Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Несанкционированный ракетный удар по Сирии необходимо воспринимать в качестве очередного яркого урока геополитики. Более того, учитывая ряд глобальных тенденций, данный инцидент имеет симптоматичный характер.
Да, Сирия далека от нас, да, мы пока еще непосредственно не вовлечены в конфликт, да, данная геополитическая игра имеет глобальный масштаб, но при всем этом мы не имеем право не следить за ходом событий, а тем более не делать каких-либо выводов. Хотя бы потому, что в эту «игру» вовлечены Турция, Россия и США, т.е. страны, характер политических решений которых может повлиять на ход и развязку уже нашего конфликта.
Идет жесткая информационная борьба за формирование международного общественного мнения. Основные стороны этой войны всеми правдами и неправдами пытаются защитить свои позиции.
Заметьте, характер международного общественно-политического мнения зависит непосредственно от СМИ, т.е. если имеешь контроль над СМИ, то значит и имеешь контроль над международным социально-политическим сознанием.
Активных боевых действий протяженностью всего лишь в один час достаточно для того, чтобы сформировать устойчивое международное общественное мнение по отношению к конкретному вопросу.
Этого часа войны достаточно также и для того, чтобы международные организации приняли решения, которые могут повлиять на судьбы целых миллионов людей. Иными словами, одного часа войны достаточно для того, чтобы иметь повод вести многомесячную агрессивную информационную борьбу, которая, в свою очередь, может вылиться уже в идеологическое противостояние всех против всех.
Именно данный сценарий, как раз и может стать причиной нового мирового передела. Вот тогда перед нашей страной и остро встанет вопрос: на чьей стороне стоять? Характер выбора неминуемо повлияет не только на внутриполитический курс, но и на содержание вариантов урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Сущность одной из основных геополитических стратегий ведущих стран мира заключается именно в том, чтобы принудить молодые независимые страны примкнуть к тому или иному политическому «лагерю». Именно в этом и заключается содержание такой геополитической задачи как, расширение сферы влияния. Собственно говоря, это и есть первый стратегический вывод.
Иным не менее значимым выводом может быть то, что, оказывается, не обязательно согласовывать свои внешнеполитические действия с международными организациями. Этот «урок» указывает не только на заказной характер международных организаций, но и на то, что они по своему содержанию как раз и призваны для того, чтобы маскировать цели своих заказчиков, придавать легитимный характер их решениям, а также оправдывать агрессивный дух их действий.
Отсюда и вырисовывается вывод о том, что международные организации — это «легитимный» инструмент вмешательства во внутриполитические дела конкретных стран. Здесь обнаруживает себя геополитический парадокс, который можно сформулировать следующим образом: с международными организациями сложно, а без них невозможно.
Собственно говоря, на примере нашего конфликта, вот уже более двадцати лет мы на себе переживаем данный парадокс.
Безусловно, можно также предположить и то, что перед этой американской акцией (массивный ракетный обстрел) стояли сразу несколько стратегических задач. Сверхдержавы, которыми в данном случае являются США и Россия, по определению не могут позволить себе, чтобы основная роль в каком-либо конфликте перепала на третью сторону, в данном случае на Турцию.
После того, как Россия официально ограничила свое физическое присутствие в Сирии, основная роль перепала Турции. По всей видимости, она неплохо справлялась с этой своей ролью.
Отдать основную роль Турции в урегулировании международного конфликта означает отдать преимущество исламской стране, что по определению неприемлемо для сущности всех геополитических стратегий. А данный ракетный удар как раз и демонстрирует то, что никакие действия Турции не могут даже сравниться с потенциалами «большого христианского мира».
На правдоподобность данной гипотезы косвенно указывает тот факт, что практически все ракетные атаки были отражены, а долетевшие ракеты упали в пустынные места, т.е. преднамеренно стреляли в «молоко».
Учитывая сверхточность современного баллистического оружия, трудно поверить в то, что более восьмидесяти процентов ракет можно было с легкостью отразить, тем более сирийской стороной.
Более того, подобные факты как раз наоборот позволяют предположить, что ракетный удар был согласован с Россией. Обратите внимание на то, что данный инцидент практически вытеснил Турцию из списка основных игроков.
Турция не упоминается ни в одном из сценариев развязки этого инцидента. Если вы просмотрите телевизионные передачи и международные комментарии по поводу данного факта, то легко убедитесь в том, что Турция даже не упоминается, ее как будто нет в этом конфликте. Конечно, несправедливо, но это большая геополитика, здесь справедливости не ищут.
С позиций основных игроков непозволительно дать возможность мусульманской Турции стать международным героем, который принесет Сирии мир. Как раз наоборот, эта задача, т.е. вытеснение Турции, даже если и временно, но все же может стратегически сблизить США и Россию. Безусловно, можно сформулировать и даже придумать еще много различных сценариев, которые хоть как-то будут объяснять данный инцидент.
Однако при любом исходе, в контексте нашего конфликта, непростительным будет забыть и не учитывать уже успевшую стать пресловутой политику двойных стандартов, к которой прибегают международные организации. В силу того, что они обладают официальным статусом международного арбитра, их действия или бездействия зачастую остаются «безнаказанными».