НУРАНИ
Завышенная самооценка на общенациональном уровне всегда была характерной чертой политической жизни в Армении.
Многие местные политики пребывают в полной уверенности, что мировое сообщество, а уж тем более страны более не существующей Антанты, несут перед Арменией особые обязательства, что они ну просто обязаны в первую очередь принимать во внимание армянские, а уже затем — собственные интересы и т.д.
Но даже на этом фоне кое-кому удается поставить этакий «рекорд местного значения». Тюрколог Ваграм Тер-Матевосян в беседе с Tert.am, говоря о конфронтации между США и РФ, заявил, что Армения и другие небольшие страны должны выступить с совместным заявлением, призывая США и Россию не идти путем силового сценария и не злоупотреблять своей мощью.
Здесь, конечно, надо бы предельно вежливо осведомиться: господин Тер-Матевосян всерьез уверен, что призыву Армении последуют «небольшие страны»? А затем к этому хору прислушаются уже сверхдержавы? И, как бы это помягче, не переоценивает ли сей эксперт роль и авторитет собственной страны?
Впрочем, даже беглый анализ показывает: на самом деле Тер-Матевосян, и не только он, не на шутку испуган тем, что происходит в Сирии. Комментируя последние события, ереванский тюрколог заявил: на протяжении всей войны в Сирии, похоже, сформировалась некая традиция, что, когда распространяются слухи об использовании химического оружия, власти США считают это пересечением красной черты и немедленно начинают бомбардировку территории Сирии.
«На сей раз также возможна подобная развязка, но я не думаю, что эти действия будут широкомасштабными. Они, на мой взгляд, будут строго нацеленными, как в случае предыдущих примеров. Думаю, что механизмы взаимной сдержанности все еще работают, и я полагаю, что здравый рассудок одержит верх, и стороны не перейдут рубикон», — сказал он.
А затем журналист Tert.am озвучил главный вопрос: бытует мнение, что Сирия может стать фатальной для Армении, поскольку находится на расстоянии всего в 150 километрах от всего этого, тем не менее, есть ли прямая угроза для Армении?
В ответ тюрколог Ваграм Тер-Матевосян отметил, что ему приходилось уже говорить об этом: задача в том, чтобы Армения в ходе сирийской войны или ее расширения не превратилась во второй Таджикистан, как это произошло в случае последнего во время афганской войны.
Потом пояснил: «То есть, чтобы территория Армении не использовалась в качестве платформы для того, чтобы Россия отсюда совершала полеты или управляла оперативными действиями. Это очень важное обстоятельство. И потом, потенциальное крупное столкновение так или иначе не может не иметь последствий для Армении: мир очень взаимосвязан, чтобы не думать о подобных сценариях».
И вот после этого и озвучил свой призыв: «При подобных обстоятельствах, Армения и ряд других крупных и небольших стран, которые на первый взгляд не могут влиять на большую политику, должны выступить с совместным заявлением с призывом к США и России не идти путем силового сценария и не злоупотреблять своей мощью».
Только вот…насколько обозначенные Tert.am опасения — это действительно то, что волнует сегодня армянскую общественность?
Судя по всему, в Армении не на шутку испугались не самого по себе военного сценария в Сирии, а именно возможного втягивания в него Армении. На территории этой страны, в Гюмри, находится российская база, которая может быть задействована для ударов по «американским» или «натовским» целям. И вот тут уже «прилететь» может Армении. Причем с большой вероятностью.
По совести говоря, эксперты не сомневаются: падение режима Асада станет для Еревана очень плохой новостью. У Еревана и Дамаска длинная история сотрудничества, в том числе в военной сфере. Сирийские наемники в Карабахе, напомним, появились еще в первые месяцы вооруженного противостояния.
Более того, в нынешней гражданской войне армянские лидеры тоже оказались на стороне Асада, которого Трамп называет «животным». Во всяком случае, в беседе с корреспондентом ереванской газеты «Новое время» российский кинодокументалист, военный корреспондент и ведущий телеканала «Россия 24» Антон Степаненко прямо заявил, что «армянское посольство и консульство в Сирии не закрывались даже в самый трудный для Алеппо период».
«Что касается армянской общины, то я снимал в христианских и армянских кварталах Алеппо, где ситуация достаточно стабильна. Последние год-полтора особой проблемы для армянской общины не существует», — цитирует его газета.
После чего поясняет: «Российский журналист за время пребывания в зоне конфликта общался с послом Армении в Сирии (Аршаком Поладяном) и видел своими глазами, что армянские дипломаты работали всегда — даже в самые тяжелые моменты. «У меня оператор армянин (Артем Григорян), он везде искал земляков. И находил — и среди офицеров, и среди солдат. Армянская община полноценно выступает на стороне сирийской армии. Это нормальный долг человека, который является гражданином той или иной страны», — отметил собеседник, добавив, что наши земляки в Сирии также активно воюют».
Правда, при этом «Новое время» не уточняет, идет ли речь о сирийских армянах или же наемниках из Армении.
Но вряд ли Армению волнует только перспектива потери такого ценного союзника, как Асад. Важно другое: судьба дамасского «халифа на комендантский час» оказывается для Еревана слишком ярким доказательством, что в случае «горячего сценария» заступничество России может и не спасти. А на это заступничество делается более чем серьезная ставка.
Газета «Аравот» вновь обращается к недавнему инциденту в Нахчыване, после чего вопрошает: «Обычно в случае напряженности, провокаций и инцидентов разного масштаба в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), когда задают вопрос о том, почему стратегический союзник Армении — Россия и ОДКБ не делают заявлений по поводу действий Азербайджана, звучит следующий ответ: «Арцах» не признан, Россия и ОДКБ не могут оказать подобной поддержки «Арцаху». Какое «оправдание» мы услышим по поводу нахиджеванской провокации?»
О том, что провокацию устроила сама же Армения, естественно, не упоминает, но зато перепуганным тоном сообщает: «В целом последняя предвыборная гонка президентских выборов в Азербайджане отличилась своей военной риторикой, и, возможно, это не только пропагандистский ход, а конкретная политика с далеко идущими планами. В Баку давно уже явным образом пытаются получить у международного сообщества «карт-бланш» для начала войны».
Здесь, конечно, Армении ой как понадобится заступничество России, но вот последует ли оно — вопрос открытый. Во всяком случае, здесь уже начинают осознавать, что если Москва задействует базу Гюмри для защиты Асада, события могут пойти по весьма опасному для Армении сценарию. И это куда вероятнее, чем очередные территориальные захваты «силой русского оружия».