НУРАНИ
Сегодня в это трудно поверить, но еще в первую половину ХХ века экономические санкции считали скорее «политическим жестом», чем реальной мерой давления — за исключением тех случаев, когда запрещали, скажем, поставки нефти.
Иное дело — современный мир с его «глобализацией», общемировым рынком, финансами, кредитами и мировыми резервными валютами, где такие рестриктивные меры, пусть и не одобренные ООН, превращаются в весьма болезненную и действенную меру. И уж тем более «горячую тему» политических новостей.
То, что новых санкций против РФ США решили все-таки не вводить, подтвердил на днях президент США Дональд Трамп. На пресс-конференции во Флориде по итогам переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ он заявил, что США введут санкции против России, как только «она их заслужит». Как отметил американский лидер, хорошо было бы наладить отношения с Москвой, Пекином, Токио и другими странами. Но заверил, что относится к России «жестко, как никто».
Ситуация и в самом деле весьма деликатная. Неделю назад постпред США при ООН Никки Хейли заявила, что власти объявят о новых санкциях против России в связи с ситуацией в Сирии. По ее словам, новые ограничения Вашингтона в отношении Москвы будут касаться компаний, которые поставляли в Сирию технологии, способствовавшие производству химического оружия.
Однако затем издание Washington Post со ссылкой на источники сообщило, что Трамп «еще не чувствует себя уверенно по поводу их введения». А затем посольство РФ в Вашингтоне получило уведомление от администрации Дональда Трампа, что новые санкции против Москвы в ближайшее время вводить не будут, о чем сообщил источник в МИД России.
В Москве нет недостатка в версиях. Так, по мнению сотрудника Высшей школы экономики, политолога Андрея Суздальцева, которого цитирует РИА «Новости», решение отложить санкции связано с тем, что Соединенные Штаты практически исчерпали меры давления на Москву и решили «взять паузу». Хотя и отметил, что Вашингтон, скорее всего, объявит, что таким образом хочет дать России время «подумать над своим поведением».
«Кроме того, нельзя забывать, что вариант с российскими долговыми обязательствами подтверждает формулу, что санкции — фактически бумеранг. То есть если бездумно их вводить, они возвращаются в страны, которые их инициируют — в данном случае, в США», — сказал Андрей Суздальцев в эфире радио Sputnik.
А политолог Максим Жаров договорился аж до того, что США отложили санкции, так как были, оказывается, ну до смерти напуганы «возможной реакцией российской авиации на ракетную атаку» западных стран в Сирии.
Однако заявления, которые звучат сегодня в Вашингтоне, не оставляют сомнений: в ближайшем будущем введение новых санкций как минимум не исключено.
В том числе и на основе уже принятых законов и политических решений. Соединенные Штаты рассматривают различные меры против России, в частности, в настоящее время изучается возможность введения санкций против Москвы в рамках CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»), заявили исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Дэвид Саттерфилд и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл во время слушаний в комитете Палаты представителей Конгресса США по иностранным делам.
«Мы имеем в нашем распоряжении большое количество мер, которые постоянно и активно рассматриваются с тем, чтобы минимизировать риски в Сирии», — сказал Саттерфилд. По словам дипломата, «эти решения во многих случаях зависят от [решения] президента». В свою очередь Митчелл заявил, что рассматриваемые меры в отношении России связаны с CAATSA. «Эти меры рассматриваются в настоящее время, и мы примем дополнительные и необходимые меры в отношении РФ», — сказал он.
После этого один из конгрессменов поинтересовался, почему в Конгрессе должны верить этим заверениям о введении новых санкций против Москвы. «Причина, по которой вы бы должны поверить нам, заключается в том, что с января прошлого года эта администрация ввела санкции в отношении 189 лиц и организаций в России, включая 136 из-за Украины и 24 в рамках CAATSA. Так что по части жесткости по отношению к России мы [администрация] заслуживаем доверия», — ответил дипломат.
Наконец, нет сомнений и в том, что потенциал действующих санкций еще не «отработан» полностью. В России только начинают оценивать и осознавать последствия недавнего решения США ввести персональные санкции против чиновников и прокремлевских олигархов. Падение акций РУСАЛа и курса рубля — пример нашумевший, но не единственный.
Как передает «Лента.ру», еще один олигарх, владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг, который в апреле попал под антироссийские санкции США, пожаловался премьер-министру России Дмитрию Медведеву на последствия от американских ограничений. Как сообщает The Bell со ссылкой на источники, олигарх сообщил о заморозке счетов, риске остановки предприятий в Европе, необходимости снизить свою долю в иностранных компаниях ниже контрольного пакета, а также о резком росте стоимости кредитов.
Одной из основных проблем Вексельберга стали margin calls (требование о внесении дополнительного обеспечения по кредиту в связи с падением стоимости ценных бумаг) по кредитам, привлекавшимся под залог акций UC Rusal. После расширения антироссийских санкций капитализация компании резко упала.
По словам собеседников издания, речь идет о кредитах на сумму около миллиарда долларов. Кроме того, Вексельберг сообщил, что из-за санкций его структуры не могут проводить долларовые платежи в адрес кредиторов, поскольку те будут заморожены, а банки могут попасть под вторичные санкции за сотрудничество с российскими организациями, попавшими под ограничения.
Как уточнили собеседники издания, Вексельберг не просил Медведева о конкретных механизмах помощи группе, однако передал премьеру обращение компании. По утверждению одного из источников, «было такое впечатление, что до этого в правительстве не до конца представляли себе масштаб проблем [из-за санкций США]».
Еще откровеннее на этот счет высказалась «Газета.ру». По ее оценкам, эффект от очередного витка санкций США на этот раз будет жестким: отток капитала из России вырастет на 20 млрд и составит 49 млрд долларов, доллар укрепится на 3,5-4 рубля, цены пойдут вверх и инфляция в итоге выйдет за пределы центробанковского целевого уровня. Таков прогноз экспертов «Центра развития» ВШЭ. Негативный эффект от санкций будет ощущаться один-два года. Российские контрсанкции при этом усилят и без того возросшую изоляцию России.
Наконец, санкции, предупреждают эксперты, неизбежно вызовут и эффект «кругов на воде»: многие потенциальные партнеры будут отказываться от весьма многообещающих сделок, чтобы избежать неприятностей. Достаточно вспомнить, как еще больше недели назад Glencore отстранился от российского партнера, ставшего «токсичным».
Как рассказывал тогда корреспондент швейцарской Le Temps Эммануэль Гриншпан, американские санкции снижают биржевые котировки российских компаний, особенно предприятий миллиардера Дерипаски, партнера швейцарской трейдинговой компании Glencore. Гендиректор Glencore Айван Глазенберг уже 10 апреля начал разрывать отношения, которые 11 лет связывают его с российским бизнесменом Олегом Дерипаской, попавшим в эпицентр циклона американских санкций. Глава Glencore, одного из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров из Цуга, объявил, что покидает совет директоров «Русала».
Кроме того, он отказался от обмена своих 8,75% акций «Русала» на долю в компании En+, о чем ранее была договоренность, поскольку обе компании находятся под контролем Дерипаски, передает журналист. Впервые Вашингтон нацелил удар на российские частные компании, что сильно испугало инвесторов, комментирует Гриншпан.
А тем временем в Кремле готовятся и к более жесткому варианту санкций. По информации РБК, среди сценариев, которые в Кремле и правительстве рассматривают как возможные действия со стороны США — санкции против российского госдолга, отключение России от системы SWIFT, а также запреты в отношении публичных госбанков.
В отношении российского госдолга в Кремле рассматривают два сценария: инвестировать в ОФЗ запретят только американским инвесторам либо запрет будет экстерриториальным. При втором, более жестком сценарии, могут использоваться вторичные санкции, поскольку напрямую правительство США не может диктовать условия лицам, не входящим в американскую юрисдикцию.
Теоретически Москва может, конечно, возлагать надежды в некотором смысле на «бунт на корабле» .Как сообщает WSJ со ссылкой на немецких чиновников, министр финансов Германии Олаф Шольц во время визита в Вашингтон на этой неделе намерен попросить американские власти вывести немецкие компании из- под действия жестких антироссийских санкций.
Собеседники издания сообщили, что этот же вопрос намерена поднять и канцлер Германии Ангела Меркель, которая должна встретиться с Дональдом Трампом в конце апреля. При этом речь пойдет не о каких-то конкретных компаниях, а обо всем немецком бизнесе.
Теоретически Министерство финансов США может пойти навстречу Германии и позволить сохранить действующие контракты с попавшими под санкции компаниями на определенный период времени. WSJ указывает, что давление на правительство Меркель оказывают крупные компании, которые ведут бизнес в России и не хотят становиться жертвами ухудшившихся отношений между Москвой и Вашингтоном.
Потенциальные же потери немецких компаний, среди которых упомянуты Siemens, Daimler и Volkswagen, могут составлять сотни миллионов евро.
Визит пока еще не состоялся, и реакцию Вашингтона трудно предугадать даже примерно. Однако шансов, что немецким эмиссарам удастся выторговать себе серьезные поблажки, немного.