За рубежом

Сирия: война на повестке дня?

turkey-tank-isis-syriaНУРАНИ

Сэр Уинстон Черчилль, уверены многие историки, считал, что заглядывать слишком далеко вперед недальновидно. Но в то же время способность хотя бы на шаг, а еще лучше — на два просчитывать последствия своих действий — важная составляющая успешной политики.

Сегодня трудно представить себе, что еще совсем недавно в Кремле на полном серьезе предрекали, что Сирия станет именно тем «полем», где Россия и США найдут общий язык. Планы были самые что ни на есть радужные.

Москва вводит войска в Сирию и старательно «вытаптывает поле» вокруг Башара Асада, уничтожает прежде всего всю умеренную оппозицию, сводит альтернативу в Сирии к выбору между Асадом и ИГИЛ, заодно провоцирует конфликт с Турцией, у которой в Сирии свои планы, а в конце предлагают Вашингтону «размен»: мы вам зачистим Сирию от ИГИЛ, а вы отдаете нам Украину, Желательно вместе с Грузией, странами Балтии и Польшей.

Но сегодня уже понятно, что все эти прогнозы, как бы помягче, опрокинулись. С Турций спровоцировали острый кризис, но затем пришлось мириться, и не на условиях Кремля. «Зачистить поле» вокруг Асада тоже не удалось. А уж о попытках «договориться с Западом» тем более неудобно вспоминать. Особенно теперь, когда эксперты заговорили о высоком риске прямого военного столкновения США и России на сирийском поле.

Напомним: накануне президент США Дональд Трамп заявил, что примет решение, применить ли военную силу против властей Сирии в связи с сообщениями об использовании химоружия в городе Дума, «в течение 24-48 часов». «Это варварское, ужасное нападение. Этого не должно было случиться», — сказал он, выступая на заседании своего кабинета. «Мы примем решение очень быстро. Возможно, уже к концу дня сегодня. Мы не можем позволить, чтобы совершались такие злодеяния», — добавил он. Высказывания президента распространил пресс-пул Белого дома, указывает ТАСС.

По словам Трампа, вечером он проведет совещание с руководством Пентагона. Когда у Трампа поинтересовались, исключено ли использование американской военной силы против Асада, глава американской администрации ответил отрицательно. «Рассматриваются все варианты действий», — подчеркнул Трамп.

На вопрос журналистов, есть ли какие-либо сомнения относительно того, кто прибег к применению химоружия, президент ответил: «Нет, они (Дамаск) говорят, что они к этому не причастны. По мне, сомневаться не в чем, но генералы все выяснят». «Если это Россия, если это Сирия, если это Иран, если это они все вместе (сделали), мы выясним», — добавил он. Президент пообещал, что США не оставят без последствий вероятное применение химоружия в Сирии, и заявил, что за это ответят все стороны, поддерживающие Дамаск. «Все заплатят цену. Он заплатит, все заплатят», — заявил журналистам американский лидер.

У него поинтересовались, столкнутся ли президенты России и Сирии Владимир Путин и Башар Асад с какими-либо последствиями якобы осуществленной химатаки в Думе. Репортеры перекрикивали друг друга, и сложно было понять, на какой именно вопрос — касавшийся Путина или Асада — отвечал Трамп, на что указал в своем отчете дежурный по пресс-пулу Белого дома. Он также пообещал, что если США решат принять меры в свете имевшей место химатаки в Думе, то такой ответ окажется «чрезвычайно жестким».

Формально решение еще не принято. В СМИ уже были «утечки», согласно которым, США могут ввести против России новый пакет санкций — уже за Сирию. Но вот эксперты предупреждают: риск, что в Вашингтоне изберут «силовой вариант», весьма высок. Особенно с учетом того, что в Вашингтоне, по крайней мере, на уровне Госдепартамента уже открыто возлагают ответственность на Россию. Плюс ко всему для Трампа, в офисе адвоката которого ФБР проводит обыски, надо принимать во внимание и внутриполитические реалии, вернее, избавляться от имиджа «кремлевской марионетки» и политика, который не смеет критиковать Путина.

Наконец, как минимум следует принимать во внимание тот факт, что войсковая группировка в Леванте уже усиливается. По крайней мере, один ракетный эсминец ВМС США отправился в направлении побережья Сирии после совещания в Белом доме, посвященного имевшей место химической атаке в сирийском городе Дума, сообщила на своем сайте газета The Wall Street Journal.

В свою очередь, «Ведомости» со ссылкой на Reuters сообщают: как рассказали неназванные американские чиновники, США рассматривают вариант международного ответа на имевшую место в сирийской Думе химическую атаку. Подробности операции не приводятся, но в числе потенциальных целей называются объекты, которые могут быть связаны с программой Дамаска по развитию химического оружия.

Опрошенные агентством эксперты допускают, что удары могут быть нанесены и по сирийскому аэродрому Хмеймим, где расположена база российских ВКС. Официального подтверждения этой операции, правда, нет. Более того, представители администрации США, Пентагона и Госдепартамента отказались комментировать конкретные планы ответа. К вероятным союзникам США по акции возмездия эксперты отнесли Францию, а также Великобританию и страны Ближнего Востока. Ранее президент Франции Эммануэль Макрон заявлял о готовности своей страны атаковать Сирию в случае нарушения договора о запрете химоружия.

По словам британского посла в США Карен Пирс, Лондон предпочел бы «начать с надлежащего расследования» инцидента. Но Великобритания также рассматривает все варианты и находится в постоянном контакте с союзниками.

Наконец, показательно, что вероятность силового сценария, который, подберем самый мягкий эпитет, затронет российские войска в Сирии, всерьез рассматривают и в Москве. Постпред России при ООН Василий Небензя уже перепуганно заявил, что силовые действия США в Сирии могут привести к тяжелым последствиям, передает РИА «Новости».

«По соответствующим каналам мы уже доводили до американской стороны, что силовые действия под ложными предлогами против Сирии, где по просьбе законного правительства этой страны находятся российские военнослужащие, могут привести к самым тяжелым последствиям», — сказал Небензя. А начальник российского Генштаба Валерий Герасимов еще в середине марта обещал «ответные меры воздействия как по ракетам, так и по носителям, которые будут их применять» в том случае, если под угрозой окажется жизнь российских военнослужащих на территории Сирии.

Впрочем, есть пример американского удара по базе «Шайрат», откуда Москва заблаговременно вывела своих инструкторов. Но между «Шайратом» и Хмеймимом, регулярно мелькающим в новостях, есть большая разница, в том числе в такой тонкой сфере, как психология и пиар. Наконец, на нынешнем фоне у Владимира Путина нет и возможности объявить в очередной раз о «разгроме ИГИЛ» и вывести войска из Сирии — момент безнадежно упущен.

На этом фоне есть, конечно, надежды, что «проба сил» в Сирии все же не перерастет в глобальную войну, где уже не останется ни победителей, ни проигравших. Но вот дипломатическое поражение России уже налицо. Держать Асада на штыках становится все труднее и опаснее, особенно с учетом того, что Москва этого политика просто не контролирует хотя бы в той мере, чтобы не устраивать химических атак на свое население. Уничтожение химического оружия Асада тоже было российским дипломатическим «проектом», который с треском проваливается.

Но самое главное, на фоне усиливающегося противостояния с США далеко не все обратили внимание, как рухнули отношения РФ с другими партнерами, прежде всего Турцией и Израилем. В Анкаре выступают со сдержанными заявлениями, но атаку на Думу уже осудили и назвали виновных — режим Асада, который поддерживает Москва.

А это уже серьезно ограничивает «свободу рук» на российском направлении не только для Трампа, но и для Эрдогана, который не может не понимать, как «совместятся» в общественном мнении Турции его рукопожатия с Путиным и кадры умирающих детей из Сирии.

Наконец, в глубоком кризисе отношения России с Израилем. Напомним: накануне два истребителя F-15 ВВС Израиля нанесли удар по сирийской авиабазе T-4. Всего, как сообщили в минобороны России, по аэродрому было выпущено восемь управляемых ракет. Самолеты провели атаку с территории Ливана, не заходя в воздушное пространство арабской республики. В ведомстве подчеркнули, что никто из российских советников не пострадал, хотя они, как сквозь зубы признают в РФ, на этой базе были. Отмечается, что подразделения Вооруженных сил САР в ходе противовоздушного боя уничтожили пять управляемых ракет, еще три достигли западной части аэродрома.

Однако агентство The Associated Press, ссылаясь на одну из мониторинговых организаций, заявляет о 14 погибших, среди которых, по его сведениям, есть граждане Ирана.

Здесь нужно пояснение. В Израиле уже давно высказывают опасения по поводу иранской активности в Сирии. И удары по иранским объектам в Сирии тоже наносились неоднократно. Теперь добавился новый фактор угрозы: химическое оружие, которое может попасть в распоряжение той же «Хезболлах».

Во всяком случае, бывший командующий ВВС Израиля Эйтан Бен-Элияху в интервью газете «Маарив» заявил, что у него нет сомнений в связи «между этой атакой и использованием отравляющих веществ в городе Дума», и добавил, что Израиль стремится не допустить концентрации иранских сил в этом районе, передает «Взгляд». «Два месяца назад (10 февраля) авиабаза Т-4 между Хомсом и Пальмирой уже подвергалась ракетной атаке», — напомнил Бен-Элияху.

На этой авиабазе находится иранский пункт управления беспилотниками, напоминают эксперты. Другой вопрос, что теперь и в прямом, и в переносном смысле под ударом оказались россияне, и в Израиле, не колеблясь, этот удар нанесли, что для России явно плохая новость, причем не столько «военная», сколько политическая. Особенно если вспомнить фотографии российских военнослужащих с нашивками «Хезболлах». И если до военного столкновения США и России в Сирии еще не дошло, по крайней мере, на момент подготовки этой статьи, то политическую пробу сил Москва уже проиграла.