За рубежом

В чью пользу закончилась очередная «проба сил» в Сирии?

НУРАНИ

В течение всех минувших выходных драматичные новости из Сирии были в центре внимания мировой аудитории. 14 апреля Соединенные Штаты и их союзники нанесли удар по Сирии в ответ на использование Башаром Асадом химического оружия. Как информирует, в частности, «Лента.ру», на брифинге после атаки представитель Пентагона генерал Кеннет Маккензи заявил, что по целям в Сирии было выпущено 105 ракет.

Все они достигли своих целей и уничтожили объекты сирийской инфраструктуры, на которых производилось или могло производиться и хранилось химическое оружие. Представитель военного ведомства отметил, что ими использовались средства подавления сирийской ПВО. Маккензи также сообщил, что сирийские военные выпустили 40 зенитных ракет, однако они не достигли своих целей, так как большинство из них было запущено уже после нанесения авиаударов союзников, и выразил опасения, что ракеты без наведения могли упасть на местных жителей и привести к их гибели или ранению.

Самый массированный удар пришелся по научно-исследовательскому комплексу в населенном пункте Барза, где, по утверждению коалиции, велись разработка и производство химического оружия. По данным Пентангона, в центр выпущено 76 ракет — 57 «Томагавков» и 19 AGM-158 JASSM. Все ракеты поразили комплекс. На снимках, опубликованных американским командованием, видно, что комплекс зданий полностью уничтожен.

Второй удар был нанесен по военному складу, на котором якобы хранилось химическое оружие — зарин и компоненты для его производства (прекурсоры). Объект находится у деревни Сунун западнее города Хомса.

По данным Пентагона, 22 ракеты, выпущенные по складу, достигли цели и уничтожили ее. Третьей целью американских военных и их британских и французских союзников стал бункер-хранилище с химическим оружием и важным, по мнению Пентагона, командным центром. Сооружение расположено западнее города Хомса. Бункер поразили семь ракет, уничтожив его полностью. В реализации своей химической программы Сирия, уверены в США, отброшена на десятилетия назад.

Реакция Москвы последовала с завидной оперативностью. Президент России Владимир Путин назвал ракетные удары по Сирии, которые предприняли США, Великобритания и Франция, актом агрессии. «Без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в нарушение устава ООН, норм и принципов международного права совершен акт агрессии против суверенного государства, которое находится на переднем крае борьбы с терроризмом», — заявил президент.

«Россия самым серьезным образом осуждает нападение на Сирию, где российские военнослужащие помогают законному правительству в борьбе с терроризмом», — говорится в заявлении Кремля. В документе отмечается, что в качестве предлога для нанесения ударов, как и год назад, была использована «инсценировка применения отравляющих веществ против гражданского населения».

По словам Путина, российские военные эксперты не обнаружили следов применения хлора или других отравляющих веществ, при этом «ни один местный житель не подтвердил факта химической атаки». Путин также отметил, что эскалация ситуации в Сирии оказывает разрушительное воздействие на систему международных отношений. Россия созывает экстренное заседание Совбеза ООН «для обсуждения агрессивных действий США и их союзников». О том, что деятельность России как раз и парализовала СБ ООН, разумеется, умолчал.

Эксперты, впрочем, напоминают: в то время, пока президент США Дональд Трамп «выстреливал» твиты, в которых советовал России готовиться к прилету «умных» ракет, аналитики предрекали едва ли не начало третьей мировой войны в случае американского удара по Сирии. Большой пробы сил между США и Россией после ударов по Дамаску все же не случилось — в немалой степени и потому, что американские удары пришлись по сирийским объектам и позициям, но не по российским базам в Сирии. Впрочем, если верить американским СМИ, администрация президента США Дональда Трампа рассматривала три варианта нанесения ракетного удара по целям в Сирии. Во всяком случае, об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники.

Наиболее консервативный сценарий предполагал удары по объектам, связанным, как предполагается, с производством химического оружия. Второй вариант предусматривал бомбардировку командных пунктов сирийских правительственных сил и объектов, где может идти разработка химического оружия. Третий — самый радикальный — включал в себя удары по российской ПВО с целью, как сообщили собеседники издания, «подрыва военной мощи» режима президента Башара Асада. Однако министр обороны Джеймс Мэттис, представляя планы ударов по Сирии, указал, что третий вариант может быть опасен из-за ответа на него России и Ирана.

Сценарий ракетного удара, выбранный президентом США Дональдом Трампом, оказался наиболее близок к консервативному варианту, но целями были выбраны не только объекты по производству химического оружия, но и места его разработки.

Тем не менее, эксперты уверены: уже можно подвести некоторые итоги и уточнить, кто из «внесирийских» игроков выиграл, а кто проиграл.

В самой Сирии Башар Асад приказал даже устроить празднества в честь своей «победы». Как уверяют сирийские официозные СМИ и представители Минобороны РФ, стоящие на вооружении сирийской армии средства ПВО еще советского производства сбили аж 70% ракет.

Правда, в такую благостную картину верится с трудом. Силы ПВО Сирии и России не поразили ни один из более 100 снарядов, выпущенных США, Британией и Францией по объектам по производству химвеществ в Сирии — такое утверждение содержится в пресс-релизе Европейского командования США (EUCOM), сообщает «Укринформ».

«Ни одна из… ракет, участвующих в этой миссии, не была успешно поражена сирийскими ПВО, и нет никаких признаков того, что были задействованы российские системы ПВО», — говорится в сообщении. По данным EUCOM, всего было выпущено 105 единиц оружия против трех целей. Командующий генерал Кертис Скапаротти подчеркнул, что операция была тщательно спланирована и проведена и подтвердила способность EUCOM быстро реагировать на любые обстоятельства. Можно отмахнуться: дескать, приукрашивать ситуацию в свою пользу может каждая из сторон. Но…

Оставим в стороне, что за осколки сбитых «Томагавков» выдают то осколки ракет «Бук», то вообще устройства неизвестного происхождения.

Прежде всего вспомним недавний удар США теми же «Томагавками» по сирийской базе «Шайрат». Тогда на вооружении Сирии тоже стояли старые советские системы ПВО. Тем не менее, американские «Томагавки» влетали точно в центр ангаров, где стояли сирийские военные самолеты, от которых в результате мало что оставалось. Была серия израильских ударов по целям в Сирии, но там сирийская ПВО не то чтобы продемонстрировала готовность отразить атаку.

С чего вдруг теперь у сирийских «стражей неба» прорезался небывалый профессионализм, непонятно. Или, наоборот, понятно, если вспомнить, что Башар Асад предписал своим гражданам не верить непроверенным сообщениям об ущербе и погибших. На этом фоне попытки Москвы представить дело так, будто бы она выиграла у США военно-техническое противостояние на сирийском поле, по меньшей мере неубедительны.

Проиграла Москва и этакую «имиджевую войну нервов». Несмотря на все обещания России «не допустить», «защитить» и вообще разбомбить не только ракеты, но и установки, с которых они будут запущены, никакого ответа от Москвы, по крайней мере, пока не последовало. Российское экспертное сообщество пока что рассуждает об «отложенном ответе», но это уже напоминает попытки помахать кулаками после драки. И еще потирая при этом собственные синяки.

Наконец, проиграла РФ и дипломатическую схватку. Российские СМИ старательно уверяли, будто бы и в Лондоне, и в Париже отказались безоговорочно поддержать американский удар и заявили, что нужны, мол, доказательства химической атаки Асада. Но в реальности Франция и Великобритания не просто поддержали Вашингтон, но и приняли участие в атаке. ВВС Франции для нанесения ударов задействовали пять истребителей Dassault Rafale и четыре Dassault Mirage 2000, от ВМФ Франции принимал участие фрегат «Лангедок» класса FREMM (Европейский многоцелевой фрегат).

Великобритания использовала только воздушные силы — четыре истребителя Panavia Tornado GR4, вооруженные крылатыми ракетами Storm Shadow.

Но самое неприятное для Москвы, удары США поддержали в Анкаре. Турция считает правильными ракетные удары США, Великобритании и Франции по Сирии, заявил в субботу президент Турции Тайип Эрдоган во время выступления в Стамбуле, трансляцию которого вел телеканал A Haber. «Немыслимо оставить без ответа химические атаки, совершенные режимом Асада. Мы считаем оправданной и правильной военную операцию США, Великобритании и Франции против режима», — сказал он.

Эрдоган также заявил о намерении в скором времени обсудить эту операцию в Сирии с президентом Франции Эммануэлем Макроном. «Сегодня утром я обсудил эту тему с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, позже я обсужу этот вопрос с Макроном», — заявил он.

Турецкий лидер также сообщил, что с Мэй он обсудил тему отношений между Россией и Турцией. По мнению президента, отношения Москвы и Вашингтона необходимо «как можно скорее вернуть в мирное направление».

А тогда уже становится понятным, что, несмотря на то, что большого противостояния между США и Россией в Сирии не случилось, Москва этот раунд безнадежно проиграла.