Э.РУСТАМОВА
В Азербайджане для облегчения трудоустройства граждан создадут специализированные банки, в которых собирается актуальная информация об открытых вакансиях в различных сферах деятельности. Так, в стране создается банк вакансий в связи с безработицей. Об этом отмечается в статье 7 законопроекта «О занятости».
Согласно статье, банк вакансий создается соответствующими органами Исполнительной власти на основании информации о новых рабочих местах, которую работодатели вносят в информационную систему. На основании информации работодателей электронная информационная система создает таблицу о штатных единицах по каждому работодателю.
В создании банка вакансий могут быть использованы информационные резервы, собранные юридическими лицами, имеющими соглашение с соответствующими исполнительными органами об обмене электронной информацией. Отмечается, что работодатели, которые в положенный срок не внесли данные в информационную систему, будут нести ответственность в установленном законом порядке.
«Какой смысл создавать банк вакансий, если люди, которые действительно не могут найти работу, не подпадают под понятие «безработные»?». Об этом заявил в беседе с Echo.az глава Лиги защиты трудовых прав граждан Сахиб Мамедов.
По его словам, пока не понятно, чем будет отличаться банк вакансий от базы вакансий, которая уже существует при Министерстве труда и социальной защиты населения и в Центрах занятости.
«В базе хранится информация об открытых вакансиях и гражданах, которые встали на учет в поисках работы. Вообще не вижу смысла в создании банка вакансии после принятия абсурдных законодательных актов, которые противоречат Конституции. Речь идет о новом порядке страхования от безработицы, который был введен с января 2018 года,» — сказал он.
«Как известно, Кабинет министров исключил из нормативных документов упоминание о пособии по безработице. Согласно новому порядку, страховка от безработицы будет выплачиваться работникам ликвидированных предприятий и организаций, уволенных в результате сокращения штата. Такие лица в соответствии с законом «О занятости» должны пройти регистрацию в качестве безработных,» — обьяснил он.
По словам Мамедова, таким образом, страховка от безработицы не полагается тем, кто ушел с работы по собственному желанию.
«Это антиконституционно, ведь люди увольняются по разным причинам. Кто-то из-за состояния здоровья, у кого-то на работе не сложились отношения с начальством, кому-то сильно урезали зарплату, и это побудило написать заявление об увольнении. Они также должны иметь право на страховку. Считать этих людей небезработными абсурдно и антиконституционно, на мой взгляд», — сказал Сахиб Мамедов.
Он добавил, что до принятия нового порядка, лица, потерявшие работу, неважно по какой причине, могли претендовать на компенсацию.
«Замечу, что право на пособие имели только те лица, которые работают на основе трудового договора. Из бюджета тогда выделялась небольшая сумма для этой статьи расходов, а претендентов на пособие было достаточно много. Естественно, денег не хватало,» — отмечает эксперт.
По словам Мамедова, сегодня наблюдается совершенно другая картина.
«Правительство увеличило бюджета Фонда страхования от безработицы на 2018 год в несколько раз, а точнее в семь раз (доходы и расходы Фонда на текущий год утверждены в размере 89,04 миллиона манатов — Авт.). Но теперь далеко не каждый может встать на учет и претендовать на получение пособия. После всего этого, какой смысл создавать банк вакансий? Ведь люди, которые действительно не могут найти работу, не подпадают под понятие «безработные»,» — сказал он.
Пока существует антиконституционный закон, никакие банки и базы вакансий не помогут решить проблемы азербайджанского рынка труда», — подчеркнул Сахиб Мамедов.
Отметим, что в статье расходов Фонда из 89,04 миллиона манатов 35,802 миллиона манатов будут направлены на организацию мероприятий по самозанятости, 33,478 миллиона манатов — на страховые выплаты по безработице, 13,709 миллиона манатов — на расходы по содержанию аппарата службы занятости и ее местных органов, 1,788 миллиона манатов — на организацию оплачиваемых общественных работ, 1,613 миллиона манатов — на организацию профессиональной подготовки и дополнительного образования, 1,38 миллиона манатов — на совместное со страхователем финансирование части зарплаты застрахованного на определенный период, 1,15 миллиона манатов — на оказание консультаций по профессиональной ориентации, 120 тысяч манатов — на организацию трудовых ярмарок и бирж.
Доходы Фонда сформированы на основе страховых выплат бюджетных организаций и их работников (по 17 726,212 тысячи манатов), страховых выплат других страхователей (53 567,576 тысячи манатов) и прочих доходов (20 тысяч манатов).
По словам Сахиба Мамедова, на азербайджанском рынке труда наблюдается хаос.
«В законодательстве до сих пор нет четкого понятия, кто такой безработный человек. Например, по документам люди несколько лет работают на том или ином предприятии, но они по факту не выходят на работу и не один год находятся в неоплачиваемом отпуске. При этом они числятся по официальной статистике, как активно работающие граждане. Кем они на самом деле являются — безработными или трудоустроенными?,» — спрашивает Мамедов.
«Кроме того, согласно законодательству все трудоспособные члены семьи, которые имеют земельный участок, автоматически считаются трудоустроенными. А ведь тысячи людей в стране не используют свои земли или только один член семьи работает на этом участке. Также на формальном рынке труда есть очень много граждан, которые имеют стабильную заработную плату, но с ними не заключен трудовой контракт или гражданско-правовой контракт,» — говорит он.
Он добавил, что проблема с самозанятыми гражданами тоже не решена.
«Более 90% самозанятых граждан нигде не зарегистрированы. В этих условиях создавать банк вакансий бессмысленно. Правительству и в частности Минтруда следует заняться, прежде всего, решением основных проблем, и только потом браться за второстепенные вопросы», — заключил Сахиб Мамедов.