НУРАНИ
Эмоции в политике, как известно, плохой советчик. И дипломатам как никому важно уметь «держать в кулаке» чувства, сохранять «холодную голову» и стараться не реагировать на весьма болезненные «уколы».
Но одно дело, если эти самые «шпильки» визави, хотя бы маскируют под непринужденную светскую беседу. И совсем другое, если собеседники не то что намеренно делают уколы в самолюбие, а отвешивают увесистые оплеухи, причем события развиваются по максимально унизительному сценарию. Примерно так, как это происходит сегодня в Канаде, где главы МИД стран «большой семерки» на проходящей в Торонто встрече сделали целую серию весьма болезненных для РФ жестов.
Прежде всего, на встречу пригласили главу МИД Украины Павла Климкина, что уже было неприятной для РФ новостью. Надежды, что вот завтра мир забудет об Украине, а послезавтра отменит санкции, наложенные на РФ, не оправдались.
Более того, глава МИД Украины уже заявил журналистам, что страны G7 поддерживают позицию Украины по вопросу введения миротворцев в Донбасс.
«Обсуждая формат миротворческой операции все согласились, что мы должны руководствоваться логикой, когда сначала достигается базовая безопасность, затем контроль над оккупированными территориями, полицейский компонент и только потом — подготовка к выборам», — сказал глава украинской дипломатии, слова которого приводит издание «Укринформ».
При этом Климкин раскритиковал российский план по введению миротворческого контингента. По его мнению, позиция России направлена на «укрепление и в дальнейшем продвижение своего протектората как троянского коня, чтобы дестабилизировать и разрушить Украину».
В самом деле, Киев добивается введения в Донбасс миротворцев ООН. А вот у РФ позиция немного другая: президент России Владимир Путин заявлял, что поддерживает идею отправки миротворцев ООН в Украину, но речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ. Киев считает, что миссия ООН должна иметь более широкий мандат и разместиться на всей территории Донбасса, вплоть до границы с Россией. Что уже не нравится Москве: в таком случае передавать «донецким шахтерам», скажем, комплекс «Бук» или отправлять на восток Украины «вагнеровцев» станет уже затруднительно.
Но это было только начало. Страны G7 продемонстрировали единство в вопросе противодействия политике России, заявил представитель Госдепартамента США журналистам. «Семерка» была едина в вопросе противодействия пагубному поведению России», — сказал он на условиях анонимности по итогам первого дня встречи, сообщает «Интерфакс».
По его словам, министры также подтвердили готовность к диалогу с Москвой, хотя и считают, что она «несет ответственность за свое пагубное поведение и предпринимаемые усилия по дестабилизации ситуации в других странах».
На следующий день глава МИД Великобритании Борис Джонсон сделал еще одно примечательное заявление. Комментируя переговоры глав внешнеполитических ведомств стран «Большой семерки» в канадском Торонто, руководитель МИД Великобритании Борис Джонсон сообщил, что участники встречи согласились с тем, что после покушения на Сергея Скрипаля в Солсбери необходимо «проявлять бдительность в отношении России».
«Мы вчера решили создать специальную группу, которая будет изучать враждебное поведение России во всех его проявлениях», — цитирует Джонсона агентство Reuters. «Идет ли речь о кибератаках, дезинформации, попытках убийств… Любые действия Москвы мы будем все вместе изучать и давать им объективную оценку», — добавил глава МИД Великобритании.
Можно, конечно, отмахнуться: в последнее время России пришлось сносить изрядное количество дипломатических оплеух. Но на сей раз все иначе.
Как напоминают журналисты, «Большая семерка» — это самый, пожалуй, престижный международный клуб. Сегодня в него входят Канада, США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия. Строго говоря, это не международная организация, а скорее даже этакая традиция проводить неформальные встречи лидеров ведущих стран мира. И взаимоотношения РФ не с каждой из входящих в G7 стран в отдельности, а со всей «семеркой» в целом, заслуживают внимания.
Михаил Горбачев о членстве своей страны в «семерке» даже не помышлял. А Борис Ельцин приложил немало сил, чтобы сделать Россию «рукопожатной» на мировой арене и избавить ее от имиджа этакой «империи зла». «Друг Билл», «друг Гельмут» и «друг Ширак» с удовольствием жали руки, улыбались перед камерами и всячески демонстрировали свое благорасположение к Кремлю.
По своему экономическому потенциалу РФ тогда не дотягивала до «семерки», и обсуждать с партнерами на равных вопросы мировых финансов у РФ не получалось, но вот в неформальной части саммита Россия участвовала уже с 1997 года. Вначале журналисты констатировали переговоры в формате «7 +1», затем уже — в виде полноценной «восьмерки». Появлялись политические заявления «большой восьмерки», в том числе и по Карабаху — в ее состав входили все три страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Общего благостного настроя не изменила даже российская агрессия против Грузии.
Но вот после аннексии Крыма события пошли уже по другому сценарию. В 2014 году принимать саммит уже должна была Россия, но ее партнеры приехать в Сочи отказались.
Можно долго спорить, ждал ли Владимир Путин такого солидарного демарша недавних партнеров или же был уверен, что аннексию Крыма даже VIР-«пипл», пардон, «схавает», точно так же, как мировая общественность спокойно проглатывала агрессию Армении против Азербайджана, конфликт в Приднестровье и «пятидневную войну» 2008 года против Грузии. Но факт остается фактом: дипломатическая изоляция, в которой оказалась РФ, «уплотняется». Более того, если Михаил Горбачев еще мог изменить отношение к СССР при помощи громких жестов и слов, то Путину, по сути дела предъявлен ультиматум.
В РФ привычно обвиняют Запад в русофобии и выстреливают заявления в стиле «вот подождем, когда они одумаются». Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил об очевидной русофобской подоплеке на встрече глав МИД государств «Большой семерки» в Торонто. «Что касается встречи министров иностранных дел в Торонто, то, конечно, русофобская подоплека там очевидна», — обижался глава МИД РФ, по мнению которого, по русофобской линии пошли и те страны «семерки», которые заверяют Москву, что они не разделяют попыток изолировать Россию.
«Будем терпеливо ждать, будем отстаивать свои позиции и подождем, пока наши партнеры осознают тупиковость и бесперспективность подобных афер», — подытожил Лавров. В переводе с «дипломатического», «никуда не денутся, сами приползут и еще будут громко каяться, умоляя простить за санкции».
Только вот… точно так же, напомним, кремлевские политики и стратеги были уверены, что бывшие советские республики, а в особенности южные, тоже, «поиграв в независимость», сами «приползут обратно» и будут умолять принять их обратно под российское покровительство, но дождались разве что Армению, которая оказалась просто не в состоянии выстроить дееспособную экономику. Теперь в РФ уверены, что «приползут обратно» и партнеры по «большой восьмерке». А шансы дождаться тут, как бы это поделикатнее, еще ниже.
Более того, есть серьезные — и тревожные для Москвы — признаки, что эта солидарная позиция уже очень скоро получит и экономическое «прочтение». Накануне МИД Канады сообщил о том, что участники встречи в Торонто подтвердили, что «санкции, которые были введены против России после ее неприемлемых действий в Украине, будут продолжаться».
А как передает «Газета.ру», главы МИД стран «Большой семерки» не исключили, что против России могут быть введены новые санкции из-за ситуации в Донбассе. Как говорится в коммюнике по итогам встречи глав МИД стран G7, «мы напоминаем, что продление экономических санкций по Донбассу полностью связано с полным и необратимым исполнением Россией Минских договоренностей. Санкции могут быть отменены только если Россия полностью выполнит свои обязательства, однако мы также готовы принять новые ограничительные меры в случае, если действия России того потребуют».
К тому же в ходе саммита 22-23 апреля G7 не только обвинила Россию в «дестабилизирующем поведении» — участники встречи приняли сторону Великобритании в деле об отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля.
Насколько серьезно в РФ восприняли угрозу новых санкций, вопрос открытый. В особенности после того, как постпред США при ООН Никки Хейли обещала новые санкции, а Дональд Трамп «дал отбой». Но эксперты напоминают: против РФ уже введены санкции, и их последствия для России становятся все более ощутимыми. А предлагаемые российскими политиками контр- санкции бьют по самим россиянам куда больнее, чем по Западу.
А это значит, что РФ оказалась перед невеселым выбором. Крым превратился в классическую ситуацию «ниппеля», где, условно говоря, «вход — рубль, выход — десять»: вернуть полуостров законным владельцам — тяжелейший удар по имиджу РФ, продолжать прежний курс — слишком дорого, и самое главное, растет риск социального взрыва. И самое обидное, судя по заявлениям Сергея Лаврова, внятной стратегии у РФ в этой ситуации попросту нет.