А.ШАКУР
Следует ли ждать в ближайшее время удара по Сирии? Согласно последним новостям на момент подготовки этой статьи, окончательное решение в Вашингтоне еще не принято. Президент США Дональд Трамп пока не принял окончательного решения относительно возможного удара по Сирии.
Если это произойдет, американские законодатели будут заранее предупреждены, заявил на слушаниях в комитете Палаты представителей по делам вооруженных сил, посвященных бюджетному запросу министерства обороны на 2019 финансовый год, министр обороны США Джеймс Мэттис.
«Я не хочу углубляться в детали относительно возможного решения главнокомандующего. Что касается нашей текущей ситуации, если, как в прошлый раз, мы решим предпринять военные действия в связи с этой химатакой, то, как и в прошлый раз, немногим более года назад, мы уведомим Конгресс», — сказал он. Далее Мэттис уточнил, что, «конечно, перед атакой, будут уведомлены лидеры [Конгресса США], но мы предоставим полный отчет самому Конгрессу как можно скорее». По словам Мэттиса, «мы пока не приняли какого-то решения о нанесении удара по Сирии».
«Я не хочу говорить о конкретной военной операции, решение о которой даже еще не принято, — добавил глава Пентагона. — Это будет очень серьезное решение, но президент пока не принял решения. Однако если оценивать Конвенцию о запрещении химического оружия, то очевидно, что в интересах США, чтобы положения этой конвенции соблюдались всеми странами». «То, что произошло в Солсбери, то, что происходит в Сирии, свидетельствует о том, что это — повод для беспокойства», — отметил Мэттис.
Министр обороны США подтвердил: он считает, что атака с применением химического оружия в сирийском городе Дума имела место. «Я считаю, что химическая атака была и сейчас мы собираем доказательства», — заявил он, отметив, что эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) на месте «смогут лишь сказать, нашли ли они свидетельства применения или нет».
«Но, поскольку это быстро рассеивающийся газ, то со временем становится все труднее подтвердить это», — считает он. Как заверил Мэттис, Вашингтон привержен курсу, который предполагает прекращение конфликта в Сирии путем мирных переговоров в Женеве, и главная цель администрации США в Сирии — «нанести поражение ИГ». «Мы не собираемся участвовать в гражданской войне», — отметил он. Вместе с тем Мэттис не исключил, что США будут наносить удары по Сирии, если посчитают, что власти этой страны применили химическое оружие.
Однако подготовка к ударам по целям в Сирии идет полным ходом, и не только со стороны США. Как передает, в частности, «Интерфакс», с авиабазы Уоддингтон в Англии, взяв курс на Восточное Средиземноморье к берегам Сирии, вылетел самолет воздушной разведки и управления нанесением ударов Sentinel R.1 британских Королевских ВВС. Это следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
По их сведениям, британский разведывательный самолет с бортовым номером ZJ690 был зафиксирован к востоку от греческого острова Крит, выполнявшим полет в направлении Сирии. Пока неясно, осуществлял ли он только перелет на британскую авиабазу в Акротири на Кипре или же летел на выполнение задания вблизи Сирии по определению целей для возможного удара.
Как напоминает ИФ, Великобритания закрыла воздушное пространство над Средиземноморьем вблизи своей базы Акротири на Кипре в связи с предстоящим «увеличением военной активности».
Согласно международному извещению для авиационного персонала (NOTAM), с четверга до 12 мая морской район вблизи британской базы, расположенной на южном берегу Кипра, объявлен опасным для полетов гражданской авиации. В частности, не рекомендуется осуществлять полеты в зоне воздушного пространства от поверхности моря до эшелона FL300, то есть 9150 метров, поясняет агентство.
Однако на этом фоне масштабные дипломатические «подвижки» происходят на турецком направлении. И это еще один источник возможных плохих новостей для Москвы.
Нет, внешне здесь все нормально. Анкара ожидает от Москвы возвращения безвизового режима для турецких граждан, заявил официальный представитель МИД Турции Хами Аксой. Как напоминает РИА «Новости», Россия ввела визовый режим для граждан Турции на фоне охлаждения отношений двух стран в ноябре 2015 года, когда ВВС Турции сбили российский бомбардировщик Су-24: по российской версии, над Сирией, по турецкой, в воздушном пространстве Турции.
«Наши отношения с Россией развиваются стремительно, мы провели уже семь заседаний Совета сотрудничества высшего уровня. Серьезное значение имел визит в Анкару российского президента Владимира Путина (3-4 апреля). За год мы достигли существенного роста товарооборота — на 32%. В прошлом году Турция приняла около 5 миллионов туристов из РФ, в этом году мы ждем 6 миллионов. Мы ждем возвращения безвизового режима, о чем заявили российской стороне», — сказал Аксой на брифинге в Анкаре.
Как ранее заявил в интервью РИА «Новости» посол РФ в Турции Алексей Ерхов, Россия готова обсуждать меры по либерализации режима въезда отдельных категорий турецких граждан, прежде всего, водителей- дальнобойщиков и представителей крупного бизнеса. Он добавил, что, возможно, в будущем будут созданы условия и для начала разговора о возвращении к действию межправсоглашения 2010 года о взаимных поездках граждан.
Более того, по информации EADaily, 12 апреля состоялся телефонный разговор президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Как сообщает пресс-служба Кремля, выражена обеспокоенность нынешним обострением ситуации в Сирии и вокруг неё на фоне раздуваемых спекуляций относительно якобы имевшего место использования химического оружия в городе Дума.
Подчёркнута важность обеспечения необходимых условий для работы направляющихся в Сирию инспекторов ОЗХО. Обе стороны высказались за активизацию процесса сирийского политического урегулирования на основе резолюции 2254 СБ ООН и решений, принятых Конгрессом национального диалога в Сочи, а также договорились о продолжении двусторонних контактов по различным линиям.
Но вот вряд ли это означает, что Москве и Анкаре действительно удалось прийти к согласию. Тем более что эксперты отмечают стремительное сближение Турции с традиционными партнерами — США и НАТО. Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор и с президентом США Дональдом Трампом. О нем пресс- службы обоих лидеров сообщили весьма скупо: мол, договорились поддерживать тесный контакт. Но усиливающиеся разногласия между Анкарой и Москвой — налицо. Вслед за жесткой отповедью, которую Москва получила от Анкары в ответ на свои советы «вернуть Африн» под контроль Башара Асада, последовал новый «холодный душ».
Блокирование с помощью права вето резолюции Совбеза ООН по ситуации в Восточной Гуте является «упущенной возможности», заявили в МИД Турции, сообщает турецкое агентство Anadolu. С таким заявлением выступил пресс-секретарь дипломатического ведомства Хами Аксой.
«США внесли проект резолюции, однако он был заблокирован. Мы считаем, что блокирование этого проекта является упущенной возможностью», — отметил он, добавив, что Турция была одним из сторонников документа. Как удрученно напоминает «Регнум», голосование по указанной пресс-секретарем МИД Турции резолюции состоялось 10 апреля. Документ поддержали 12 членов Совета Безопасности, против проголосовали Россия и Боливия, тогда как Китай воздержался. В свою очередь, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя назвал проект резолюции об учреждении нового механизма расследования химических атак в Сирии «провокацией».
Наконец, на ближайшие дни запланирован визит в Турцию генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Как поясняет ТАСС, генсек НАТО 16 апреля прибудет с официальным визитом в турецкую столицу, где планирует встретиться с президентом Турции Тайипом Эрдоганом, начальником Генштаба ВС республики Хулуси Акаром, главой МИД Мевлютом Чавушоглу и министром обороны Нуреттином Джаникли. Ожидается, что основными темами их переговоров станут отношения между Турцией и НАТО, борьба с терроризмом, операция «Оливковая ветвь», а также подготовка к саммиту НАТО, который запланирован на 11-12 июля 2018 года в Брюсселе.
Руководство Турции намерено обсудить с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом использование авиабазы Инджирлик в случае начала возможной операции США и их союзников в Сирии, заявил официальный представитель МИД Турции Хами Аксой.
И вот это уже явно плохая новость для Москвы. Которой, похоже, союз с Башаром Асадом обходится куда дороже, чем это предполагали многие.