Политика, Эхо

О попытках Еревана раскачать ситуацию на Нахчыванском направлении

sergey-lavrovНУРАНИ

Вторая годовщина апрельских боев возымела весьма неожиданный эффект. Разного рода «мозговые центры», аналитические корпорации и отдельные эксперты выступили с целой серией прогнозов, посвященных Карабаху.

Где, потратив уйму слов, приходили к тем же выводам, которые были очевидны если не для всех, то для многих: регион продолжает жить под угрозой новой войны.

И если она действительно случится, то события вряд ли будут напоминать «кальку» с начала девяностых. После апрельских боев 2016 года уже не осталось сомнений, что баланс сил в регионе изменился, причем в пользу Азербайджана.

На этом фоне высказаться на тему решил глава МИД РФ Сергей Лавров. Который дал интервью армянским тележурналистам и в его ходе изрек: мол, сторонам карабахского конфликта необходимо для продвижения в переговорах отказаться от недоверия друг к другу, при этом использовав наработки казанского саммита 2011 года.

«Самое главное — отойти от недоверия, которое по-прежнему еще иногда проявляется в ходе переговоров, и сконцентрироваться на реалистичных, прагматичных идеях, которые имеются в достатке», — цитирует российского министра 1news.az. По его словам, эти идеи нужно «положить на бумагу».

Как рассказывал Сергей Викторович, подготовка к казанскому саммиту 2011 года шла интенсивно, в том числе между сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

Правда, затем признал: «Но в ходе самого саммита появились дополнительные вопросы и комментарии. Так бывает. Мы из этого не делаем особой трагедии. Работа будет продолжаться. Уверен, что многое из того, что содержит так называемый «казанский документ», по-прежнему востребовано». После чего заверил: «Ничто из наработанного в те годы, я думаю, не пропало. Хотя, конечно, за это время появились некоторые новые идеи, которые сопредседатели сейчас продвигают в контактах со сторонами».

Поясним. Переговоры в Казани действительно на момент их старта сочли многообещающими. В Москве выступали с громким заявлениями, что теперь Россия берется за урегулирование всерьез, что без нее на Кавказе не будет ни войны, ни мира, политологи рассуждали, что у нее колоссальные возможности оказать влияние на ситуацию в регионе…

Переговоры действительно начались весьма многообещающе, а после…закончились ничем. Во время встречи в Казани президент Ильхам Алиев отказался подписывать предложенное соглашение, потому как первоначально в ходе встреч обсуждался один документ, а в Казани на столе переговоров оказался уже другой. Добавим от себя: куда более выгодный Армении и не отвечающий интересам Азербайджана.

Но теперь Сергей Лавров вновь заговорил о «казанском документе». Том самом, который подвергся «исправлениям и дополнениям» в интересах любимого форпоста Москвы и был отвергнут Азербайджаном.

А вот это уже интересно.

Прежде всего, в регионе в последние месяцы было предостаточно разговоров то о «плане Лаврова», то о «плане Дугина», то еще о чем-то в том же роде. Затем теперь уже бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Хогланд заявил, что никакого «плана Лаврова» не существует в природе, но работа над новым документом идет.

И вдруг на этом фоне Сергей Викторович вынимает из мусорной корзины «казанский документ», старательно его разглаживает на коленке и вновь пытается представить сторонам. И рассчитывает, что этот документ будет принят? Может, Сергей Лавров так верит в свой талант дипломата? Или Москва рассчитывает этот план «продавить»?

Здесь, конечно, можно строить множество предположений и догадок. Но как минимум показательно, что заявления Лаврова прозвучали на фоне очередной ереванской «игры на обострение», на сей раз на нахчыванском направлении. Как уверял на своей странице в социальной сети Facebook пресс- секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян, оказывается, Вооруженные силы Азербайджана несколько раз нарушили режим прекращения огня на нахичеванском участке армянской границы в ночь с 7 на 8 апреля.

По версии Ованнисяна, «противник» открыл огонь по позициям армянских Вооруженных сил, применив в основном стрелковое оружие, но вот ответными действиями армянские Вооруженные силы заставили противника прекратить обстрелы. И теперь Министерство обороны Армении призывает азербайджанские ВС воздерживаться от дальнейших провокаций и предупреждает, что ни один подобный шаг не останется без ответа.

Это, конечно, тот случай, когда армянские официальные версии надо воспринимать с точностью до наоборот. Нахчыван — точка уникальная. Этот регион Азербайджана отделен от основной территории страны, но граничит с Турцией. И к тому же находится под защитой Карсского договора. Здесь линия фронта совпадает с государственной границей. Азербайджану на этом направлении устраивать «игру на обострение» просто незачем.

Иное дело — Армения. Где, с одной стороны, не скрывают своих притязаний на Нахчыван. А с другой, уже давно находятся в состоянии «глубокого перепуга» из-за того, что в Нахчыванской АР находится прекрасно подготовленная и вооруженная армия, да еще к тому же регулярно проходят совместные учения с Вооруженными силами Турции.

Во всяком случае, в те же дни, когда Арцрун Ованнисян тиражировал байки насчет «азербайджанского обстрела», руководитель центрального офиса Ай Дата и по политическим вопросам АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД) Киро Маноян собрал пресс-конференцию, где стращал слабонервных: Азербайджан совместно с Турцией милитаризирует Нахчыван! Причем, по, его словам, если в случае с «Арцахом» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) Азербайджан демонстрирует, будто Турция тут не при чем, то в вопросе Нахчывана они явно действуют сообща.

«Необходимо быть внимательными по части Нахичевана. Турция и Азербайджан милитаризируют Нахичеван, и оттуда может исходить опасность, и уже в этом случае сложится совсем иная ситуация», — отметил он. После чего тут же дал понять, на кого в Ереване возлагают все надежды: дескать, если будет совершено нападение на «Арцах», то еще вопрос, отреагирует ли на это Россия, а вот если нападение будет со стороны «Нахиджевана», то не только РФ примет участие, но и Армения использует весь военный арсенал.

«Это повлечет за собой непредсказуемые последствия, поскольку это будет происходить не вокруг спорных территорий, а это действия против Армении. Действия, направленные против любой части Армении, повлекут за собой такие же последствия, однако в направлении Нахичевана будет намного опаснее. Это не означает, что они выйдут победителями, это повлечет за собой непредсказуемые последствия», — отметил он.

Дальнейший сценарий просчитать куда проще. Армения устраивает очередные «игры с огнем» на границе, получает ответный удар и принимается вопить «На помощь! На нас напали! Сейчас злые турки устроят новый «геноцид»!» Подобные «политтехнологии» здесь применяются еще с середины позапрошлого века.

Другой вопрос, почему именно теперь в Армении пришли к выводу, что настал самый удобный момент для такого рода провокаций. Понятно, что Ереван не на шутку воодушевили очередные оружейные подарки из Москвы. Но не менее важно другое. Здесь, похоже, самым внимательным образом отследили переговоры Путина, Эрдогана и Роухани в Анкаре. После чего сделали выводы, что теперь, благодаря России, вмешательства Турции тоже можно не опасаться.

Вряд ли стоит лишний раз напоминать, сколько такие умопостроения далеки от действительности. Но весь вопрос в том, что в Армении их воспринимают как руководство к действию. А Москва явно не спешит осаживать свой «форпост». И даже обещает ради него не только раскошелиться на оружейные кредиты, но и реанимировать «казанский документ». И будем откровенны: такую политику очень трудно назвать «миротворческой».