якоре» Александр Иванченко приводил весьма показательный пример из истории города Грютвикен на архипелаге Южная Георгия, где Великобритания в начале ХХ века в рекордные сроки отстроила первоклассный порт в расчете на «китобойную лихорадку».
«На соседних островах в то же самое время создавали свои базы китопромышленники Норвегии и Аргентины. Англичане стремились во что бы то ни стало обогнать конкурентов. Создав в невиданно короткий срок первоклассный порт в центре богатейшего промыслового района, они объявили, что готовы поделить его на части и отдельными участками сдать в аренду. Причем арендную плату назначили такую, что норвежцам и аргентинцам было выгоднее принять их услуги, чем заканчивать строительство собственных баз. Англичане этого, собственно, и добивались. Лишив конкурентов самостоятельности, они получили возможность контролировать промысел. Добыча китов и морского зверя в антарктическом секторе Атлантики отныне велась только по английским лицензиям. Сначала они стоили очень дешево, скорее были как бы формальным признанием английского контроля. Но спустя три-четыре года за них приходилось отдавать уже половину добычи. Постепенно росли цены и на аренду порта. Через десять лет деньги, вложенные в строительство Грютвикена, полностью окупились и стали приносить прибыль, которая исчислялась десятками миллионов. Арендаторы зарабатывали гораздо меньше, и норвежцы, обиженные явной несправедливостью, пытались уйти с Южной Георгии, но оказалось, что уходить некуда».
И теперь эксперты по понятным причинам тоже предупреждают: соблазниться условиями, которые предлагает Россия на Севморпути, легко, но вот стоит ли отдавать все карты в руки одному игроку, который уже к тому же использовал свое монопольное положение для давления на партнеров — увольте.
Показательно, что еще в начале апреля командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт заявил: «Северный морской путь должен быть международной транспортной артерией, и США претендуют на проведение здесь учений по обеспечению свободы мореплавания… Подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода — по мере того, как этот участок освобождается от льда».
«Севморпуть — кратчайшая морская трасса, соединяющая Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией, — прокомментировал эти слова «АиФ» океанолог, полярник, замдиректора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета Валерий Лукин. — Ряд стран хотел бы контролировать этот маршрут, поскольку его использование для доставки грузов позволяет существенно сократить транспортные издержки. Но без согласия России это невозможно».
Но самое главное, признал: «Прохождение иностранных судов по Севморпути наша страна не запрещает. Однако судоходство там требует специального гидрографического, ледокольного обеспечения». После чего банально проговорился: «Администрация Севморпути может разрешить, а может и не разрешить плавание, и это не всем странам нравится». Чем по сути дела подтвердил: опасения по поводу Севморпути небезосновательны.
Но самое главное и, возможно, опасное, на севере не без оснований опасаются, что Россия готова утверждать свою монополию силой. Во всяком случае, по информации финского онлайн-издания YLE, на которое ссылается «Регнум», Национальное агентство по чрезвычайным поставкам (NESA) поставило под сомнение безопасность планируемого железнодорожного «Арктического коридора» через Финляндию. Эта дорога проходит слишком близко к российской границе.
Как напомнило информагентство, железнодорожный маршрут планируется проложить между финским Рованиеми и норвежским портом Киркенес. Дорога является также частью проекта «Арктический коридор» — пути от северного побережья Норвегии к предполагаемому тоннелю под Финским заливом в Эстонию, а потом по всей Европе до Берлина. А вот Россия предпочла бы, чтобы эта дорога шла в Мурманск. И теперь в Финляндии напоминают о безопасности. «Нет никакого обоснования безопасности поставок для железной дороги, — сказал менеджер NESA по логистике Райя Вильянен. — Железная дорога будет идти очень близко к российской границе, и если мы думаем о кризисном событии, то, скорее всего, трасса не будет использоваться».
А тем временем в России уже раскручивают тему «угрозы», которая якобы исходит в Арктике от Запада. США и НАТО, для того, чтобы влезть в Арктику, предприняли достаточно действий, не имеющих прямого отношения к этому району, сказал Sputnik Азербайджан военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Александр Перенджиев.
По его словам, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс выступает за диалог с Россией по проблемам Арктики, так как это в интересах всех сторон. Он также призвал, учитывая то, что РФ увеличила свое присутствие в Арктике, стараться не повышать напряженности на Севере. В данной ситуации, по мнению Перенджиева, американцы пытаются действовать хитростью. С одной стороны, это заявление говорит о признании того, что позиции России в Арктике настолько сильны, что НАТО ни при каких обстоятельствах туда уже не попадет. А с другой — США и НАТО, для того, чтобы влезть в Арктику, предприняли достаточно действий, которые по сути к этому району прямого отношения и не имеют.
К примеру, они свергли прежнюю власть в Украине для того, чтобы в определенном смысле оттянуть ресурсы России от арктической зоны. А также навязали России борьбу в Сирии. Москва вынуждена была спасать Дамаск и, как следствие, направила часть своих ресурсов туда, считает эксперт. Также, по словам собеседника Sputnik, США постоянно усложняют отношения с Северной Кореей, на что Россия также должна реагировать. Более того, отметил он, проводится санкционное воздействие, оказывается давление на западные границы России. Все это в целом направлено в том числе и на то, чтобы ослабить позиции России в Арктике.
«И, тем не менее, Россия, несмотря на то, что она была вынуждена реагировать на все эти вызовы и угрозы, не выпускала Арктику из поля зрения и не ослабляла там свои позиции. Сейчас там формируются арктические войска, военная инфраструктура, увеличивается число подводных лодок, военных ледоколов», — сказал он.
Но вот при такой милитаризации Арктики у РФ немного шансов превратить Северный морской путь в действенную альтернативу Шелковому.