НУРАНИ
Армения завершает переход от президентской республики к парламентской. Депутаты Национального собрания Армении в ходе созванного 17 апреля специального заседания открытым голосованием избрали на должность премьер-министра Сержа Саргсяна.
Его кандидатуру поддержали 76 парламентариев, «против» проголосовали 17. Депутаты встретили итоги голосования аплодисментами.
Сам Серж Азатович, не отрываясь от заранее написанного текста, поблагодарил РПА и коалиционную АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД) за выдвижение его кандидатуры на пост премьер-министра. Затем с пафосом заявил: «В последние месяцы и дни мы являемся свидетелями претворения в жизнь новой Конституции, нового начала. Мы участники нового начала».
Поговорил о внесенных в Основной закон Армении изменениях, после чего возвестил: «Мы осуществляем переход к динамичному развитию. Если раньше не было альтернативы президентской и полупрезидентской модели правления, то на сегодня очевидным становится эффективность парламентской системы». Затем брякнул: «Здесь за трибуной стоит не третий президент РА, а представитель РПА, правящей партии, имеющей большинство в парламенте, и я имею возможность исключить противоречия между НС и правительством. У меня на самом деле есть поддержка парламентского большинства».
Но вот если поддержка парламентского большинства у Сержа Азатовича действительно есть, то с поддержкой улицы все куда сложнее. Особенно теперь, когда из Еревана вот уже не первый день приходят весьма драматичные новости.
По последним сообщениям, в столице Армении объявили ни много ни мало «бархатную революцию». На начавшемся на площади Франции митинге организатор акции протеста, депутат Национального собрания Никол Пашинян объявил о начале народной «бархатной революции» в Армении, передает News.am. Сначала он поведал сторонникам о событиях утра 17 апреля.
«Мне было передано уведомление полиции (требование прекратить митинг — Авт.). В присутствии нескольких десятков человек я разорвал бумагу», — заявил Пашинян, сообщив, что после этого были задержаны десятки его сторонников. Самому Пашиняну с несколькими единомышленниками удалось убежать от полицейских, намеревавшихся, со слов Пашиняна, подвергнуть их приводу. «Затем мы провели шествие, начавшееся с участием нескольких десятков, а завершившееся несколькими тысячами участников», — отметил Пашинян. Он сообщил собравшимся, что полиция скопила большие силы.
«Но мы поступим иначе. Пойдем шествием и парализуем деятельность других государственных ведомств. Там, где удастся войти, войдем и проведем сидячие акции протеста. Где не удастся, будем сидеть перед зданиями, не позволяя никому войти в здание, а выйти при условии присоединения к митингу», — заявил Пашинян, подчеркнув, что акция будет мирной, без насилия. К аналогичным действиям Пашинян призвал сторонников и в других городах Армении. О конкретном направлении Пашинян не сообщил. «По пути посмотрим, какое наиболее удобно», — заметил народный избранник.
Вскоре в Ереване перешли от слов к делу. Как сообщает «Спутник», сторонники оппозиционного лидера Никола Пашиняна продолжают пешую акцию протеста по центру Еревана. «Возле каждого госучреждения перед входом и выходом остаются по 15-20 митингующих. Таким образом, они блокируют здания. Остальные протестующие продолжают путь», — сообщил корреспондент Sputnik-Армения с места событий. Митингующие уже заблокировали вход в здание Главного управления внутренней безопасности и оперативного розыска Министерства финансов Армении. Около 20 демонстрантов перекрыли вход в здание следственного управления комитета по госдоходам. Также заблокирован Центральный банк Армении.
Что это — очередной «майдан» в Армении, которую зловредные западные «дяди в пробковых шлемах» пытаются оторвать от России? Или…
Но, несмотря на то, что и риторика самих митингующих и их лидеров, и тактика уличного протеста напоминают украинский Майдан, на самом деле параллель не очень убедительная. Геворг Мирзаян, известный по многочисленным ток-шоу на российских каналах, так прокомментировал события в Ереване в своем аккаунте в Facebook: «По событиям в Ереване. Некоторые — например, Сергей Марков (Sergey Markov), уже называют их «армянским майданом», которые проводятся на деньги Запада, силами прозападных НКО и против России. Конечно же, это не майдан. Режим Сержа Саргсяна не страдал от особой популярности народа, однако армяне терпели из последних сил, ожидая его обещанного им самим ухода. Но нет, Сержу хватило жадности и не хватило мозгов — он решил остаться на посту премьера после конституционной реформы. Вот у людей и прорвало. По хорошему стране нужно проводить перевыборы, конечно».
Здесь с Геворгом Мирзаяном спорить трудно. Как признает сквозь зубы даже ереванский «Спутник», «основная задача митингующих — не допустить избрания Сержа Саргсяна премьером. По их мнению, экс-президент фактически «идет на третий срок».
В качестве аргумента приводится тот факт, что ВВП страны в 2008 году, когда Саргсян вступал в должность, составлял 11,7 миллиарда долларов, уровень бедности составлял 27,6%, госдолг — 1,9 миллиарда долларов. Спустя 10 лет картина выглядит следующим образом: ВВП — 11,5 миллиарда долларов, государственный долг — около шести миллиардов, уровень бедности — 30%. Именно на этих показателях основываются противники Саргсяна».
Но вместе с тем Мирзаян напоминает и о другом: «Что же касается Запада — да, возможно Запад стоит за частичным финансированием протеста? И? Это их работа — всячески раскачивать Армению. Но они не превращают этот протест в антироссийский — это антисержевский протест. Да, там есть местная арм.иза — трусливая кучка безмозглых крикунов — которая опять отыгрывает русофобию, идею «предательства Москвы» и «мы пойдем на запад», однако по-настоящему антироссийским протест станет только в том случае, если Кремль встанет на сторону Сержа. Нужно проводить правильную краткосрочную и долгосрочную политику. Краткосрочная — понять, что это внутриармянские разборки, и не влезать в них. Не марать себя поддержкой Сержа против его собственных протестующих, но и, наверное, не поддерживать протестующих против Сержа. Долгосрочная — нужно наконец НОРМАЛЬНО работать с армянским гражданским обществом и оппозицией. Скорее даже нужно наконец РАБОТАТЬ, ибо мы не работаем, а имеем отношения только с властью».
А вот это уже куда серьезнее. И опаснее.
Здесь, пожалуй, следует немного отвлечься от темы и вспомнить: накануне голосования в парламенте Армении по кандидатуре Сержа Саргсяна на пост премьер-министра многие журналисты пытались выяснить, как проголосуют депутаты от блока «Царукян». Их голоса по сути мало что решали, но за голосованием фракции «прочитывалось», в каких отношениях с властью будет сам «водочный олигарх» Гагик Коляевич Царукян.
И в беседе с «Первым информационным» член фракции «Царукян» Геворг Петросян, комментируя инициативу «Мой шаг», к которой сегодня присоединились тысячи студентов, сделал примечательное заявление: «По крайней мере, мое единственное желание и просьба к Богу — чтобы не было кровопролития».
А такой опыт, предупреждают эксперты, в Армении есть. В феврале 2008 года Сержу Саргсяну «нарисовали» победу на выборах президента Армении. В ответ начались нешуточные акции протеста сторонников Левона Тер-Петросяна, первого президента Армении и оппозиционного кандидата на выборах.
Одним из лидеров митингующих был как раз Никол Пашинян, в те годы редактор газеты «Айкакан Жаманак». Вначале власти вели себя вроде бы мягко, но затем митинг весьма жестоко разогнали. А закончилось все кровью на улицах Еревана: 10 убитых, еще больше раненых, чрезвычайное положение и «вялотекущее» расследование, которое за 10 лет не продвинулось ни на шаг.
И теперь эксперты не исключают, что сценарий может повториться. Но вот поддержат ли в требуемой степени Сержа Саргсяна его силовики — вопрос открытый. Появление в Армении частей российской военной полиции как раз накануне нынешней волны протестов наводит здесь на серьезные размышления. Так что Геворг Мирзаян знает, от чего предостерегает. Вопрос в том, будут ли эти предостережения услышаны.