НУРАНИ
Как утверждают знающие люди, политика, даже весьма серьезная, — это в определенном смысле шоу. Особенное, если при этом пытаются произвести впечатление на электорат и широкую публику. Только вот, во-первых, в таком шоу важно, как бы это поделикатнее, «не переперчить». А во-вторых, устраивать такие шоу имеет смысл, если гарантированы поддержка зрителей и аплодисменты. Жаль только, что об этом вспоминают порой в последнюю очередь.
Во всяком случае, представители оппозиционной фракции «Елк» («Выход») Арарат Мирзоян и Лена Назарян устроили в парламенте Армении запоминающееся шоу.
Арарат Мирзоян, взойдя на трибуну, возвестил: «Свободные граждане Республики Армения! Пришло время, когда мы можем предотвратить третий срок Сержа Саргсяна, поставить точку во власти РПА и создать Армению, о которой мы мечтали!» Затем продолжил: для этого необходимо, чтобы люди пришли на митинг 13 апреля на площади Свободы, где все вместе они зажгут «факел свободы».
И для пущего эффекта зажег фитиль принесенной с собой дымовой шашки, откуда повалил желтый дым. К нему тут же присоединилась Лена Назарян — с двумя шашками, дым от которых был уже зеленым. Через несколько минут «заряд» шашек закончился, и вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов, который председательствовал на заседании, заметил: «Шоу вроде не получилось. Откройте двери, чтобы мы могли нормально работать».
Обсуждая эту сценку в социальных сетях, один из юзеров заметил: хорошо еще, что только дымовые шашки, а не автомат Калашникова.
Замечание как минимум небезынтересное. 27 октября 1999 года, напомним, пятеро террористов во главе с Наири Унаняном устроили печально знаменитый «парламентский расстрел». В тот день, как говорится, «ничего не предвещало». На трибуне стоял министр финансов Левон Бархударян, в зале находились депутаты и министры — в парламенте проходил «правительственный час». Внезапно в зал врываются пятеро вооруженных людей. От депутатов требуют отключить сотовые телефоны и лечь на пол. Затем лидер террористов Наири Унанян подходит к тогдашнему премьер-министру Вазгену Саркисяну: «Хватит пить нашу кровь!» Премьер ответил с пафосом: «Все делается ради тебя и будущего твоих детей».
Тогда Унанян открыл огонь. Вазген Саркисян был убит на месте, спикер парламента Карен Демирчян — тоже. Погибли вице-спикеры Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутат Армен Арменакян и академик Национальной академии наук Армении депутат Микаел Котанян. Еще один депутат — председатель редакционного совета газеты «Айастан» /»Армения»/ Генрик Абрамян, находившийся в здании парламента в момент теракта, умер от сердечного приступа.
Около 50 депутатов и министров оказались в положении заложников. Террористы требовали, чтобы к ним на переговоры прибыл лично президент Армении Роберт Кочарян. В конце концов, террористов уговорили сдаться, так что упоминание об автомате Калашникова как минимум нелишнее.
Более того, сегодня в Армении «в воздухе пахнет грозой». Как напоминает тот же «Спутник», уже сегодня, 13 апреля, намечается финал акции лидера фракции «Елк» Никола Пашиняна, который организовал пешее шествие по городам Армении. Начал он свою акцию с города Гюмри на севере. Пашинян, как планируется, доберется до Еревана 13 апреля и намерен четыре дня подряд, 13-17 апреля, проводить круглосуточный митинг.
На шествия Пашинян вышел, требуя у властей не выдвигать в премьер-министры действующего президента Сержа Саргсяна. Правда, насколько многочисленным он окажется — вопрос открытый. Две другие партии в блоке — «Республика» Арама Саркисяна и «Светлая Армения» Эдмона Марукяна — отказались присоединяться к инициативе Пашиняна.
Другой вопрос, что Никол Пашинян, как уже сообщала наша газета, при этом обещает ни много ни мало блокировать входы в парламент, чтобы депутаты не могли пройти к своим рабочим местам и проголосовать за назначение Сержа Саргсяна на пост премьер-министра.
«Голос Армении» по этому поводу весьма едко пишет: «Общеизвестно, что лидеры партий отправляются в вояжи по городам и весям, когда не в состоянии обеспечить численность своих акций в Ереване». Но в то же время отмечает и другое: «На днях журналисты спросили руководителя фракции РПА Ваграма Багдасаряна о том, что он станет делать, если 17 апреля здание парламента будет окружено участниками уличных акций и он не сможет попасть на работу? Багдасарян ответил, что в этом случае к исполнению своих функций приступят правоохранительные органы. Инициаторы акций не скрывают, что кульминацией уличных действий станет осада здания парламента в тот день, когда депутаты приступят к обсуждению вопроса о назначении премьер-министра. Впрочем, до кульминации дело может не дойти, если с 13 до 17 апреля противники назначения Сержа Саргсяна на пост премьера устроят уличную провокацию, в результате чего полиция будет вынуждена прибегнуть к разгону акции и массовым приводам в отделения».
Наконец, на площади в этот день будут не только сторонники Никола Пашиняна, но и активисты фронта «Во имя государства Армения». А это, напомним в очередной раз, политическая группа поддержки боевиков «Сасна Црер», то есть люди, в принципе готовые поддержать террор. Сколько среди них окажется тех, кто готов не только поддержать, но и поучаствовать, можно только догадываться.
Как испуганно констатирует «Голос Армении», «Гражданский договор» и фронт «Во имя государства Армения» о совместных действиях не договорились, только после 9 апреля решили координировать свои действия». Но как далеко заходит эта координация, вопрос открытый. Особенно когда речь идет о радикальных действиях.
Тем более трудно предугадывать развитие событий в том случае, если силу применит власть. Тем более, что в «команде» Сержа Саргсяна уже продемонстрировали, что могут стрелять на поражение и «ломать стереотипы», поднимая руку на гражданское население не только в Азербайджане, но и в Армении. Достаточно вспомнить расстрел митингующих на улицах Еревана 1 марта 2008 года, после того, как Сержу Саргсяну «нарисовали» победу на выборах, а возмущение фальсификациями выплеснулось на улицы.
И вот теперь прямо-таки зловещий характер приобретает такое «совпадение». В марте 2008 года, напоминали эксперты, в Армении возникла ситуация, когда не было полной ясности, кто контролирует силовые структуры: то ли все еще Роберт Кочарян, то ли уже Серж Саргсян. И до сих пор нет четкого ответа на вопрос, кто бросил против участников акции протеста армейский спецназ с приказом стрелять на поражение.
Та же ситуация сложилась и в сегодняшней Армении, где, правда, уже есть новый президент, но с сокращенными полномочиями, но нет премьера, обладающего всей полнотой власти в стране. И если до 17 апреля кто-то прикажет стрелять по митингующим, то опять не будет ясности, кто именно. А это значит, что в результате шоу с файерами в парламенте Армении полыхнуть может всерьез.