НУРАНИ
Серж Саргсян обживается в кресле премьер-министра Армении. И даже проводит кадровые назначения. Формально, конечно, назначает новых членов правительства президент Армен Саркисян, но делает это он по представлению премьер-министра.
Так, Армен Саркисян по представлению Сержа Саргсяна уже назначил, вернее, переназначил главу МИД и министра обороны страны. Основываясь на предложении премьер-министра, указом президента Армении министром иностранных дел Армении назначен Эдвард Налбандян. Другим указом министром обороны Армении назначен Виген Саркисян.
Еще раньше первым вице-премьером назначен Карен Карапетян, вице-премьерами — Армен Геворкян и Ваче Габриелян. Другим указом президента Армен Геворкян освобожден от должности руководителя аппарата президента. Карен Карапетян до назначения исполнял обязанности премьер-министра, а Ваче Габриелян в составе предыдущего правительства занимал должность вице- премьера и министра международной экономической интеграции и реформ.
А ереванская улица тем временем продолжает бушевать. Многие СМИ ведут трансляцию событий в режиме реального времени, сообщая о митингах, блокировании госучреждений и т.д. На момент подготовки этой статьи в Ереване дело не дошло до масштабных столкновений и «большой крови». Но рост напряженности ощущался буквально во всем, и вспыхнувшие днем 19 апреля столкновения демонстрантов с полицией перед одним из правительственных зданий многие не без оснований расценили как «тревожный звонок».
Более того, обе стороны — и митингующие, и полиция — постепенно и исподволь готовят общественное мнение к тому, что события на улицах Еревана примут куда более радикальный характер, но виновата в этом будет исключительно противная сторона. Еще накануне лидер митингующих Никол Пашинян выступил с весьма примечательными заявлениями.
По его словам, избранному 17 апреля на пост премьер-министра Армении Сержу Саргсяну не удастся работать в нормальном режиме. «Серж Саргсян и сегодня не сможет почувствовать, что его власти ничего не грозит. Мы готовы терпеливо, мирно и без единой капли крови осуществить в Армению бархатную революцию», — сказал Пашинян журналистам на перекрестке улицы Григор Лусаворич и проспекта Аршакуняца в Ереване, которые митингующие временно перекрыли.
А затем предупредил, что к митингующим подосланы провокаторы, чтобы затем иметь основания для разгона митинга.
Здесь нужно пояснение. С одной стороны, в то время, пока СМИ сообщают о митингах, демонстрациях, сравнительно мелких стычках с полицией и применении спецсредств, принято выступать с призывами к сдержанности и советами разрешить все противоречия исключительно мирным путем. К примеру, делегация ЕС в Армении призвала власти страны и оппозицию проявлять сдержанность, подчеркнув, что в Европе внимательно следят за ситуацией в Ереване.
Как отметили евродипломаты, по действующему в стране законодательству, граждане Армении имеют право на проведение мирных собраний, а правоохранительные органы должны обеспечить общественный порядок и безопасность посредством справедливого и соразмерного применения закона.
После чего заключили: «Важно, чтобы стороны продолжили проявлять сдержанность и ответственность». Теоретически, конечно, можно посоветовать найти решение за столом переговоров. Но…все дело в том, что программа и требования митингующих начинаются с «Сержик должен уйти» и этим же заканчиваются.
А «Сержик» с поста премьер-министра страны, где власть и связанные с ней коррупционные схемы — единственный прибыльный бизнес, уходить не хочет. Не для того он затеял пересмотр конституции и передачу полномочий от президента к премьеру, чтобы вот так взять и уйти. Шансы урегулировать ситуацию на переговорах при таком раскладе весьма призрачны.
Возможно, конечно, что Серж Саргсян и его команда просто подождут, пока протест сам собой начнет ослабевать, и уже тогда бросят против демонстрантов серьезные силы. Тем более что трагедия 1 марта 2008 года в Ереване, когда армейский спецназ расстрелял митингующих, но власти Армении не услышали даже простого «а-я-яй», не оставила сомнений: мировая правозащитная тусовка и в следующий раз послушно промолчит, набрав в рот армянского коньяка.
Но вот если протест продолжит набирать силу (а жесткий разгон митинга может как раз спровоцировать рост протестной активности), упитанная ереванская полиция с напором толпы не справится, а армия заявит, что во внутриполитические «разборки» она не вмешивается, то тут уже степень риска для власти окажется совершенно иной.
Как поведет себя Серж Саргсян при таком раскладе? Капитулирует? Или… обратится за помощью к России? И как в этой ситуации поведет себя Россия: посоветует Сержу Саргсяну самому разбираться со своими проблемами или же ввяжется во внутриармянское противостояние?
Пока что в РФ официально не заявили о намерении ввести в действие личный состав 102-й российской базы в Гюмри или направить в Армению коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, которые как раз и создавались для противодействия «цветным революциям».
Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, следят ли в Москве за протестами в Ереване, выдал прямо-таки классический «отсыл» к оруэлловской фразе «»Большой брат» следит за тобой».
Напомнив, что президент РФ Владимир Путин направил поздравительную телеграмму в связи с избранием Сержа Саргсяна премьер-министром Армении, а позднее состоялся их телефонный разговор, Песков добавил: «Мы наблюдаем за тем, что происходит в Армении, и главное, надеемся, чтобы все проходило в рамках законности».
Однако известный своими связями с «ближним кругом» Саргсяна первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин уже назвал протесты в Армении неприкрытой попыткой сорвать легитимный процесс назначения нового правительства.
«Армения является нашим союзником, а совсем недавно еще была в составе Советского Союза, Российской империи, не чужая для нас страна. Конечно, выражаю надежду на то, что страсти улягутся и споры о будущем страны перейдут из площадей и улиц в аудитории, в том числе парламентские. То, что произошло, является совершенно неприкрытой попыткой сорвать легитимный процесс назначения нового правительства», — разглагольствовал он в беседе с РИА «Новости».
По версии Затулина, «если Россия последовательна как государство и как общество, то она, безусловно, должна осудить эти попытки и ни в коей мере не мешать властям Армении разобраться в законном порядке с теми, кто устраивает беспорядки и дестабилизацию».
А глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета РФ Андрей Климов так вообще брякнул, что протестные акции в Армении очень похожи на сценарии «рукодельных революций», в них наблюдаются «заморские ушки». «Сегодня мы имеем возможность наблюдать, как творится «рукодельная революция», — цитирует его РИА «Новости».
И хотя сенатор признал, что происходящее в Армении — это дело армянского общества, все же не удержался от предостережения: «Но надо понимать, сколько таким способом в мире осуществлялась смена власти». По его версии, Серж Саргсян оказался под прицелом оппонентов, потому «что он, в отличие от Виктора Януковича, усиливает интеграционные процессы с Россией, страна участвует в работе ЕАЭС». А вот противники Саргсяна видят в нем те приоритеты, которые не отвечают их интересам и, в частности, нежелание сближаться с НАТО. Из чего сделал вывод: дескать, «в протестных акциях в Армении видны заморские ушки».
«Те заморские ребята, которым не нравится политика Армении, заинтересованы в росте неразберихи в республике, в смене власти. Они сделают все возможное, чтобы оседлать эту протестную волну и попытаться выхватить Армению из числа тех государств, которые думают о своих национальных интересах, а не интересах Запада», — сказал парламентарий.
Что это — просто желание «отметиться по горячей теме»? Или российское общественное мнение уже готовят к будущему вмешательству Кремля во внутриармянские «разборки»? Пока что на этот вопрос трудно ответить однозначно.
Однако нет сомнений, что Серж Саргсян готов использовать личный состав 102-й базы в Гюмри как свою личную гвардию. И кое- кто в России против такого сценария не возражает.