Дж.АЛЕКПЕРОВА
Интервью Echo.az с украинским политологом, кандидатом политических наук, советником Национального института стратегических исследований Украины Алексеем Полтораковым
ИНТЕРВЬЮ
— В прошлом году прошли праздничные мероприятия по случаю 25-й годовщины установления дипломатических отношений между Азербайджанской Республикой и Украиной. Но сотрудничество между Украиной и Азербайджаном имеет многолетние традиции и выходит далеко за рамки этого периода. Чего удалось добиться за эти годы?
— Украинско-азербайджанские отношения в своем первом оценочном приближении видятся в чем-то даже парадоксальными. С одной стороны, наши страны несколько далеки друг от друга территориально и культурно, имеют не так много принципиальных точек соприкосновения. С другой стороны, их объединяет как во многом общая новейшая история и процессы ее переосмысления, так и сопоставимые пакеты проблем, начиная с проблематики восстановления территориальной целостности.
В этих смыслах позиции и подходы наших стран взаимно близки, что традиционно было и остается серьезной основой развития двусторонних отношений. За четверть века накоплена значительная договорно-правовая база и наработаны серьезные механизмы развития, как политических, так и экономических отношений, взаимно дополняющих друг друга.
А развитие отношений гуманитарно-культурных дополнительно обогащает и усиливает перспективы развития диалога и сотрудничества. Нынешний же этап отношений, не будет большой ошибкой, хотя и с некоторой натяжкой, можно определить в терминах отношений достаточно стратегических. Как минимум в терминах общего понимания и подходов к стратегическим угрозам национальной безопасности и национальным интересам.
— Азербайджан сотрудничает с Украиной в рамках международных организаций, в частности ООН, ОБСЕ, ОЧЕС, ГУАМ. Помогает ли это странам углублять двустороннее сотрудничество в рамках реализации и продвижения масштабных международных проектов?
— Сотрудничество в рамках, как ООН и ОБСЕ (где доминируют политико- дипломатические измерения), так и ОЧЕС и ГУАМ (где доминируют измерения скорее экономико-дипломатические) видится, прежде всего, внешним контуром общей модели украинско-азербайджанских отношений. Несмотря на то, что подходы и позиции наших стран по отдельным проблемам не всегда совпадали, наши стороны практически никогда не играли друг против друга, а скорее взаимно подыгрывали.
Показательны, в частности, последние голосования в ООН и прочих многосторонних структурах по принципиально значимым вопросам территориальной целостности и национального суверенитета. В силу этого нынешние геостратегические расклады вполне могут стимулировать возрождение и развитие той же ГУАМ, как перспективной субрегиональной организации, а также открыть новые варианты серьезных геоэкономических проектов, в частности, в контексте развиваемой Китаем геотранзитной парадигмы т.н. Шелкового пути, ключевыми звеньями которого являются именно Украина и Азербайджан.
— После того, как Украина столкнулась с масштабными политическими проблемами, в частности, после событий на Майдане, двусторонние отношения между Украиной и рядом других стран несколько ослабли. Как вы можете оценить нынешний уровень двустороннего сотрудничества Азербайджана и Украины?
— Я отнюдь не думаю, что последний период украинско-азербайджанских отношений стоит и следует рассматривать в термине «ослабление», хотя по некоторым формальным признакам присутствует и таковое. Я бы скорее попробовал на них посмотреть в термине некоторого двуединого переосмысления, некой внутренней переоценкой ценностей и внешним поиском новых подходов и точек соприкосновения. Тем более, что в контексте непростых реалий сегодняшней «гибридной войны» парадигму своей внешней политики и политики безопасности переосмысливает не только Украина, но и, как достаточно четко видно, в том числе и со стороны — и Азербайджан.
— Есть ли возможность для углубления двустороннего сотрудничества и в каких сферах?
— Ключевой сферой, которая традиционно задает тон украинско-азербайджанским отношениям, была и остается экономическая, то есть торгово-экономическая (собственно двусторонняя) и геоэкономическая (участие в многосторонних экономико- ориентированных проектах). При этом в данной сфере традиционно доминировал своеобразный энергоцентризм, в масштабах которого наши страны выступают достаточно взаимодополняющими партнерами. Однако в последнее время все четче вырисовывается отход от подобной «зашоренности» подходов, становящихся все более проблемными.
Наиболее перспективной сферой развития сотрудничества видится, прежде всего, военно-техническая, причем затрагивающая не только уровень торговли вооружениями и военной техникой, но также более глубокое и серьезное сотрудничество в сфере разработок перспективных военно-ориентированных технологий. Как видится, именно подобный тандем может вывести украинско-азербайджанские отношения на относительно новый уровень — как минимум, геоэкономического «стратегического партнерства».